Консультация для воспитателей "Средства, методы и формы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности».
консультация по рисованию (подготовительная группа) на тему
В материале раскрывается дифференцирование методов, средств, приёмов обучения с учётом возраста детей, их знаний и опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_izo.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Средства, методы и формы обучения детей старшего дошкольного возраста
изобразительной деятельности».
Дифференцирование методов, средств, приёмов обучения с учётом возраста детей, их знаний и опыта.
Подготовительная к школе группа.
Название методов обучения | Средства изобразительной деятельности | Название приёмов обучения | Место в образовательном процессе ДОУ |
1.Наглядный метод. | 1) Материальные средства: Репродукции, картины, наглядные пособия, книги и т.д. 2) Идеальные средства: речь, объяснения, рассказ воспитателя, задания. | Использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; обследование; показ воспитателем приемов изображения; и способов действия; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. | Используется в процессе НОД. Использование натуры как метода обучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка и натуры. |
2.Словесный метод. | 1) образцы, рисунки, альбом, пособия; 2) указания воспитателя в связи с разъяснением поставленных учебных задач; речь, объяснение воспитателя, дискуссия с детьми. | Беседа, рассказ, искусствоведче-ский рассказ; использование образцов педагога; художественное слово. | Используется в процессе НОД, а также в свободной деятельности детей. Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 6—7 лет. |
3.Практический метод. | 1 ) стул, стол, доска, мольберт, альбом, кисти, краски, мелки, пластилин, глина и т.д. 2) речь, правила, разъяснение, задания для детей. | Упражнения; работа сухой кистью, примакивание и т.д.; синхронное рисование; самостоятельный показ детьми известного способа рисования; частичный показ способа рисования; | Используется в процессе НОД, а также в свободной си самостоятельной деятельности детей. В подготовительной группе дети начинают рисовать с предваритель-ного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу. |
4. Игровой метод. | 1) игрушки, изображения персонажей для обыгрывания ситуаций и игровых моментов; 2) загадки, стихи, детские песенки и т.д. | Игровые прёмы; игровые ситуации; игровые упражнения; использование нетрадиционной техники рисования. | Используется в процессе НОД, а также на прогулках. экскурсиях и в свободной деятельности детей. Во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке. |
5. Информацион-но-рецептивный метод. | 1 )образцы, картины, репродукции, альбомы для рассматривания и т.д. 2) речь, рассказ, обмен мнением, объяснение. | Рассматривание; наблюдение; экскурсия; образец воспитателя; показ воспитателя. | Используется в НОД. Например, такая сложная композиционная задача, как расположение на широкой полосе, становится понятнее детям при рассматривании картины. Воспитатель обращает их внимание на то, как художник разделил ее на две части - землю и небо; как изображены предметы в нижней части; почему отдаленные предметы рисуются выше, почти без деталей. Дети видят, что деревья могут быть нарисованы по всей земле, а не только на одной линии. Можно рассмотреть несколько картин на одну тему, где использован один и тот же прием расположения, чтобы дети лучше усвоили его. При рисовании воспитатель, напомнив о виденном на картине, предлагает детям подумать, сколько места займут небо, земля. Затем, разделив их тонкой линией, ребята начинают рисовать. |
6. Репродуктив-ный метод. | 1) стул, стол, доска, мольберт, альбомы кисти, краски, пластилин и т.д. 2) объяснения, указания, правила. | Прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразую-щих движений рукой. | Используется в процессе НОД, а так же в самостоятельной художественной деятельности детей. Дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем. Прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, если данная форма встречается впервые. |
7. Исследователь-ский метод. | 1) Репродукции, картины, наглядные пособия, альбомы, краски, пластилин и т.д. 2) рассказ, речь. мысли, фантазия, высказывания, собственные суждения детей. | Беседа, рассказ, искусствоведче-ский рассказ; использование образцов педагога; художественное слово; самостоятельная работа детей; | Используется в процессе НОД, а так же в самостоятельной художественной деятельности. Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу. |
8.Эвристический метод. | 1) мольберт, альбом, кисти, краски, мелки, пластилин, глина и т.д. 2) речь, мысли, объяснения, указания, правила, | Рассматривание отдельных предметов; обследование; описание; показ воспитателем приемов изображения; и способов действия; побуждение детей к самостоятельной художественной деятельности. | Используется в процессе НОД. Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно. |
9.Метод проблемного изложения. | 1) образцы, картины, репродукции, альбомы для рассматривания, мольберты, краски, кисти и т.д. 2) речь, мысли, рассуждения детей. | Рассказ, изложение; постановка проблемы перед детьми; показ путей решения проблемы; поиск решения. | Метод проблемного изложения, по мнению некоторых педагогов, не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возрастас общим недоразвитием речи»...
Лэпбук - как современная форма обучения детей старшего дошкольного возраста
ull;Помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.•Способ повторения пройденного материала. Ребёнок в любое время может рассмотреть св...
«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подх...
Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Презентация к педсовету по теме "Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"....
План работы по теме самообразования: «Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»
План работы по теме самообразования:«Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»Старшая группа ...
"Методы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельности"
Методы и приемы используемые при проведении опытно - экспериментальной деятельности....
Адвент – календарь как инновационная игровая форма обучения детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В данном материале представлен опыт работы с Адвент календарем в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушения речи старшего дошкольного возраста. Описан вариант изг...