Проект по развитию речи и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР«Времена года в поэзии, музыке, живописи»
проект по коррекционной педагогике

Аверина Лариса Александровна

Неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей является взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении,

в частности, учителя – логопеда и музыкального руководителя, системная и  интегрированная работа которых  ведёт к положительным результатам

развития речи и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР

«Времена года в поэзии,

музыке, живописи»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Аверина Л.А.

Актуальность проекта

 Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.  В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

Как известно, на протяжении всего дошкольного детства в дошкольных образовательных организациях задачи по развитию речи планомерно решаются в различных формах работы с детьми. Важная роль в этом принадлежит музыке. Именно данный вид искусства способен усилить эффект воспитательного воздействия на личность ребенка, на его речевое развитие, поскольку выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи.

Неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей является взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении, в частности, учителя – логопеда и музыкального руководителя, системная и интегрированная работа которых ведёт к положительным результатам развития речи и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. – июнь 2022г.)

Масштаб проекта: внутри учреждения 

Участники проекта: учитель – логопед, музыкальный руководитель, воспитанники подготовительной к школе группы с ОНР, родители.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель проекта: Создание условий для развития музыкальных способностей и речи воспитанников с общим недоразвитием речи средствами интегрированной деятельности музыкального руководителя и учителя логопеда.

Задачи:

  1. Разработать систему интегрированной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР эстетического восприятия произведений искусства;
  2. Расширять представления детей о творчестве выдающихся русских поэтов, композиторов, художников;
  3. Создавать развивающую, функциональную, доступную предметно- пространственную среду в музыкальном зале и кабинете учителя-логопеда.
  4. Формировать навыки сотрудничества, связи обучения с жизнью, повышать качества знаний воспитанников в области речевого развития и музыкального воспитания.
  5. Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневной жизни, образовательных ситуациях, досуговой деятельности.

Методы развивающего обучения:

  • Создание ситуаций успеха в НОД и других формах реализации проекта является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения.
  • Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру.
  • Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их “зажигает”.
  • Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.
  • Метод активизации творческих проявлений ребенка. В основе метода – импровизационная творческая игра, сочетающая музыку, речь и движение.

Продукт проекта: Сборник сценариев музыкальных гостиных «Времена года в поэзии, музыке, живописи»

Планируемый результат: 

  1. Повышение у педагогов теоретических и практических знаний, профессионализма и творчества;
  2. Развитие у детей музыкальных способностей, коммуникативных навыков, обогащение и активизация словаря, совершенствование произносительной стороны речи;
  3. Формирование у детей и родителей художественного-эстетического вкуса, ценностного отношения к миру искусства, любви к родной природе.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Организационный (сентябрь 2021г.)

2 этап: Основной (октябрь 2021г. – май 2022г.)

3 этап: Итоговый (июнь 2022г.)

Организация интегрированной деятельности учителя-логопеда

и музыкального руководителя

Задачи

Содержание работы учителя-логопеда

Содержание работы музыкального руководителя

Результат

1 этап – Организационный (сентябрь 2021г.)

  1. Изучить психолого-педагогические и научно-методические исследования  о влиянии музыкального искусства на развитие речи старших дошкольников с ОНР.

  1. Разработать систему интегрированной деятельности по формированию у воспитанников эстетического восприятия произведений искусства.

  • Анализ методической литературы и исследований.
  • Совместное планирование  взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год, его корректировка по мере решения общих задач.
  • Ознакомление родителей с планом работы на учебный год.
  • Проведение мониторинга по развитию музыкальных способностей и речевому развитию воспитанников (начальный результат)
  • Сбор и систематизация литературного текста, музыкального репертуара, аудиозаписей, видеоиллюстраций, мультимедийных презентаций по содержанию проекта.

План работы интегрированной деятельности учителя-логопеда и музыкального руководителя МБДОУ

2 этап – основной (октябрь 2021г. – май 2022г.)

  • Расширять представления детей о творчестве великих русских поэтов, композиторов, художников;

  • Создавать развивающую, функциональную, доступную предметно - пространственную среду в музыкальном зале и кабинете учителя-логопеда.

  • Формировать эстетическое восприятие произведений искусства (поэзия, музыка, живопись), повышать  качество знаний дошкольников.

