Картотека индивидуальных логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Конспекты индивидуальных коррекционных занятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «День рождения Лунтика»
Цель: автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука«Л». Продолжать учить правильно произносить звук «Л» в слогах, словах, предложениях. Продолжать учить определять наличие звука в слове, место звука в слове, умение выделять первый звук. Упражнять в склонении существительных. Активизировать словарь по темам «Продукты», «Игрушки», употребление обобщающих слов. Упражнять в согласовании существительных с прилагательным «сладкий».
Коррекционно-развивающие: Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику. Развивать умение систематизировать предметы, обосновывать свой ответ. Развивать мышление, внимание, навыки ориентировки в пространстве. Развивать темпоритмический слух. Закреплять знание основных и оттеночных цветов. Развивать фонематический слух, связную речь.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать самоконтроль за речью. Прививать культурно-гигиенические навыки.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, дид/пособие «Самолёт» (определение места звука в слове), массажный мяч, инд. зеркало, мяч, предметные картинки к игре «Найди пару», карточки к игре «Зашифрованное слово», цветные кружки для зрительной гимнастики.
Предварительная работа:
1. Проведение дид/игр «Найди пару», «Зашифрованное слово»
2. Заучивание комплексов самомассажа.
3. Проведение игр «Повтори стук», «Повтори мелодию»
4. Работа с деформированными фразами.
Ход:
I. Организационный момент.
Логопед: Я загадаю тебе загадку о мультипликационном герое. Угадай, о ком идет речь.
«Однажды на луне родился необычный малыш. И случилось так, что он попал на землю.
Там он нашел себе много друзей.» Ты догадался, о ком речь?
Ответ ребёнка.
II. Установка на выполнение задания.
Логопед: правильно, это Лунтик. Давай представим, что у Лунтика сегодня день рождения и посмотрим, что интересного произошло в этот день. Но мы будем не только смотреть и выполнять задания, но и вспомним правильное произношение звука «Л».
Давай посмотрим, как мы произносим звук «Л». В каком положении губы? (в улыбке)
Где находится язычок? (за верхними зубами).
III. Основная часть. ( с просмотром мультимедийной презентации)
Логопед:
Сегодня у Лунтика день рождения. Он встал пораньше, хорошенько умылся.
Выполняется самомассаж «Нос, умойся!».
1. «Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.
2. «Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.
3. «Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.
4. «Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.
5. «Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.
Реклама 00
6. «Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.
7. «Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.
8. «Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.
Потом Лунтик решил попускать пузыри в водичке.
Выполняется дыхательная гимнастика «Буль-бульки»
Хорошенько почистил зубки (упр-е «Почистим зубки»), причесался (упр-е «Расческа»), увидел свои любимые игрушки и решил немножко поиграть с ними. Это были лошадка (упр-е «Лошадка») и самолетик (упр-е «Самолет»). Потом Лунтик вышел на улицу и решил покататься на качелях (упр-е «Качели»).
Вдруг Лунтик услышал весёлое пение. Это пели бабочки. Он решил спеть вместе с ними. Давай подпоем бабочкам и Лунтику. (пропевание слогов со звуком «Л» по 2 раза)
- Ла-ла ла-ла-ла
- ло-ло-ло ло-ло
- лу-лу лу-лу лу-лу-лу-лу-лу
- лы-лы-лы-лы лы-лы-лы
Логопед:
В гости к Лунтику пришли все его друзья: Мила, Кузя, Пчелёнок, Дядя Шнюк, Дядя Корней, Вупсень и Пупсень и даже жаба Клава.
Друзья подарили Лунтику много подарков. Назови эти предметы, чётко проговаривая звук «Л». В названии каких предметов нет звука «Л»? Определи место звука «Л» в названиях картинок.
Ребёнок определяет место звука в слове при помощи дидактического пособия «Самолётик» . (скакалка, ласты, пенал, юла, слоник)
- Скажи, где находится каждый подарок.
Проводится игра «Назови, где предмет» ( ребёнок называет, употребляя слова «справа», «слева», «перед», «за», «на», «около»)
- Лунтику понравились все подарки. Но особенно ему понравился слоник.
