Образовательный проект по развитию речи и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Полякова Евгения Владимировна

 Неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей является взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении, в частности, учителя – логопеда и музыкального руководителя, системная и  интегрированная работа которых  ведёт к положительным результатам развития речи и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda.docx194.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 41 «Петушок» комбинированного вида

«Времена года в поэзии,

музыке, живописи»

Образовательный проект по развитию речи и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР

https://d2gg9evh47fn9z.cloudfront.net/800px_COLOURBOX14447341.jpg

 

                                                                     

                                                                      Разработчики:

         Махнева Нина Александровна,

                                                                         учитель-логопед высшей

                                                                      квалификационной категории;

                                                                      Копытова Евгения Владимировна,

                                                                      музыкальный руководитель высшей

                                                           квалификационной категории

                                      г. Верхняя  Салда, 2019г.

Актуальность проекта: Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.  В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

Как известно, на протяжении всего дошкольного детства в дошкольных образовательных организациях  задачи  по развитию речи планомерно решаются в различных формах работы с детьми. Важная роль в этом принадлежит музыке. Именно данный вид искусства способен усилить эффект воспитательного воздействия на личность ребенка, на его речевое развитие, поскольку выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи.

 Неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей является взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении, в частности, учителя – логопеда и музыкального руководителя, системная и  интегрированная работа которых  ведёт к положительным результатам развития речи и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2018г. – июнь 2019г.)

Масштаб проекта: внутри учреждения 

Участники проекта: учитель – логопед, музыкальный руководитель, воспитанники подготовительной к школе группы с ОНР, родители.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель проекта: Создание условий для развития музыкальных способностей и речи воспитанников  с общим недоразвитием речи средствами интегрированной деятельности музыкального руководителя и учителя логопеда.

Задачи:

  1. Разработать систему интегрированной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР эстетического восприятия произведений искусства;
  2. Расширять представления детей о творчестве выдающихся русских поэтов, композиторов, художников;
  3. Создавать развивающую, функциональную, доступную предметно- пространственную среду в музыкальном зале и кабинете учителя-логопеда.
  4. Формировать навыки сотрудничества, связи обучения с жизнью, повышать качества знаний воспитанников в области речевого развития и  музыкального воспитания.
  5. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневной жизни, образовательных ситуациях, досуговой деятельности.

Методы развивающего обучения:

  • Создание ситуаций успеха в НОД и других формах реализации проекта является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения.

  • Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру.

  • Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой  проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их “зажигает”.

  • Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

  • Метод активизации творческих проявлений ребенка. В основе метода – импровизационная творческая игра, сочетающая музыку, речь и движение.

Продукт проекта:  Сборник сценариев музыкальных гостиных «Времена года в поэзии, музыке, живописи»

Планируемый результат: 

  1. Повышение у педагогов теоретических и практических знаний, профессионализма и творчества;
  2. Развитие у детей музыкальных способностей, коммуникативных навыков, обогащение и активизация словаря, совершенствование произносительной стороны речи;
  3. Формирование у детей и родителей художественного-эстетического вкуса, ценностного отношения к миру искусства, любви к родной природе.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Организационный (сентябрь 2018г.)

2 этап: Основной (октябрь 2018г. – май 2019г.)

3 этап: Итоговый  (июнь 2019г.)

Организация интегрированной деятельности учителя-логопеда

и музыкального руководителя

Задачи

Содержание работы учителя-логопеда

Содержание работы музыкального руководителя

Результат

1 этап – Организационный (сентябрь 2018г.)

  1. Изучить психолого-педагогические и научно-методические исследования  о влиянии музыкального искусства на развитие речи старших дошкольников с ОНР.

  1. Разработать систему интегрированной деятельности по формированию у воспитанников эстетического восприятия произведений искусства.