  • Формировать навыки сотрудничества, связи обучения с жизнью, повышать качества знаний воспитанников в области речевого развития и  музыкального воспитания.

  • Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневной жизни, образовательных ситуациях, досуговой деятельности.

Создание проблемной ситуации, мотивация детей к проектной деятельности

Знакомство с русскими поэтами, художниками

Беседы о природе: «Волшебные краски осени», «Я в зимнем лесу»,

«Ветка с первым листочком», «Летнее настроение»

Беседы о творчестве русских поэтов: А.Пушкина, И.Бунина, А.Плещеева, К.Бальмонта, А Фета, Ф. Тютчева и др.

Рассматривание репродукций картин русских художников: И.Левитан «Осень», «Лето»,  «Сумерки. Луна», «Березовая роща»; Ф. Васильев «Болото в лесу»; И.Шишкин «Зима», «Дубы»,  И.Грабарь «Зимний вечер», «Рябина», «Сказка инея и восходящего солнца»; С.Жуковский «Весенняя вода»; Н.Дубовский «Весенний вечер»; В Поленов «Золотая осень», «Пруд в Абрамцеве»;  А. Саврасов «Грачи прилетели» и составление по ним рассказов.

Чтение, разучивание, инценирование   стихотворений: «Есть в осени первоначальной…»,  «Весенние воды», «Весенняя гроза»  Ф.Тютчев, «Ласточки пропали», «Зима», «Чудная картина», «Уж верба вся пушистая…»  А.Фет, «Уж небо осенью дышало»,  «Зимнее утро», «Зимний вечер» А. Пушкин, «Осень», «Снежинка», «Зима»  К.Бальмонт, «Листопад», «Хризантемы» И.Бунин, «Осень» А.Толстой, «Осенью», «Сельская песня» А.Плещеев, «Белая береза», «Пороша», «Поет зима, аукает», «Черемуха»  С.Есенин, «Зима» И.Суриков, «На лугу» А. Блок, «Весна» А.Майков, «Жаворонок» В. Жуковский, «Август» М.Цветаева

Речевые игры «С какого дерева лист», «Назови ласково дерево», «Один - много», «Семейка слов», «Художник-невидимка», «Снегири», «Где божья коровка», «Весна- весна красная», «Где птичка?», «Цветик-семицветик», «Есть – нет», «Васильки»

Упражнение на дыхание и для развития голоса «Осенние листья», «Вьюга», «Подуй на снежинку», «Подснежник», «Мотыльки», «Ветерок»

Театрализованные игры

«Как Маша весну искала» (варежковый театр),  «Как кузнечик помогал слабым» (драматизация), «Хороший день» (инсценировка куклами би-ба-бо)

Конкурс

поговорок и пословиц о природе по временам года

Заучивание скороговорок, чистоговорок  (методическое пособие Н.В. Нищевой)

Загадывание загадок соответственно времени года.

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик», «Осенние листья», «Прогулка», «Снежинки», «Зимний сад», «Кормушка», «Дрозд-дроздок», «Весна», «Птицы вернулись», «Пчела», «Ласточка», «Что в корзинку положу»

Слушание классической музыки: П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года», Э. Григ «Утро», М.Глинка «Жаворонок», А.Марчелло «Адажио» и др.,

«Звуки весеннего леса» (звуки природы, голоса птиц), составление рассказа о музыке

Беседы о творчестве композиторов П.Чайковского, А.Вивальди, Э. Грига, М.Глинки и др.

Разучивание песен: «Осенняя песенка» Л. Самохвалова,  «Как здорово, что все мы здесь …» О.Митяев, «Слово на ладошке» Е.Поплянова, «Кабы не было зимы» Е.Крылатов, «Весна» Т.Кривова, «О хорошем настроении» А.Лепин, «Неприятность эту…» Б.Савельев;

танцевальных композиций: «Осенний вальс» Л.Куклина, «Новогодняя ночь» из программы по хореографии О.Усовой, танец «Валенки» сл.и муз.народные.