Давай поиграем в игру «Подскажи словечко».
Проводится игра «Подскажи словечко»
- Лунтик увидел … (слоника). – Лунтик подошел к … (слонику). – Он стал любоваться … (слоником). – У него никогда не было такого… (слоника). – Когда он будет ложиться спать, он будет думать … ( о слонике).
Гимнастика для глаз «Разноцветные кружки»
(ребенок переводит взгляд на кружок того цвета, который называет логопед)
Логопед:
Баба Капа приготовила угощение. Давай назовем, что она приготовила. Нужно сказать полным предложением. Образец: «Баба Капа приготовила калач.» и т.д. (калач, булочка, слойки, пирог с клубникой).
Скажи, как будет называться пирог с клубникой. (ответ ребёнка)
А какие на вкус эти продукты? Правильно сладкие. Давай скажем какой калач (сладкий), булочка (сладкая), слойки (сладкие), пирог (сладкий).
Логопед: - А из чего приготовлены все эти продукты? (ответ ребёнка)
Правильно, из муки. Когда в муку добавляют жидкость и начинают перемешивать, то получается тесто. Давай покажем, как мы «месим тесто».
Проводится упражнение для рук с использованием массажного мяча «Испечём мы каравай»
- Месим, месим тесто (сжимаем массажный мяч в правой руке)
Есть в печи место (сжимаем мяч в левой руке)
Испечем мы каравай (катаем мяч между ладоней круговыми движениями)
Перекладывай, давай (перекидываем мяч из одной руки в другую и сильно сжимаем)
После вкусного угощения Мила предложила поиграть в игру «Найди пару».
Нужно не только найти пары предметов, но и объяснить свой выбор.
Составь предложения по образцу: «Я объединил лошадь и осла, потому что это – домашние животные». (картинки: свекла, лопата, стол, лошадь, лук, осел, стул, пила.)
Проводится игра «Найди пару»
Логопед:
Пчелёнок любит сочинять стихи. Сегодня он сочинил стихотворение о Миле.
Проводится игра «Эхо» с перекидыванием мяча.
(Ребенок повторяет за взрослым чистоговорки)
Ла-ла-ла - Мила маме помогла
Ло-ло-ло – ловко вымыла стекло
Лы-лы-лы – Мила вымыла полы
Лу-лу-лу – Милочка полола лук
Ала-ала-ала – наша Мила вышивала
Ола-ола-ола – пальчик Мила уколола
Эла-эла-эла – Милу мама пожалела
Логопед:
А Кузя придумал игру «Зашифрованное слово». Необходимо определить первый звук в названиях картинок, потом соединив эти звуки, мы узнаем, какое слово зашифровано. (картинный материал:- стул, лампа, облако, ножи (слон), - ландыш, угол, пчела, акула (лупа), - пенал, игла, лось, алыча (пила)
Проводится игра «Зашифрованное слово»
Логопед: Вупсень и Пупсень собираются идти в школу. Они уже умеют писать. Только то, что они пишут не всегда можно понять. Давай попробуем разобраться и составить правильно предложения.
- Делать, Мила, куличи, песок, из.
- Помогать, Лунтик, баба, Капа.
- Бабочка, ловить, Лунтик, сачок.
- Пчелёнок, Кузя, и, футбол, в, играть.
IV. Заключительная часть.
Логопед:
Вот и подошел день рождения Лунтика к концу. Ты справился (лась) со всеми заданиями. Что тебе запомнилось и понравилось?
Конспект индивидуального логопедического занятия
с ребенком.
Тема: Автоматизация звука [Л].
Возраст ребёнка – 6 лет.
Цель: автоматизация звука [Л].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях;
- уточнить артикуляцию и характеристику звука [л];
- формировать умение согласовывать имя существительное с числительным;
- формировать умение согласовывать прилагательные с существительным;
- формировать глагольный словарь;
- формировать умение подбирать антонимы к словам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев рук, артикуляционную моторику, мимические мышцы лица;
- развивать фонематический слух и восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать у ребёнка самоконтроль за своей речью.
Оборудование: Картинки со звуком [л], мячики и колечки суджок, логопедическое лото с сюжетными картинками, пособие «Звуковые домики», дыхательный тренажер «Дует ветерок», изготовленный своими руками, игрушка-пирамидка для произнесения слогов, корригирующая дорожка, картинки с цифрами, разноцветные кружочки для выкладывания образа буквы Л.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуй, Слава! Вот и настал новый день. Давай улыбнёмся друг другу! А теперь посмотри за окном какое время года? (Осень)
- Какой день- пасмурный или ясный? (ответ ребёнка)
- Когда пасмурный день, настроение у нас какое? А когда ясный день, какое настроение? Покажи. (Показ мимикой лица)
2. Основная часть. Акустико-артикуляционная характеристика звука [л].
- Давай вспомним с тобой как работают губы, язычок при правильном произнесении звука.
Л.; С.: Губы в улыбке, кончик язычка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними зубами. Звук [л]- согласный, твердый, звонкий.
- Покажи, в каком домике живёт буква л? Почему? (Ответ ребёнка)
3. Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок».
Выполнение упражнений «Крылатые качели», «Часики», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Индюк», «Чашечка», «Грибочек».
4. Дыхательная гимнастика «Дует ветерок».
5. Пальчиковая гимнастика «Колючий ёжик».
Пальчиковый су-джок массаж «Колючий ёжик»:
Бежит ёжик по дорожке, у него большие ножки.
(ребёнок проговаривает стихотворение одновременно катая по ладошке су-джок-шарик).
6. Игра «Пирамидка и слоги».
- Собери пирамидку - повтори открытые слоги:
ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
- Разбери пирамидку – повтори закрытые слоги:
АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ.
(Ребенок собирает-разбирает и повторяет слоги).
7. Игра «Посчитаем». (изменение слова Лодка в соответствии с числительным)
(1 лодка, 2 лодки, 3 лодки, 4 лодки, 5 лодок).
8. Игра «Солдатики шагают».
- Солдатики шагают
картинки собирают,
1, 2, 3, – все слова ты повтори!
По ковру разложены картинки со звуком [Л], под картинкой цифры (1, 2, 3, 4, 7 и т. д.).
Задание:
- Назвать картинку, чётко произнести слово со звуком [Л].
Произнести слово нужно соответственно цифре (цифра 3 – произнести 3 раза).
(Один ЛОСЬ; ЛОСЬ. Два ЯБЛОКА; ЯБЛОКО, ЯБЛОКО. Три СЛОНА; СЛОН, СЛОН, СЛОН).
- Молодец!
9. Игра «Кто что делал?» (формирование глагольного словаря)
Ребёнок на логопедическом лото раскладывает и называет картинки.
(Уснул, побежал, упал, написала, поехала).
10. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Ребёнок перекатывает мяч логопеду, называя противоположное слово и четко проговаривая звук Л (тонкий-тоЛстый, горячий-хоЛодный, сытый-гоЛодный, лёгкий-тяжёЛый,
11. Игра «Сухой бассейн».
- Перед тобой контейнер с фасолью. Найти в нём животных, название которых начинается со звука Л, собери его и назови. (ребёнок находит игрушки, собирает и называет).
12. Игра «Выложи букву».
- Из кружочков выложи букву на столе, которую мы сегодня повторяли, и чётко произнеси её.(ребёнок выкладывает на столе образ буквы Л
13. Итог занятия.
Л.: Вот и закончилось наше занятие. Что тебе больше всего понравилось?
Конспект «Автоматизация звука [с] в словах» (подготовительная группа).
Тема: «Автоматизация звука [с] в словах» (подготовительная группа).
Цели: Проведение комплекса артикуляционных упражнений для закрепления правильного произношения звука [с]. Коррекционно-образовательные:
- автоматизировать звук [с] в слогах, словах, словосочетаниях;
- уточнить артикуляцию и характеристику звука [с];
- формировать умение словообразования;
- формировать умение согласовывать существительные с числительными;
- формировать глагольный словарь;
- формировать умение подбирать антонимы к словам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев рук, артикуляционную моторику, мимические мышцы лица;
- развивать фонематический слух и восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать у ребёнка самоконтроль за своей речью.
Оборудование: Снежинка, картинки, в названии которых слышится звук [с].
Ход занятия.
1. Объявление темы занятия.
- Здравствуй, Илюша! Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [с] в словах. И начнем с разминки.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Покусать язычок», «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Загнать мяч в ворота», «Насос».
3. Игра «Повторюшки»(отраженное повторение ребенком слов за логопедом)
- Я буду называть слова, а ты повтори их за мной.
Санки, Самолет
Оса, Собака
Салют, Самокат
Сумка, Маска
Стакан, Сапог
4. Игра «Назови ласково».
- Давай с тобой превратим наши слова в ласковые.
Санки - саночки
Сад -
Салют -
Сумка -
Стакан -
Самолет -
Собака -
Самокат -
Маска -
Сапог -
5. «Игра в слова».
- Сейчас я назову тебе несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!
СОКОЛ, СИТО, СОСНА, СТАРИК, САРАЙ, СНЕГУРОЧКА.
- Назови слова, которые ты запомнил. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?
- Придумай слова, которые начинаются на звук [с].
- Повтори пожалуйста те слова, которые я просила запомнить.
6. Пальчиковая гимнастика «Зайцы».
- Ты наверное устал? Давай поиграем с нашими пальчиками. Наша игра называется «Зайцы».
Скачет зайка косой
Под высокой сосной
Под другой сосной
Скачет зайка другой.
7. Работа с дыханием, согласование существительных с числительными.
- Перевернуть картинку с изображением сосульки. Положить на картинку снежинку.
- Подуй на снежинку (сдувает). Возьми картинку. Что нарисовано на ней?
- Сосульки.
- Посчитай сосульки от 1 до 10.
8. Отработка лексических категорий.
- Назови слова - родственники к слову СНЕГ
- Снежинка, снеговик, снежный, снежок, снегирь, снегопад.
9. Дидактическая игра «4 лишний».
- Перед тобой лежат картинки. Назови их. Какая картинка лишняя? Почему?
ИНДЮК, СОВА, ГУСЬ, ПЕТУХ
СТОЛ, СТУЛ, ПОДНОС, КРОВАТЬ
МАЛИНА, КРЫЖОВНИК, ЗЕМЛЯНИКА, АНАНАС
СОБАКА, ЛИСА, БАРСУК, БЕЛКА
10. Обогащение словарного запаса по теме «Транспорт».
- Назови какое-либо транспортное средство, в названии которого есть звук [с].
- Автобус, троллейбус, самолет, самокат, самосвал.
11. Итог занятия.
Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков «Р» и «Л».
Цель: Дифференциация звуков «Р» и «Л» в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- закреплять правильное произношение звуков «Р», «Л» в слогах, словах, предложениях.
- закреплять в речи названия цветов;
Коррекционно – развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать навык фонематического анализа;
- развивать зрительное и слуховое внимание, память.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать критическое отношение к своей речи.
Оборудование:
Зеркало, игрушка Пчела Лара, фишки для звукового анализа, аппаратура для демонстрации слайдов.
Ход занятия.
I. Организационный момент
Логопед. Посмотри, к нам в гости прилетела пчела. Зовут ее Лара. Она поможет нам различать звуки «Р» и «Л» (слайд 1).
II.Основная часть
1.Артикуляция звуков
Логопед. Давай с тобой вспомним правильное положение языка, рта, губ, зубов, при произношении этих звуков.
Ребенок.
«Р» – губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит), горлышко молчит, а язычок дрожит.
«Л» – губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами, но не дрожит.
2. Артикуляционные упражнения.
Логопед. Потренируем язычок. Упражнения выполняются с опорой на программу для планшетов «Звуки Р и Рь» Серия «Мама научит»
Упражнение «Чистим зубки»
Ребенок. Широко открыв рот, «чистит» кончиком языка за верхними зубами.
Упражнение «Маляр»
Ребенок. Открыв рот, водит кончиком языка по верхнему небу, как кистью.
Упражнение «Качели»
Ребенок. Широко открыв рот, ставит кончик языка попеременно за верхние и нижние зубы.
Упражнение «Моторчик»
Ребенок. Заводит «моторчик» машины – р-р-.
