«Соблюдение этических условий при направлении детей на ТПМПК»
консультация по коррекционной педагогике

Кузьмина Юлия Викторовна

     Одним из важнейших условий приема ребенка на ПМПК является предоставление родителям (законным представителям) информации об этических нормах обследования ребенка на ПМПК и гарантии их выполнения всеми специалистами ПМПК.Этические нормы соответствуют основным принципам, одобренным Обществом исследования развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

                ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

педагога-психолога Кузьминой Ю.В.

от 19.01.2018 г.

по теме «СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

ПРИ НАПРАВЛЕНИИ ДЕТЕЙ НА ТПМПК»

«Соблюдение этических условий при направлении детей на ПМПК»

     Одним из важнейших условий приема ребенка на ПМПК является предоставление родителям (законным представителям) информации об этических нормах обследования ребенка на ПМПК и гарантии их выполнения всеми специалистами ПМПК.

Этические нормы соответствуют основным принципам, одобренным Обществом исследования развития детей.

«Не навреди!»

Этот принцип направлен на защиту человеческого достоинства детей и сопровождающих их взрослых при контакте с любым работником ПМПК. В первую очередь имеется в виду непричинение вреда физическому и психическому здоровью. Избежать физического ущерба по отношению к пришедшим в ПМПК детям, их родителям (законным представителям) относительно легко, определить же, что может нанести ущерб психическому здоровью, довольно трудно.

Основными этическими принципами являются:

  • Принцип конфиденциальности.
  • Принцип компетентности.
  • Принцип ответственности.
  • Принцип этической и юридической правомочности.
  • Принцип благополучия воспитанника.
  • Принцип профессиональной кооперации.
  • Принцип информирования о целях и результатах обследования, данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1. ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

1. Информация, полученная в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов воспитанника.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным

4. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

5. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

6. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

1. Специалист, педагог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Специалист, педагог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1. Специалист, педагог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, специалист, педагог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Специалист, педагог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

* В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

4. ПРИНЦИП ЭТИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАВОМОЧНОСТИ

1. Специалист планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Специалист может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

5. ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ ВОСПИТАННИКА

1. В своих профессиональных действиях специалист, педагог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Специалист, педагог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям,

3. В профессиональной деятельности а образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4. Специалист, педагог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

6. ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ

1.Работа сновывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Специалист воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях - на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

7. ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАНИЯ О ЦЕЛЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ И ПРИНЦИПОВ

В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе это...

Соблюдение этических принципов делового общения в педагогическом коллективе

Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников, обязательное условие соблюдения общих этических принци...

« Об организации разъяснительной работы с родителями о соблюдении этических норм и правил дорожного движения».

Работа по формированию безопасного поведения детей на улицах города может быть эффективной только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Дети дошкольного возраста - особая категория пешеходо...

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Целевой образовательный проект «Математика – это интересно!» «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических предст

Образовательный проект включает в себя план  обновления содержания математического образования в конкретном ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и "Концепцией развития математического образования в ...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Косьяненко И.М. воспитатель, педагог-психолог ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ Еще Аристотель сказал, что человек...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...