  • Анализ методической литературы и исследований.
  • Совместное планирование  взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год, его корректировка по мере решения общих задач.
  • Ознакомление родителей с планом работы на учебный год.
  • Проведение мониторинга по развитию музыкальных способностей и речевому развитию воспитанников (начальный результат)
  • Сбор и систематизация литературного текста, музыкального репертуара, аудиозаписей, видеоиллюстраций, мультимедийных презентаций по содержанию проекта.

План работы интегрированной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя МБДОУ

2 этап – основной (октябрь 2018г. – май 2019г.)

  • Расширять представления детей о творчестве великих русских поэтов, композиторов, художников;

  • Создавать развивающую, функциональную, доступную предметно - пространственную среду в музыкальном зале и кабинете учителя-логопеда.

  • Формировать эстетическое восприятие произведений искусства (поэзия, музыка, живопись), повышать  качество знаний дошкольников.

  • Формировать навыки сотрудничества, связи обучения с жизнью, повышать качества знаний воспитанников в области речевого развития и  музыкального воспитания.

  • Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневной жизни, образовательных ситуациях, досуговой деятельности.

Создание проблемной ситуации, мотивация детей к проектной деятельности

Знакомство с русскими поэтами, художниками

Беседы о природе: «Волшебные краски осени», «Я в зимнем лесу»,

«Ветка с первым листочком», «Летнее настроение»

Беседы о творчестве русских поэтов: А.Пушкина, И.Бунина, А.Плещеева, К.Бальмонта, А Фета, Ф. Тютчева и др.

Рассматривание репродукций картин русских художников: И.Левитан «Осень», «Лето»,  «Сумерки. Луна», «Березовая роща»; Ф. Васильев «Болото в лесу»; И.Шишкин «Зима», «Дубы»,  И.Грабарь «Зимний вечер», «Рябина», «Сказка инея и восходящего солнца»; С.Жуковский «Весенняя вода»; Н.Дубовский «Весенний вечер»; В Поленов «Золотая осень», «Пруд в Абрамцеве»;  А. Саврасов «Грачи прилетели» и составление по ним рассказов.

Чтение, разучивание, инценирование   стихотворений: «Есть в осени первоначальной…»,  «Весенние воды», «Весенняя гроза»  Ф.Тютчев, «Ласточки пропали», «Зима», «Чудная картина», «Уж верба вся пушистая…»  А.Фет, «Уж небо осенью дышало»,  «Зимнее утро», «Зимний вечер» А. Пушкин, «Осень», «Снежинка», «Зима»  К.Бальмонт, «Листопад», «Хризантемы» И.Бунин, «Осень» А.Толстой, «Осенью», «Сельская песня» А.Плещеев, «Белая береза», «Пороша», «Поет зима, аукает», «Черемуха»  С.Есенин, «Зима» И.Суриков, «На лугу» А. Блок, «Весна» А.Майков, «Жаворонок» В. Жуковский, «Август» М.Цветаева

Речевые игры «С какого дерева лист», «Назови ласково дерево», «Один - много», «Семейка слов», «Художник-невидимка», «Снегири», «Где божья коровка», «Весна- весна красная», «Где птичка?», «Цветик-семицветик», «Есть – нет», «Васильки»

Упражнение на дыхание и для развития голоса «Осенние листья», «Вьюга», «Подуй на снежинку», «Подснежник», «Мотыльки», «Ветерок»

Театрализованные игры

«Как Маша весну искала» (варежковый театр),  «Как кузнечик помогал слабым» (драматизация), «Хороший день» (инсценировка куклами би-ба-бо)

Конкурс

поговорок и пословиц о природе по временам года

Заучивание скороговорок, чистоговорок  (методическое пособие Н.В. Нищевой)

Загадывание загадок соответственно времени года.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик», «Осенние листья», «Прогулка», «Снежинки», «Зимний сад», «Кормушка», «Дрозд-дроздок», «Весна», «Птицы вернулись», «Пчела», «Ласточка», «Что в корзинку положу»

Слушание классической музыки: П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года», Э. Григ «Утро», М.Глинка «Жаворонок», А.Марчелло «Адажио» и др.,

«Звуки весеннего леса» (звуки природы, голоса птиц), составление рассказа о музыке

Беседы о творчестве композиторов П.Чайковского, А.Вивальди, Э. Грига, М.Глинки и др.

