Принципы специальной педагогики, методы и формы обучения
презентация по коррекционной педагогике

Вахитова Алена Геннадиевна

Принципы специальной педагогики – это общепедагогические и специальные принципы. Реализация общепедагогических принципов в системе специального образования имеет качественное своеобразие. Собственные принципы специальной педагогики отражают важнейшие, концептуальные положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. Эти принципы являются специфическими для специальной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_spetsialnoy_pedagogiki_metody_i_formy_obucheniya.pptx115.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Принципы специальной педагогики, методы и формы обучения - Принцип ранней педагогической помощи . Современное специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-педагогической помощи. - Этиопатогенетический принцип построение коррекционной работы с учётом знаний об этиологии(причине) и патогенезе (механизме) нарушения.

Слайд 2

- . - Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной работы необходимо правильно разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений . - Принцип коррекционно компенсирующей направленности образования . Любой момент в обучении проблемного ребенка должен быть направлен на предупреждение и коррекцию нарушений. - Принцип педагогического оптимизма . Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети, даже те, которые ранее считались необучаемыми .

Слайд 3

- Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования . Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения. - Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.

Слайд 4

Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и учения методы воспитания. Методами обучения являются упорядоченные способы взаимодействия учителя и обучающихся, направленные на передачу знаний и умений и развитие познавательных способностей. Методы учения - способы учебно-познавательной деятельности самих учащихся.

Слайд 5

Психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности составляют систему методов специального воспитания. Под образовательной технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий». В таком контексте возможно говорить о специальных образовательных технологиях развития и образования лиц с особыми образовательными потребностями.

Слайд 6

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности : - перцептивные (методы словесной передачи и слухового или зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу его усвоения; наглядные, практические методы); - логические (индуктивный и дедуктивный ); - гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские).

Слайд 7

Словесные методы Рассказ — яркое, эмоциональное изложение учителем событий, явлений. Он непродолжителен во времени, воздействует на мысль учащегося, его чувства. Беседа - позволяет вовлечь всех детей в учебный процесс, она учит живому общению, позволяет выявить и закрепить имеющиеся у детей знания. Многие дети в силу специфики своего развития вообще не владеют навыками беседы . Чтение вслух имеет огромное значение, особенно в 1—4-х классах, поскольку дети впервые слушают правильное, выразительное, беглое чтение, это образец чтения для учеников. Учащимся предлагается читать самостоятельно, когда текст небольшой по объему и они, прочитав его, могут ответить на вопросы воспитателя.

Слайд 8

Наглядные методы демонстрация, экскурсия, самостоятельные наблюдения . Кроме натуральных объектов выделяются образная, символическая наглядность, схематическое изображение и графические средства наглядности.

Слайд 9

Требования к наглядности : Д емонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей формы, виден учащимся со всех сторон; воспитатель должен определить, какой вид наглядности необходимо подобрать на занятие, на каком этапе его лучше использовать; необходимо выбирать определенное количество наглядных средств, так как надо не только предъявить учащимся наглядность, но и работать с предъявленной наглядностью. следует демонстрировать наглядность последовательно; важно использовать словесное описание, что поможет учащимся определить отдельные свойства предмета.

Слайд 10

Практические методы В условиях специального образования детей с отклонениями в развитии существует органическое единство наглядных и практических методов обучения , реальным воплощением которого является предметно-практическое обучение. дидактические игры и занимательные упражнения ; программированное обучение. Ход занятия, на котором проводится практическая работа , имеет четкую структуру: объяснение учителя; показ (инструктаж); первые пробы выполнения заданий; выполнение работы; контроль со стороны учителя; отчет учащихся. Самостоятельные работы — различают следующие типы самостоятельных работ: самостоятельные работы по образцу, репродуктивные, вариативные и творческие работы.

Слайд 11

Методы воспитания Воспитательные задачи: обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании npименительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии, формировать отсутствующие по причине первичного или последующих отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств . Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в классе или группе.

Слайд 12

Методы воспитания информационные методы (беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.); практически-действенные методы - приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, нетрадиционные методы - арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), иппотерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды) и пр.; побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание. соревнование).

Слайд 13

Отбор и композиция методов воспитания определяются возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также характером и степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонений в развитии, участием семьи в воспитательном процессе.

Слайд 14

Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях.

Слайд 15

В любом случае применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему. Следует добавить, что нельзя наказывать ребенка трудом, деятельностью в целом, так как и то и другое - привлекательные для ребенка вещи и их нельзя обесценивать, используя в качестве наказания. Более действенным является лишение участия в деятельности, игре, общении. Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения.

Слайд 16

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, принципы и формы обучения в системе образования детей дошкольного возраста

Описание принципов, методов и форм обучения детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Средства, методы и формы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности».

В материале раскрывается дифференцирование методов, средств, приёмов обучения с  учётом возраста детей, их знаний и опыта....

Использование методов, средств, форм обучения в педагогической деятельности по реализации образовательного процесса

Использование воспитателем методов, средств, форм обучения в педагогической деятельности по реализации образовательного процесса в ДОУ...

Методы и формы обучения дошкольников правилам дорожного движения

С каждым годом все интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порожденным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно -транспортный травматизм, поэтому обучение дет...

Методы и формы обучения

Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач...