Звук и буква Ч
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Конспект занятия по первоначальному обучению грамоте "Звук и буква Ч"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zvuk_ch.docx | 724.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила : учитель-логопед
Кириллова Виолетта Валерьевна
МАОУ «Гимназия 42»
ПДО Детский сад «Лесная сказка»
Звук [Ч] и буква Ч
Лексическая тема: «Ранняя весна. Птицы прилетели»
Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [Ч]. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.
Развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, координации движений.
Воспитательные задачи: Формирование самостоятельности, инициативности.
Оборудование: «Весна в лесу. Пение птиц» - аудиозапись, магнитная доска, материалы для определения места звука в слове, рабочие тетради, контейнеры с карандашами, конверты со схемами, предметные картинки, контейнер с песком, мяч.
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед встречает детей, здоровается с ними и рассказывает:
Ребята сегодня у нас необычное занятие, сказочное и полное разных, чудес. Чудеса поможет совершить вот эта волшебная палочка. Стоит взмахнуть ею, сказать волшебное слово и произойдет чудо. Вы хотите увидеть чудо? Тогда все закройте глаза и считайте со мной до трех. 1-2-3 — чудо произойди! (Включается запись со звуками леса, пением птиц).
— Ну, что чудо произошло? — Да!
— Ребята, мы с вами попали в сказочный лес! Послушайте, кто же это так поют?
— Это птицы!
Если снег повсюду тает,
День становится длинней.
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит.
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла… (весна).
— Да, с приходом весны все оживает вокруг. Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Домой возвращаются перелетные птицы, улетавшие на зиму в теплые края. А какие птицы прилетели?
- Упражнения для щёк и губ
-Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы)
-Птенчики глотают пищу. Сглатывание слюны. (5 раз)
-Клювы разных птиц. Медленно всасывать щёки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.
-Мама птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать её при раскрытом рте (чмоканье).
Упражнения для языка
-«Лопаточка»
-«Аист» - Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счёт от1 до 5.
-Птенчики ждут пищу. («Чашечка» под счёт от 1 до 10.)
-Дятел. Я по дереву стучу, ( Поднять язык за верхние зубы
Червячка достать хочу. и постучать произнося:
Хоть и скрылся под корой, «Тдд-тдд-тдд».)
Всё равно он будет мой.
- «Птичьи следы»
Дети по первому звуку в названии птицы подбирают цвет карандаша и рисуют кружочки: журавль, синица, грач, кукушка, чиж, жаворонок, гусь, скворец, зимородок.
- Логопед читает рассказ, выделяя звук [Ч]. Дети слушают и отвечают на вопрос: «Какой звук чаще всего встречается в рассказе?»
Кто живет в часах
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны в горах, а чайники на кухне. Черепахи живут в песке, червяки в земле, а чучело на огороде.
Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок на чердаке, а старом чемодане – мыши.
Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живёт какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.
Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет.
Кто же тогда там тикает? Чудеса!
(Г. Юдин)
Ребенок:
- Я думаю, что это звук Ч.
5. Логопед объясняет:
-звук ч – согласный, всегда мягкий. При произношении звука ч губы вытянуты вперед.
- «Поймай звук».
Дети подпрыгивают когда услышат звук [ч] : к-н-ч-д-м-с-ч-…
Па-чу-оч-ту-на-ча…, ночь, стол, речка, печка, банка, тачка и т.д.
- «Звуковые гнезда»
Дети вытаскивают из контейнера с песком, червячков с изображением предметов на звук [ч] , определяют место звука [и раскладывают по гнездам
( чай, чайник, качели, бочка, тучи, грач, луч, ключ, дочь, мяч…)
- «Маленькие птички»
Логопед бросает мяч и называет слова, дети должны уменьшить все предметы, для маленьких птичек : диван, шкаф, окно, стул, лампа и т.д.
Изменить слова так, чтобы в них слышался звук [ч] : собака, кошка, сын, внук, Ваня, Таня, мама, папа, кольцо, заяц, конец, водица, палец, ларец, перец, ситец, овца, венец, рубец, огурец, молодец, скворец, птенец, кошка, лягушка, кукушка, шапка, опушка, крошка, тигренок, тетрадь.
- Физкультминутка
Ча-ча-ча (три хлопка перед собой)
Печка очень горяча!(четыре полуприседа)
Чи-чи-чи (три хлопка над головой)
Печет печка калачи (четыре прыжка на месте)
10. Знакомство с буквой Ч
Дети рассматривают иллюстрацию, учат стихотворение:
Ч чрезмерно любит чай:
Братец-чайник, выручай!
Дети печатают в воздухе, а затем в тетради букву Ч.
11. Логопед: Сегодня мы с вами поговорим про слово, которое обозначает перелетную птицу. Эта птица вся черная как ночь…
Грач
Считаем слоги
Считаем звуки:
Г – (г)- согл. Тверд. Звонк.звук
Р – р – согл, тверд, звонк звук
А – а – гласная, ударная
Ч – ч- согласный, мягкий глухой
Выкладываем схему слова.
12. Попробуйте составить высказывание по картинке.
Это грач. Он черный и большой. Грачи первыми прилетают с юга.
Эти птицы вьют гнездо на вершинах деревьев.
Ранней весной он ходит по пашне и ищет червяков.
- Окончание занятия. Оценка работы детей.
Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы своих товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....