 

Разучивание песен: «Осенняя песенка» Л. Самохвалова,  «Как здорово, что все мы здесь …» О.Митяев, «Слово на ладошке» Е.Поплянова, «Кабы не было зимы» Е.Крылатов, «Весна» Т.Кривова, «О хорошем настроении» А.Лепин, «Неприятность эту…» Б.Савельев;

танцевальных композиций: «Осенний вальс» Л.Куклина, «Новогодняя ночь» из программы по хореографии О.Усовой, танец «Валенки» сл.и муз.народные.

Музыкальные игры: «Купол неба» авторская, «Поймай комара», «Как живешь» из программы по хореографии О.Усовой

Двигательные импровизации под музыку: «Зимний вальс» Л.Олифирова, «Дождь пойдет по улице» В.Шаинский, «Цветы и Мотыльки» из программы «Кукляндия», «Лес просыпается»

Озвучивание стихотворений на музыкальных инстументах: ритмодекламации «Зимняя дорога», «Дождик, кап», «Сороконожка» Е.Шаламонова,

Инсценирование песен: «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, «Не боимся дождя» Т.Бокач

Музыкальные викторины  «Угадай мелодию», «Знатоки природы»

Музыкально-дидактические игры (с карточками):  «Эмоциональные грибочки», «Маша и птенчики», «Ножки и ладошки», (интерактивные):

«Найди музыкальный инструмент», «Три кита в музыке», «Цветик – семицветик»

Просмотр видеоиллюстраций, мультимедийных презентаций

Игра в ансамбле на детских музыкальных инструментах:

«Мелодия» из к/ф «Осенний марофон», «Поет зима, аукает» Г.Свиридов,

«Весенняя полечка» Л.Олифирова

Привлечение родителей воспитанников к участию в музыкально-образовательном процессе, оказание помощи в оснащение музыкальной предметно-развивающей среды.

Проведение музыкальных гостиных:

«Отговорила роща золотая» (октябрь), «Зимнее вдохновение» (январь),

«Дыхание весны» (апрель),

«Музыка лета» (июнь)

Размещение информации о реализации проекта на сайте МБДОУ

Создание альбомов стихов русских поэтов и пейзажей русских художников

Выставка портретов и репродукций картин русских художников

Конкурс чтецов среди родителей: «Природа в творчестве поэтов серебряного века»

Музыкальный салон «Классическою музыкой душа моя полна»

3 этап – Итоговый (июнь 2019г.)

  • Подвести итоги интегрированной педагогической работы

  • Анализировать  полученные  результаты,  определить перспективы развития проекта.

  • Изготовление сборника сценариев  музыкальных гостиных
  • Проведение мониторинга по развитию музыкальных способностей и речевому развитию воспитанников (конечный результат)

  • Подготовка материалов к публикации

Сборник сценариев музыкальных гостиных «Времена года в музыке, поэзии, живописи»

Публикация в электронном журнале «Дошколенок»

Выступление на городской практической конференции

Взаимодействие  с родителями воспитанников

Цель. Повышение компетенции родителей в вопросах приобщения детей к искусству поэзии, музыки, живописи. Формирование представлений о развитии речи и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятия:

  • Ознакомление родителей с планом работы на проектный период
  • Изготовление  альбомов по каждому времени года  

«Стихи русских поэтов»

  • Консультация «Интегрированная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя в развитии речи и музыкальных способностей детей с ОНР»

  • Выставка портретов и репродукций картин русских художников

  • Конкурс чтецов: «Природа в творчестве поэтов серебряного века»

  • Музыкальный салон «Классическою музыкой душа моя полна»

