Звук и буква Ч
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кириллова Виолетта Валерьевна

Конспект занятия по первоначальному обучению грамоте "Звук и буква Ч"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_ch.docx724.87 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила : учитель-логопед

Кириллова Виолетта Валерьевна

МАОУ «Гимназия 42»

 ПДО Детский сад «Лесная сказка»

Звук [Ч] и буква Ч

Лексическая тема: «Ранняя весна. Птицы прилетели»

         

Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [Ч]. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.

Развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, координации движений.

Воспитательные задачи: Формирование самостоятельности, инициативности.

Оборудование: «Весна в лесу. Пение птиц» - аудиозапись, магнитная доска, материалы для определения места звука в слове, рабочие тетради, контейнеры с карандашами, конверты со схемами, предметные картинки, контейнер с песком, мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед встречает детей, здоровается с ними и рассказывает:

Ребята сегодня у нас необычное занятие, сказочное и полное разных, чудес. Чудеса поможет совершить вот эта волшебная палочка. Стоит взмахнуть ею, сказать волшебное слово и произойдет чудо. Вы хотите увидеть чудо? Тогда все закройте глаза и считайте со мной до трех. 1-2-3 — чудо произойди! (Включается запись со звуками леса, пением птиц).

—   Ну, что чудо произошло? — Да!

—   Ребята, мы с вами попали в сказочный лес! Послушайте, кто же это так поют?

—   Это птицы!

Если снег повсюду тает,

День становится длинней.

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей.

Если солнце ярче светит.

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла… (весна).

—  Да, с приходом весны все оживает вокруг. Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Домой возвращаются перелетные птицы, улетавшие на зиму в теплые края. А какие птицы прилетели?

  1. Упражнения для щёк и губ

-Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы)

-Птенчики глотают пищу. Сглатывание слюны. (5 раз)

-Клювы разных птиц. Медленно всасывать щёки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд.

-Мама птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать её при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка

-«Лопаточка»

-«Аист» - Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать под счёт от1 до 5.

-Птенчики ждут пищу. («Чашечка» под счёт от 1 до 10.)

-Дятел.      Я по дереву стучу,                       ( Поднять язык за верхние зубы

                  Червячка достать хочу.                и постучать произнося:

                  Хоть и скрылся под корой,         «Тдд-тдд-тдд».)

                  Всё равно он будет мой.

  1. «Птичьи следы»

Дети  по первому звуку в названии птицы подбирают цвет карандаша и  рисуют кружочки: журавль, синица, грач, кукушка, чиж, жаворонок, гусь, скворец, зимородок.

  1. Логопед читает рассказ, выделяя звук  [Ч]. Дети слушают и отвечают на вопрос: «Какой звук чаще всего встречается в рассказе?»

Кто живет в часах

Я знаю, что чайки живут в море, чабаны в горах, а чайники на кухне. Черепахи живут в песке, червяки в земле, а чучело на огороде.

Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок на чердаке, а старом чемодане – мыши.

Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живёт какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости.

Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет.

Кто же тогда там тикает? Чудеса!

(Г. Юдин)

Ребенок:

- Я думаю, что это звук Ч.

       5.   Логопед объясняет:

-звук ч – согласный, всегда мягкий. При произношении звука ч губы вытянуты вперед.

 

  1. «Поймай звук».

Дети подпрыгивают когда услышат звук [ч] : к-н-ч-д-м-с-ч-…

Па-чу-оч-ту-на-ча…, ночь, стол, речка, печка, банка, тачка и т.д.

  1. «Звуковые гнезда»

Дети вытаскивают из контейнера с песком, червячков с изображением предметов на звук [ч] , определяют  место звука [и раскладывают по гнездам

( чай, чайник, качели, бочка, тучи, грач, луч, ключ, дочь, мяч…)

                                        http://www.pngonly.com/wp-content/uploads/2017/06/Nest-PNG-pic.png

http://img-fotki.yandex.ru/get/9806/23869276.12d/0_a9dec_db07de4d_L.pnghttp://s59.radikal.ru/i164/0808/2c/56fa90207b8d.pnghttp://steshka.ru/wp-content/uploads/2012/12/dc701436b9b3-300x300.pnghttps://i.pinimg.com/236x/2c/1a/30/2c1a30496be97de6d70c3632a7aa0b88--cartoon-picture-clipart.jpg

  1. «Маленькие птички»

Логопед бросает мяч и называет слова, дети должны уменьшить все предметы, для маленьких птичек : диван, шкаф, окно, стул, лампа и т.д.

         Изменить слова так, чтобы в них слышался звук [ч] : собака, кошка, сын, внук, Ваня, Таня, мама, папа, кольцо, заяц, конец, водица, палец, ларец, перец, ситец, овца, венец, рубец, огурец, молодец, скворец, птенец, кошка, лягушка, кукушка, шапка, опушка, крошка, тигренок, тетрадь.

  1. Физкультминутка

Ча-ча-ча (три хлопка перед собой)

Печка очень горяча!(четыре полуприседа)

Чи-чи-чи (три хлопка над головой)

Печет печка калачи (четыре прыжка на месте)

10. Знакомство с буквой Ч

Дети рассматривают иллюстрацию, учат стихотворение:

Ч чрезмерно любит чай:

Братец-чайник, выручай!

Дети печатают в воздухе, а затем в  тетради  букву Ч.

11.   Логопед:  Сегодня мы с вами поговорим про слово, которое обозначает перелетную птицу. Эта птица вся черная как ночь…

Грач

Считаем слоги

Считаем звуки:

Г – (г)- согл. Тверд. Звонк.звук

Р – р – согл, тверд, звонк звук

А – а – гласная, ударная

Ч – ч- согласный, мягкий глухой

Выкладываем схему слова.

12. Попробуйте составить высказывание по картинке.

Это  грач.    Он черный и большой. Грачи первыми прилетают с юга.

Эти птицы вьют гнездо на вершинах деревьев.

                                       

Ранней весной он ходит по пашне и ищет червяков.

http://storage.onbird.ru/bird/photo/grach/grach%20foto%205%20(onbird.ru).jpghttp://sochinyshka.ru/wp-content/uploads/2018/03/grach.jpghttps://smotretzdes.ru/uploads/images/p/a/v/pava_ja_ulechu_isparus_slovno_ptitsa_2012.jpg

  1.  Окончание занятия. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы своих товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....