Упражнение «Пароход»
Ребенок. Прижимает широкий кончик языка к верхним зубам и гудит - ы-ы-.
3. Повторяем слоги (дифференциация звуков «Р» т «Л» в слогах).
Логопед. Лара любит, летая петь песенки. Спой вместе с ней.
ла-ра-ла ала-ара-ала ал – ар - ал
лу-ру-лу улу-уру-улу ул – ур - ул
лы-ры-лы ылы-ыры-ылы ыл – ыр - ыл
ло-ро-ло оло-оро-оло ол ор – ол –ор
4. Поиграем со словами (дифференциация звуков «Р» т «Л» в словах).
Логопед. Назови картинки (слайд 2).
Ребенок. Роза, ромашка, костер, забор.
Логопед. Закрой глаза и повтори названия картинок.
Ребенок. Повторяет, правильно произнося «Р».
Логопед. В названии каких картинок звук «Р» слышится в начале?
Ребенок. Роза, ромашка.
Логопед. Назови картинки (слайд 3).
Ребенок. Лотос, ландыш, сокол, дятел.
Логопед. В названии каких картинок слышишь звук «Л» в конце?
Ребенок. Сокол. Дятел.
Логопед. Пчелка Лара собирает нектар с цветов. Вспомни названия цветов, которые ты называл.
Ребенок. Роза, ромашка, лотос, ландыш.
5. Найди цветок. (дифференциация звуков «Р» и «Л» в словах) (слайд 4).
Логопед. Как много цветов растет на лужайке. Лара летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать цветы. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук «Р» и «Л».
Орхидея, астра, роза, мимоза, нарцисс, василёк, ромашка, гладиолус, колокольчик, ландыш, одуванчик, фиалка.
Ребенок. Орхидея, астра, нарцисс, роза, ромашка. Колокольчик, ландыш, фиалка, гладиолус.
6. Имя Лара (развитие навыка фонематического анализа и языкового анализа).
Логопед. Назови по порядку звуки в слове «Лара». Выложи схему этого слова кружочками. Сколько всего звуков в этом слове? Какой первый? Третий? Раздели это слово на слоги. Придумай предложение со словами пчела Лара. Посчитай количество слов в этом предложении.
7. Физминутка (заботимся о зрении).
Логопед. Пчелка устала, собирая мед. Пусть теперь споет, а ты с ней.
К нам пчела влетела,
Влетела и запела «Ла-ла-ла…»
Вот направо полетела. (ребенок смотрит направо, не поворачивая головы)
Вот налево полетела. (ребенок смотрит налево, не поворачивая головы)
Пчелка на нос хочет сесть, (ребенок смотрит на кончик носа)
не дадим мы ей присесть (хлопок).
8. Звуки меняются местами (дифференциация звуков «Р» т «Л» в словах и фонематический анализ).
Логопед. Лара перелетает с цветка на цветок, а звуки «Р» и «Л» «перелетают» и меняются местами.
Рама – лама
Роза – лоза
Ром – лом
Рука – Лука
Рак - лак
8. Исправь ошибку (дифференциация звуков «Р», «Л» в предложениях).
Логопед. Пчела Лара хочет посмешить тебя. И говорит, будто она не взрослая пчела, а пчела-малышка. Исправь ее ошибки.
У камина стоит тлон
На него сел срон.
Кусают больно комалы.
Хоть и очень они мары.
В сказке фея жира
Она была добла.
Искрится лучей
От солнечных ручей.
Ребенок. Проговаривает предложение, исправляя ошибки.
III. Итог занятия.
Логопед. Попрощаемся с Ларой. Какие звуки мы учились не путать с ее помощью?
Дети. Звуки «Л» и «Р».
Логопед: Что вам понравилось на занятии?
Дети делятся впечатлениями.
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Спасительное заклинание»
Цель: Автоматизация звука [р] в словах, предложениях, связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, грамматического строя речи (употребление имён существительных в форме родительного падежа, образование прилагательных от существительных).
Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания и памяти, силы и длительности выдоха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: воспитание навыков доброжелательности, ответственности.