Список литературы

  1. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
  2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада с ОНР.– СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада с ОНР.– СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
  4. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (с 5 до6 лет и с 6 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
  5. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
  6. Яцевич И.Е. Музыкальное развитие дошкольников на основе примерной образовательной программы «Детство». Содержание, планирование, конспекты, сценарии, методические советы. – СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
  7. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для дете: учебное пособие. – Вып.1-5. СПб., 2013
  8. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музык. – М.: Мозаика-Синтез, 2001
  9. Топ-топ-топотушки! Музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста. Материалы для музыкальных руководителей ДОУ/сост.Н.В.Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
  10. Периодическое издание «Музыкальный руководитель»
  11.  Периодическое издание «Музыкальная палитра»
  12.  Интернет-ресурсы

Приложения

БЕСЕДА О БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ.

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

Содержание: 

«Почему плачет синичка?»

        В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик  Миша и девочка Оля. Мише 10  лет, а Оле – 9.

        Около дома рос высокий ветвистый тополь.

- Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.                                                      

 – Ой, как будет хорошо качаться! – обрадовалась Оля. Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.

Миша говорит:                                                  

- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.                                           Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птенчики маленькие.                                                                

 – Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.                                                

– А почему же она плачет? – удивился Миша.                                                             – Подумай, почему, - ответила Оля.                                                                 Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездо и думает: «Почему же она плачет?»   В. Сухомлинский.  

Помогите Мише понять, почему же плакала синичка. Обобщая ответы детей, воспитатель говорит:                                                                        

- Миша и Оля поступили неправильно, когда сделали на тополе качели. Ведь гнездышко могло упасть, и тогда бы погибли птенчики. К дереву нельзя привязывать качели, потому что можно его сломать. А дерево очень долго растет. 

«Елкино  платье»

Продираешься через ельник, а молодые елочки колются.  – Не трогай нас!                                                                                                         - Подумаешь, тихонько задел.                                                                                

– И тихонько не задевай. Мы свою одежду бережем.                                        

 – Да что за одежда у вас особенная?                                                                     – Иголки наши зеленые – не листья, не меняются каждое лето.                                 – Так что?                                                                                                                       – Вот выросла свежая еловая лапа, а иголки на ней сменяются только через семь лет.                                                                                                                    

– Да, это не скоро.                                                                                                        – Вот и приходится иголки беречь!

 Как вы думаете, будет ли мальчик еще ломать еловые лапы? А вы? 


БЕСЕДА О ЗИМУЮЩИХ И ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ.

Цель: Формирование обобщенных представлений о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания.  Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Содержание: воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображением зимующих и перелетных птиц.

Какие из птиц вам знакомы?

Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы).

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие, оседлые). Каких птиц не видно в последнее время? (ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи). Куда исчезли эти птицы?  (улетели в теплые края).

Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму?  (перелетные).

Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму? (боятся холодов).

Вспомните, чем питаются птицы? (спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питаются насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т.к. убран урожай в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы)

 Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.  А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых. Которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.               - И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.                  

- Для подкормки птиц пригодны семена различных растений – конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки несоленого сала

 – Сегодня, мы с вами выйдя на прогулку, повесим вот эти кормушки и насыплем в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.

                Физкультминутка

        Снегом засыпаны лес и поля,

        Спит под сугробами крепко земля.

        Ищут, ищут птицы,

        Чем бы поживиться.

        На зиму долгую в нашем лесу,

        Мы приготовим птичкам еду.

        Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!

                Загадки

Умный мальчишка в сером армячишке

Прыгает, шныряет, крошки собирает.                            (Воробей)

В красной шапке расшитой, в черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной песенкой смешной.

Что за песня-красота? Тук-тук-тук, да тра-та-та!

                                                        (Дятел)

Кто на елке, на суку,

Счет ведет «ку-ку… ку-ку»?   (Кукушка)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это - … (Снегири)

На шесте дворец, во дворце – певец,

А зовут его… (Скворец)

Черный, проворный, кричит «крак»

Червякам – враг.   (Грач)

БЕСЕДА О ЗИМЕ

Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона. Развивать связную речь, умение говорить правильно, можно с использованием эпитетов, сравнений.

