Консультация для воспитателей "Средства, методы и формы обучения детей старшего дошкольного возраста изобразительной деятельности».
консультация по рисованию (подготовительная группа) на тему

Маругина Елена Сергеевна

В материале раскрывается дифференцирование методов, средств, приёмов обучения с  учётом возраста детей, их знаний и опыта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_izo.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Средства, методы и формы обучения детей старшего дошкольного возраста

изобразительной деятельности».

   

   Дифференцирование методов, средств, приёмов обучения с    учётом возраста детей, их знаний и опыта.

                                        Подготовительная к школе группа.

Название методов

      обучения

Средства изобразительной

деятельности

Название приёмов

      обучения

Место в образовательном

процессе ДОУ

1.Наглядный метод.

1) Материальные средства:

Репродукции, картины, наглядные пособия, книги и т.д.

2) Идеальные средства:

речь, объяснения, рассказ воспитателя, задания. 

Использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий;

 рассматривание отдельных предметов;

обследование;

показ воспитателем приемов изображения;

и способов действия;

 показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Используется в процессе НОД.

Использование натуры как метода обучения охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ предмета, сравнение изображения с натурой по форме, положению, цвету, оценка результатов работы путем сопоставления рисунка и натуры. 

2.Словесный метод.

 1) образцы, рисунки, альбом, пособия;

2) указания воспитателя в связи с разъяснением поставленных учебных задач;

речь, объяснение воспитателя, дискуссия с детьми.

 Беседа, рассказ, искусствоведче-ский рассказ;

использование образцов педагога;

художественное слово.

Используется в процессе НОД, а также в свободной деятельности детей.

Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. Беседа как метод обучения применяется главным образом в работе с детьми 6—7 лет.

3.Практический

метод.

1 ) стул, стол, доска, мольберт, альбом, кисти, краски, мелки, пластилин, глина и т.д.

2) речь, правила, разъяснение, задания для детей.

Упражнения;

работа сухой кистью, примакивание и т.д.;

синхронное рисование;

самостоятельный показ детьми известного способа рисования;

частичный показ способа рисования;

Используется в процессе НОД, а также в свободной си самостоятельной деятельности детей.

В подготовительной группе дети начинают рисовать с предваритель-ного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу.

4. Игровой метод.

1) игрушки, изображения персонажей для обыгрывания ситуаций и игровых моментов;

2) загадки, стихи, детские песенки и т.д.

Игровые прёмы;

игровые ситуации;

игровые упражнения;

использование нетрадиционной техники рисования.

Используется в процессе НОД, а также на прогулках. экскурсиях и в свободной деятельности детей.

 Во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.

5. Информацион-но-рецептивный

метод.

1 )образцы, картины, репродукции, альбомы для рассматривания и т.д.

2) речь, рассказ, обмен мнением, объяснение.

Рассматривание;

 наблюдение;

экскурсия;

 образец воспитателя;

 показ воспитателя.

 Используется в НОД.

Например, такая сложная композиционная задача, как расположение на широкой полосе, становится понятнее детям при рассматривании картины. Воспитатель обращает их внимание на то, как художник разделил ее на две части - землю и небо; как изображены предметы в нижней части; почему отдаленные предметы рисуются выше, почти без деталей. Дети видят, что деревья могут быть нарисованы по всей земле, а не только на одной линии. Можно рассмотреть несколько картин на одну тему, где использован один и тот же прием расположения, чтобы дети лучше усвоили его. При рисовании воспитатель, напомнив о виденном на картине, предлагает детям подумать, сколько места займут небо, земля. Затем, разделив их тонкой линией, ребята начинают рисовать.

6. Репродуктив-ный метод.

1) стул, стол, доска, мольберт, альбомы кисти, краски, пластилин и т.д.

2) объяснения, указания, правила.

 Прием повтора;

 работа на черновиках;

выполнение формообразую-щих движений рукой.

Используется в процессе НОД, а так же в самостоятельной художественной деятельности детей.

Дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает

более полное представление о нем.

Прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, если данная форма встречается впервые.

7. Исследователь-ский метод.

1) Репродукции, картины, наглядные пособия, альбомы, краски, пластилин и т.д.

2) рассказ, речь. мысли, фантазия, высказывания, собственные суждения детей.

Беседа, рассказ,

искусствоведче-ский рассказ;

использование образцов педагога;

художественное слово;

самостоятельная работа детей;

Используется в процессе НОД, а так же в самостоятельной художественной деятельности.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

8.Эвристический метод.

1) мольберт, альбом, кисти, краски, мелки, пластилин, глина и т.д.

2) речь, мысли, объяснения, указания, правила,

Рассматривание отдельных предметов;

обследование;

описание;

  показ воспитателем приемов изображения;

и способов действия;

побуждение детей к самостоятельной художественной деятельности.

Используется в процессе НОД.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

9.Метод проблемного изложения.

1) образцы, картины, репродукции, альбомы для рассматривания, мольберты, краски, кисти и т.д.

2) речь, мысли, рассуждения детей.

Рассказ, изложение;

постановка проблемы перед детьми;

показ путей решения проблемы;

поиск решения.

Метод проблемного изложения, по мнению некоторых педагогов, не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

                       

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Опыт работы на тему: «Ознакомление с родным городом в организованных формах обучения детей старшего дошкольного возрастас общим недоразвитием речи»...

Лэпбук - как современная форма обучения детей старшего дошкольного возраста

ull;Помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.•Способ повторения пройденного материала. Ребёнок в любое время может рассмотреть св...

«РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Разработанные Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДО определяют основные цели и задачи воспитания и образования каждого ребёнка в новых условиях, что предполагает индивидуальный подх...

Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

Презентация к педсовету по теме "Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"....

План работы по теме самообразования: «Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»

План работы по теме самообразования:«Дидактическая игра, как форма обучения детей старшего дошкольного возраста»Старшая   группа ...

"Методы и приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельности"

Методы и приемы используемые при проведении опытно - экспериментальной деятельности....

Адвент – календарь как инновационная игровая форма обучения детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

 В данном материале представлен опыт работы с Адвент календарем в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушения речи старшего дошкольного возраста. Описан вариант изг...