Оборудование: конверт с письмом, альбом «Веселая артикуляционная гимнастика», дидактическое пособие «Весенняя капель», схемы слов, предметные картинки, карточки с изображением контуров геометрических фигур, горох, объёмная коробка с игрушками.
Предварительная работа: разучивание упражнения «Ветер веет над полями».
Ход занятия.
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Логопед. Здравствуйте! На почту детского сада пришло письмо от мальчика Ромы. Как-то раз он гулял в лесу и съел незнакомые ягоды, как оказалось, волшебные. И с тех пор мальчик молчит. Лесная фея дала Роме заклинание, которое расколдует его, но он не может произнести ни слова. Попробуем расколдовать Рому?
Ребенок: Да.
Логопед. Какой первый звук в слове Рома.
Ребенок. В слове Рома первый звук [р].
Логопед. Сегодня мы продолжаем работу над правильным и красивым произношением звука [р].
2.Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок». Развитие артикуляционной моторики.
Логопед. Чтобы четко произнести заклинание, нужно подготовиться. Выполним гимнастику для губ и язычка.
Выполняет комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.
3. Дыхательная гимнастика «Весенняя капель». Развитие силы и длительности выдоха.
Логопед. Проверим силу твоего дыхания. Попробуй сдуть капли талой воды с крыши. Но помни, делаем вдох носом, а выдох- ртом.
4. Игра «Топни, если услышишь». Развитие навыков фонематического анализа (выделение звука [Р] из слов).
Логопед. Проверим чуткость твоих ушей. Я буду называть слова, а ты топни ногой, если услышишь в слове звук [р].
Слова: рой, шорох, мартышка, подошва, чайник, мир, куртка, радость, лейка.
5. Упражнение «Подбери схему». Совершенствование слогового анализа слов. Автоматизация звука [р] в словах.
Логопед. Я буду ударять в бубен. Ты посчитай количество ударов и подбери подходящую по количеству слогов схему. Схему положи на соответствующую картинку. Объясни свой выбор.
Схемы:
Картинки: рука, ракета, картина, парк.
6. Пальчиковая гимнастика «Горошины». Развитие мелкой моторики рук.
Логопед. Рома тоже подготовил для тебя задание. Выложи горохом контур только тех фигур, в названии которых есть звук [р].
Фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник.
7. Упражнение «Измени слово». Совершенствование грамматического строя речи (образование имён прилагательных от имён существительных). Автоматизация звука [р] в словах.
Логопед. Я буду называть предмет, а ты измени слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой?
Логопед. Мороз - а день какой?
Ребенок. Морозный.
Логопед. Город - а транспорт...
Ребенок. Городской.
Логопед. Гора - а воздух…
Ребенок. Горный.
Логопед. Кирпич - а дом…
Ребенок. Кирпичный.
Логопед. Арбуз - а сок…
Ребенок. Арбузный.
8. Физминутка «Ветер веет над полями». Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Ребёнок плавно качает руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Ребёнок садится.)
9. Игра «Кого не стало?». Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в форме родительного падежа). Автоматизация звука [р] в предложениях.
Логопед. Запомни предметы, находящиеся в коробке. Закрой глаза. Назови предметы по памяти.
Ребенок. Робот, карандаш, краски, корона, шнурки.
Логопед. По сигналу открой глаза и назови предмет, которого нет в коробке.
Ребенок. В коробке нет робота (…шнурков,… карандаша,… короны, …красок).
10. Итог занятия. Автоматизация звука [р] в связной речи.
Логопед. Ты отлично справился с заданиями.
Пришло время произносить заклинание.
Со звуками всегда дружу,
Красиво их произношу.
И если ты попал в беду,
Твою задачу разрешу:
Раз, два, три
Красиво, чисто говори!
(Н.Жданова.)
Логопед. Ура! Рома снова может говорить. Молодец!
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш]
Цель: автоматизация звука [Ш]
Задачи:
Коррекционная - образовательная
вырабатывать четкие и дифференцированные движения артикуляционного аппарата;
учить произносить звук [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворениях; уточнить акустический и произносительный образ звука [Ш],
Коррекционно - развивающая:
развивать фонематические процессы, память, внимание, моторику;
совершенствовать лексико-грамматические категории;
Коррекционно - воспитательная:
воспитывать желание помогать другу, желание красиво и правильно говорить, формировать положительную мотивацию на занятии.