Содержание: Воспитатель читает стихотворение И.Сурикова: Белый снег пушистый

                В воздухе кружится

                И на землю тихо

                Падает, ложится.

                И под утро снегом

                Поле забелело,

                Точно пеленою

                Все его одело.

                Темный лес что шапкой

                Принакрылся чудной

                И заснул под нею

                Крепко, непробудно…

    О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении? Зима владычица трех месяцев. Каких? Как изменилась природа зимой? Какая погода? Как зимуют растения? Почему мы не встречали насекомых? Каких птиц видели? Что изменилось в жизни птиц зимой, в их поведении? Как зимуют домашние и дикие животные? Как заботятся люди зимой о птицах и зверях? Почему?

    Воспитатель обобщает сведения о зиме: зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюги.

    Реки, озера покрываются льдом. Подо льдом живут рыбы, они уходят на дно и спят. Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зеленые иголки. Под снегом зимуют семена трав, луковицы, корни. Насекомые не летают, они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и кустарников, под листья, в землю. Мало птиц, большинство из них живет около жилья человека. Люди подкармливают птиц, помогают выжить в это голодное время года. Перелетные птицы улетели в теплые края. По-разному в лесу живут звери: зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается запасами орехов, желудей, грибов. Лиса в основном в это время охотится на мышей. Медведь, барсук, накопив жир в своем теле, спят в берлогах. Ежик тоже спит. О домашних животных заботятся люди: утепляют их зимовье, дают корм.

    Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины на улицах. А вот ребятам нравится зима! Чем она вам нравится?  Дети перечисляют зимние развлечения: санки, лыжи, снежки, катание с горы, постройки из снега.

    Давайте с вами придумаем красивые слова-определения к слову «зима»  (волшебница, кудесница, красавица).


Музыкальная викторина «Угадай мелодию»

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к музыкальной деятельности, формирование  коммуникативных и творческих способностей.

Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Приветствую вас, мальчишки и девчонки на нашей весёлой, музыкальной и развлекательной викторине "Угадай мелодию". Мелодия - это музыка, и окружает она нас повсюду. И, наверное, у каждого из вас есть любимая песня или любимый исполнитель. Расскажите, какую музыку вы любите? (ответы детей). Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в викторине, которая будет состоять из музыкальных конкурсов. Для этого мы разделились на команды «Веселые нотки» и

«Мелодия».

Конкурс № 1 "Угадай мелодию".

(Дети должны определить название песен по музыкальному отрывку: по 8 песен для каждой команды)

1. В траве сидел кузнечик.

2. В лесу родилась елочка

3. Настоящий друг.

4. Друзья (гр. Барбарики)

5. Два весёлых гуся.

7. От улыбки.

8. Часики (м/ф Фиксики)

9. Антошка.

10. Песенка львенка и черепахи

11. Танец маленьких утят.

12. Чунга - чанга.

13.Катюша

14. Три танкиста

15. песенка Мамонтенка

16. песенка Чебурашки

Конкурс № 2 "Узнай песню по описанию".

(Дети должны узнать песню по словесному описанию; по 4 песни для каждой команды)

1. Песня о том, как на вертолёте привезли подарок на День Рождения. ("Песенка крокодила Гены")

2. Песня о двух домашних птицах разного цвета. ("Два весёлых гуся")

3. Песня о том, как хорошо шагать с друзьями и петь песни. ("Вместе весело шагать")

4. Песенка девочки, которая носила яркий головной убор ("Песня Красной шапочки")

5. Песня после, под которую все дети ложатся спать. ("Спят усталые игрушки")

6. Песня о деревянном мальчике, который поменял свою азбуку на билет в театр. ("Буратино")

7. Песня о хвойном дереве, которому холодно. ("Маленькой ёлочке")

8. Песня о животном, плывущем на льдине. ("Песенка мамонтёнка")

Конкурс № 3 "Музыкальные инструменты"

(Чья команда вспомнит больше названий музыкальных инструментов.