Музыкальные игры: «Купол неба» авторская, «Поймай комара», «Как живешь» из программы по хореографии О.Усовой

Двигательные импровизации под музыку: «Зимний вальс» Л.Олифирова, «Дождь пойдет по улице» В.Шаинский, «Цветы и Мотыльки» из программы «Кукляндия», «Лес просыпается»

Озвучивание стихотворений на музыкальных инстументах: ритмодекламации «Зимняя дорога», «Дождик, кап», «Сороконожка» Е.Шаламонова,

Инсценирование песен: «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, «Не боимся дождя» Т.Бокач

Музыкальные викторины  «Угадай мелодию», «Знатоки природы»

Музыкально-дидактические игры (с карточками):  «Эмоциональные грибочки», «Маша и птенчики», «Ножки и ладошки», (интерактивные):

«Найди музыкальный инструмент», «Три кита в музыке», «Цветик – семицветик»

Просмотр видеоиллюстраций, мультимедийных презентаций

Игра в ансамбле на детских музыкальных инструментах:

«Мелодия» из к/ф «Осенний марофон», «Поет зима, аукает» Г.Свиридов,

«Весенняя полечка» Л.Олифирова

Привлечение родителей воспитанников к участию в музыкально-образовательном процессе, оказание помощи в оснащение музыкальной предметно-развивающей среды.

Проведение музыкальных гостиных:

«Отговорила роща золотая» (октябрь), «Зимнее вдохновение» (январь),

«Дыхание весны» (апрель),

«Музыка лета» (июнь)

Размещение информации о реализации проекта на сайте МБДОУ

Создание альбомов стихов русских поэтов и пейзажей русских художников

Выставка портретов и репродукций картин русских художников

Конкурс чтецов среди родителей: «Природа в творчестве поэтов серебряного века»

Музыкальный салон «Классическою музыкой душа моя полна»

3 этап – Итоговый (июнь 2022г.)

  • Подвести итоги интегрированной педагогической работы
  • Анализировать  полученные результаты,  определить перспективы развития проекта.

  • Изготовление сборника сценариев музыкальных гостиных
  • Проведение мониторинга по развитию музыкальных способностей и речевому развитию воспитанников (конечный результат)

Сборник сценариев музыкальных гостиных «Времена года в музыке, поэзии, живописи»

Взаимодействие с родителями воспитанников

Цель. Повышение компетенции родителей в вопросах приобщения детей к искусству поэзии, музыки, живописи. Формирование представлений о развитии речи и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятия:

  • Ознакомление родителей с планом работы на проектный период
  • Изготовление альбомов по каждому времени года   «Стихи русских поэтов»
  • Консультация «Интегрированная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя в развитии речи и музыкальных способностей детей с ОНР»
  • Выставка портретов и репродукций картин русских художников

  • Конкурс чтецов: «Природа в творчестве поэтов серебряного века»
  • Музыкальный салон «Классическою музыкой душа моя полна»

Список литературы

  1. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
  2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада с ОНР.– СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада с ОНР.– СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
  4. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (с 5 до6 лет и с 6 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016
  5. Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
  6. Яцевич И.Е. Музыкальное развитие дошкольников на основе примерной образовательной программы «Детство». Содержание, планирование, конспекты, сценарии, методические советы. – СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
  7. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для дете: учебное пособие. – Вып.1-5. СПб., 2013
  8. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музык. – М.: Мозаика-Синтез, 2001
  9. Топ-топ-топотушки! Музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста. Материалы для музыкальных руководителей ДОУ/сост.Н.В.Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
  10. Периодическое издание «Музыкальный руководитель»
  11.  Периодическое издание «Музыкальная палитра»
  12.  Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Я и времена года"

      По мере роста и взросления ребёнка развивается и его коммуникативная культура - появляются привязанности и доверие к близким к ребёнку взрослым, забота о них. Ребёнок уже м...

Развитие речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование творческих способностей и развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством реализации театрализованной деятельности, по русско-народной сказке на новый лад «Волк и семе...

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

ПРОЕКТ «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

ПРОЕКТ  «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Образовательный проект по развитию речи и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей является взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении, в частности, учителя – логопеда и музыкального руков...

Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста» (Срок: сентябрь 2017 года - май 2019года)

Вашему вниманию предоставляется Творческий проект «Певческая деятельность, как средство развития музыкальных способностей детей   старшего дошкольного возраста»...