Ход занятия:
- Организационный момент.
– По пути сюда я встретила маленького мишутку. Он играл в лесу и забыл дорогу домой. Давай проводим его домой к маме? Хорошо, я как раз знаю по какой тропинке нам нужно пойти. А чтобы было веселее, будем по дороге выполнять разные задания.
- Основная часть.
- Артикуляционная гимнастика.
– Давай научим Мишутку выполнять следующие упражнения (артикуляционная гимнастика):
«Блинчик» - 10 секунд
«Улыбка-Дудочка» – 5 раз
«Вкусное варенье» – 5 раз
«Качели» – 10 раз
«Чашечка» – 10 секунд
«Грибочек» – 5 секунд
«Лошадка» – 5 раз
2. Повторение артикуляции звука [Ш]
– Посмотри, это же уж ползет по дорожке и шипит (иллюстрация ужа)! Давай пошипим, также как он. Теперь веди пальчиком по дорожке и шипи. А теперь веди карандашиком и не забывай шипеть, как уж.
– Давай расскажем Мишутке как мы произносим звук [Ш]. Что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Ш]? (губы округлены, зубы сомкнуты с небольшой щелкой, язык похож на «чашечку» и поднят за бугорки за верхними зубами).
3. Автоматизация звука в слогах.
– Повтори слоги медленно и четко.
Ши-шу-шо
Ша-ше-шу
Шу-шо-ша
Што-шты-шта
Шты-шту-шта
Шка-шки-шку
Шко-шко-шку
Швы-шва-шву
Шве-шво-швы
4. Пальчиковая гимнастика.
«Лягушонок»
Безымянный пальчик,
средний,
Я с большим соединю.
Два других назад согну,
Лягушонка покажу.
5. Автоматизация звука в словах.
В каких словах слышишь звук «Ш»?
Кошка спит, а мышку видит.
Миша сегодня идет в школу.
Бабушка купила шапку дедушке.
Дедушка купил внуку машину.
Поспешишь – людей насмешишь.
6. Послушай и повтори рассказ «Наташа и мишка»
У Наташи плюшевый мишка. Наташа надевает ему штанишки, а бабушка – шапочку. Наташа выходит с мишкой погулять. Там Миша у Миши большая машина. Наташа и Миша посадили мишку в машинку. Мишка едет на машине!
7. Автоматизация звука в стихотворениях.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?
шо-шо-шо, шо-шо-шо
— Я пишу уж хорошо,
шу-шу-шу, шу-шу-шу
— Всё, что хочешь, напишу,
ши-ши-ши, ши-ши-щи
«Ешьте кашу»,— напиши,
шу-шу-шу, шу-шу-шу
— Это я уж напишу,
шо-шо-шо, шо-шо-шо
— Вижу, пишешь хорошо.
- Подведение итогов.
Вот мы и пришли. Мишутка говорит тебе спасибо. Ты проводил его домой и научил произносить звук [Ш].
Как мы произносим звук [Ш]?
Вспомни, кого мы встретили по дороге?
Молодец! Ты сегодня старался и правильно произносил звук и помог Мишутке найти дорогу домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста
Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возрастаучителя-логопеда МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 Ст. Староминской Федченко Елены ПетровныТема: Вызывание зв...
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшего дошкольного возраста
Представляю индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста по теме: Автоматизация звука РЬ...
Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по дифференциации звуков [с] и [з]...
Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста с диагнозом «Моторная алалия»
Индивидуальное логопедическое занятиес ребенком старшего дошкольного возраста с диагнозом «Моторная алалия»Цель: Обучение пересказу с опорой на жесты и предметные картинкиЗадачи: Образовательные...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Занятие на дифференциацию звука содержит в себе этапы, направленные на закрепление автоматизируемого звука, и на различение звуков: на развитие фонематического слуха и восприятие. Саня и Маша в гостя...
Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по теме «Звук [Ш]. Буква Ш»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления навыков различения и четкого произношения звука [ш] в слогах. словах и фразах....