Детям показываются изображения музыкальных инструментов, они должны назвать те, которые узнают)

Общий массовый танец

     (по показу музыкального руководителя)

Конкурс № 4 "Что это такое?" 

(Дети должны собрать разрезную картинку с изображением музыкального инструмента. Кто быстрее.)

Конкурс  капитанов № 5 «Танцевальный»

(Каждой команде (капитану) выдаётся ватман, на котором они танцуют под музыку, после смены музыки ватман складывается (3 раза). Выигрывает та команда, у которой на ватмане осталось больше танцующих, который дольше протанцует на оставшемся кусочке)

Конкурс № 6 "Знаток музыки"

1) Какой инструмент можно смастерить из тростинки, если сделать в ней дырочки? (Дудочка)

2) Как называется профессия человека, который исполняет песни? (Певец)

3) Как называется песня, которую поют перед сном? (Колыбельная)

4) Профессия человека, который пишет музыку? (Композитор)

5) Назовите главную песню нашей страны. (Гимн)

6) Какую песню пела мама-коза, чтобы козлята открыли ей дверь? (Напеть песню)

7)Назовите музыкальный инструмент, на котором играет крокодил Гена? (Гармошка)

Песенная пауза

(Исполняется любая знакомая детям песня)

Конкурс №7«Отгадай, что звучит»

Сейчас вы услышите звучание музыкального инструмента. Вам необходимо

назвать его.

Звучит:

1.Барабан

2.Маракас

3.Ложки

4.Фортепиано

5.Гармонь

6.Домра

7. Гитара

8.Скрипка

Игра "Музыкальная карусель"

(Участники бегают под музыку вокруг стульчиков (их на 1 меньше, чем детей, по окончанию музыки дети занимают места, кто не успел – выходит из игры, так до победителя)

Ведущая: Вот и завершились наши музыкальные конкурсы, которых было 7, столько, сколько существует музыкальных нот. Вы активно участвовали и заработали следующие баллы.

Победителям вручают призы и грамоты.

 

«Приметы, пословицы и поговорки о природе и погодных явлениях»

для дошкольников

                                                                                                                                   

Осень

 Приметы:

— если береза с осени желтеет с верхушки- весна ранняя, снизу- поздняя.

— с сентября и лист на деревьях не держится;

— если в октябре лист с березы и дуба опадет не полностью, будет холодная зима;

— тёплая осень- к долгой зиме;

— много желудей на дубе- к тёплой зиме и плодородному лету;

— в ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается;

— в ноябре снега надует- хлеба прибудет;

— вороны прячут клюв под крыло- к снегопаду.

 Пословицы и поговорки:

— в сентябре прохладно- да сытно;

— осенняя муха сильнее кусает;

— осенью серенькое утро- красненький денек;

 — осень велика, зима долга;

— лето со снопами, а осень с пирогами;

— сентябрь пахнет яблоком, октябрь- капустой;

— срубили кусты- прощай птицы;

— осенний дождь мелко сеет, да долго тянется;

— в ноябре зима с осенью борется;

— ноябрь- поворот на зиму.

 Зима  

 Приметы:

— если зимой тепло- летом холодно;

— если зимой частые туманы и много инея- будет хороший урожай;

— первый прочный снег падает с ночи;

— зимой снег глубокий- летом хлеб высокий;

— зимой собаки валяются- быть метели;

— если воробьи прячутся под крышу- будет мороз и метель;

— ворона ходит по дороге- к теплу;

— если зимой шумят деревья- ожидай оттепель;

Пословицы и поговорки:

— не то снег, что метёт, а то, что сверху идёт;

— снег земле- кормилице- тёплый кожух;

— мала синичка, да коготок остёр;

— покорми птиц зимою- послужат тебе весною;

— снег глубок- хлеб хорош;

— всё зимой сгодится, что летом уродится;

— береги нос в большой мороз;

— мороз не велик, да стоять не велит;

— не страшен мороз, когда тепло укрыт нос;

— не пугай, зима, весна придёт.

Весна

 Приметы:

— птицы запели в дождь — к ясной погоде;

— воробьи сидят нахохлившись — к дождю;

— безоблачно, ветер северный- станет прохладнее;

 — синие облака в апреле — к теплу и дождю;

— из берёзы течёт много сока- к дождливому лету;

— когда цветёт черёмуха- всегда бывает холодно;

— ласточки высоко летают- к ясной погоде;

— в мае два холода- черёмуха цветёт и дуб распускается.

Пословицы и поговорки:

— первая ласточка весны не делает;

— увидел скворца- весна у крыльца;

— кто весной трудиться рад, будет осенью богат;

— весенний день целый год кормит;

— на красный цветок и пчела садится;

— ласточка весну начинает, соловей лето кончает;

 — апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

— май леса наряжает- в гости лето ожидает;

— вода разольётся- сено наберётся;

— где ласточке не летать, а к весне опять прибудет.

 

Лето

Приметы:

— первый туман лета — верная грибная примета;

— если во время грозы долго слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья;
— радуга утром — к дождю;
— чем меньше капли дождя, тем дольше он будет идти;
— если паук выходит из гнезда и делает новую паутину — к погоде;
— если утром трава сухая — к ночи ожидай дождя;

— перестоялась трава — не сено, а труха;

— если солнце при восходе ярко-красное и вскоре прячется в облака — жди дождя;

Пословицы и поговорки:

— июньское тепло милее шубы меховой;

— хвались сеном, но не травой;

 — июль — макушка лета, середка цвета;

— в июле солнце ликует;

— работай споро — будет хлеба горы;

— в июле жарко, душно, а расставаться с ним жалко и скучно. 

— на зимний стол август готовит разносол;

— август греет спину, холодит грудь;

— кто в августе спит, тот голодный будет ходить;

— брод хвалят после того, как переправятся, урожай — когда в закрома засыпят.

Цикл бесед с детьми подготовительной группы

«Знакомство с творчеством П. И. Чайковского»

Цель: Приобщение детей к классической музыке посредством синтеза искусств (музыка, живопись, поэзия)

      1 беседа.

- Музыка. Она все время с нами. Она приносит счастье, радость, надежду и веру в лучшее, утешение, опору, силу. Является поддержкой в трудных жизненных ситуациях.

- Какой по настроению бывает музыка?

- Как музыка может помочь человеку в трудной ситуации?

- Музыка имеет преобразующую чудотворную силу. Все великие композиторы (как зарубежные, так и русские композиторы) доказали это своими гениальными произведениями.

    - Сегодня я приглашаю вас на встречу с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского

Приглушённо звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского

- Музыка, которая сейчас звучит, написана великим русским композитором П.И. Чайковским.

- В Петербурге, где долгое время жил П. И. Чайковский, издавался журнал. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочиненных Петром Ильичем. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 музыкальных пьес: январь, февраль, март…. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок.

- Вы, наверное, уже догадались, какое название получил альбом?

-А мы сегодня с вами открыли этот альбом на осенней страничке, и услышали пьесу «Октябрь», которую композитор назвал «Осенней песней».

- Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.

- Как вы думаете, почему осень называют прекрасным временем года?

- А почему осень – это печальное время года? (Ответы детей)

- Да, осень это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой всегда восхищались поэты, музыканты, художники. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.

Дети слушают «Осеннюю песню» П. И. Чайковского.

- А какое настроение передаёт нам композитор в своей музыке?

- Какой характер у этого произведения? Что вы представляете, слушая эту музыку? (Ответы детей)

Октябрь – это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая – не видная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью. Но и поздняя осень по-своему хороша. Как-то особенно чувствуешь в этих опустевших полях, среди этого обнажённого леса свободу. Ни что не мешает взгляду - нарядные завесы спали, и нам открыты огромные дали. Природа здесь сосредоточена сама на себе. Кажется, что она глубоко задумалась. В такие дни и к нам приходят грустные воспоминания, длинные, как осенние тени.

Суровой осени печален поздний вид,

Уныло спят безмолвные растенья,

Над крышами пустынного селенья

Заря небес болезненно горит.

Закрылись двери маленьких избушек,

Сад опустел, безжизненны поля,

Вокруг деревьев мёрзлая земля

Покрыта ворохом блестящих завитушек,

И небо хмурится, и мчится ветер к нам,

Рубаху дерева сгибая пополам.

Н. Заболоцкий

- Посмотрите, какую осень увидел и нарисовал замечательный художник Исаак Ильич Левитан. В своей картине «Октябрь» он передал поэзию увядания осенней природы на пороге скорой зимы.

- К какому жанру относится эта картина? Какой колорит картины? (Холодный или тёплый) Почему?

В этой картине Левитан с проникновенным мастерством воплотил печальную и светлую «прощальную красу» русской осени. Небо заволокло сплошной облачной пеленой, ветер треплет верхушки берёз. Они сбрасывают свой убор на пожелтевшую траву. Птицы уже улетели на юг, и тишина опустилась на лес.

Давайте ещё раз послушаем эту задумчивую тишину осени, её печальную песню. И представим себе этот неповторимый образ увядания русской природы.

Снова звучит «Осенняя песня» («Октябрь») П. И. Чайковского.

2 беседа.

Слушание пьесы «Февраль» («Масленица»).

- Как бы вы назвали это произведение?

- Почему?

- Послушайте стихотворение о Масленице

Пахнет свежими блинами,
Важно самовар гудит,
Семимильными шагами
Масленица к нам спешит.

Закружимся в хороводе,
Пригласим друзей к костру,
Зиму лютую проводим —
Встретим теплую весну!

Пусть же солнышко сияет,
Ликовал чтоб стар и млад.
Пусть друг друга поздравляют
Все, кто Масленице рад!

Дидактическая игра «Подбери сравнение»

(дети стоят в кругу, ведущий держит мяч. Тот, кому ведущий бросает мяч, должен быстро назвать ёмкое, образное определение к слову «Масленица»)

Снова звучит «Масленица» («Февраль») П. И. Чайковского.

Беседа 3

Дети входят в зал под звуки фортепианной пьесы «Подснежник», рассматривают иллюстрацию с изображением цветка. Подбирают эпитеты.

- Какая музыка по настроению?

- Что вы представляете, слушая эту музыку?

- Вам нравится эта музыка?

Танцевальная импровизация под звучание «Апрель» П.И.Чайковского

Упражнение на дыхание «Цветок».

Аппликация «Подснежник»

Музыкально – дидактическое упражнение

Дети делятся на две команды. Одна команда передаёт с помощью цветных фигур на фланелеграфе настроение одной из пьес («Октябрь», «Февраль», «Апрель»), другая – старается отгадать пьесу.

В заключении звучат фрагменты произведений П.И.Чайковского «Октябрь», «Февраль», «Апрель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование творческих способностей и развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством реализации театрализованной деятельности, по русско-народной сказке на новый лад «Волк и семе...

ПРОЕКТ «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

ПРОЕКТ  «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»...

статья "ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья была опубликована в журнале "Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС" в 2019 г. В статье подробно рассматривается деятельность музыкального руководителя ДОУ по внедрен...

Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» (Срок: сентябрь 2017 года - май 2019года)

Вашему вниманию предоставляется Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей   старшего дошкольного возраста»...

Проект по развитию речи и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР«Времена года в поэзии, музыке, живописи»

Неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей является взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении,в частности, учителя – логопеда и музыкального руководителя...