ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
статья по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Косьяненко И.М.
воспитатель,
педагог-психолог
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Еще Аристотель сказал, что человек – существо социальное. Мы рождаемся и проживаем всю свою жизнь в окружении других людей. В независимости от нашего желания, мы контактируем с ними. С раннего детства малыш постигает секреты общения и поведения в различных ситуациях дома, в кругу сверстников в общественных местах и т.д.
Семья – это первый институт где ребенку прививаются основные правила поведения в обществе, умение ясно выражать свои мысли.
Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений называют коммуникативностью. Они закладываются еще в дошкольном возрасте, а развиваются и совершенствуются всю жизнь.
Понятие «коммуникация» или «коммуникативность» - это положительное качество человека, которое характеризует одну из нравственно-этических сторон его воспитания. Оно выражается в умении устанавливать контакт с другими людьми, строить с ними отношения.
Поэтому перед нами стоит очень важная задача: научить ребенка не только выражать свои мысли, ощущения и эмоции, но и правильно получать и обмениваться информацией, понимать чувства и эмоции других людей.
Педагоги и психологи считают, что существует несколько коммуникативных навыков, которые необходимо развивать:
- Желание общаться
- Правила эффективного поведения и взаимодействия с другими людьми.
- Навыки общаться со сверстниками:
- Умение знакомиться.
- Умение присоединиться к играющим детям.
- Умение играть по правилам игры.
- Умение просить об одолжении.
- Умение предлагать помощь сверстнику.
- Умение выражать симпатию.
- Умение принимать комплименты.
- Умение проявлять инициативу.
- Умение делиться.
- Умение извиняться.
Особенности развития навыков коммуникации у дошкольников
От 0 до года: ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.
От года до трех лет: малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.
Период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет
В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.
До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как , по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.
Вашему вниманию, мы предлагаем опыт работы наших педагогов по развитию и формированию коммуникативных навыков через игровую деятельность. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ И ПРИНЦИПОВ
В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе это...
Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию. в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.
Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию и формированию у детей старшего дошкольного возраста чувств уважения к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людя...
« Об организации разъяснительной работы с родителями о соблюдении этических норм и правил дорожного движения».
Работа по формированию безопасного поведения детей на улицах города может быть эффективной только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Дети дошкольного возраста - особая категория пешеходо...
Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию. в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.
Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию и формированию у детей старшего дошкольного возраста чувств уважения к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людя...
"Как развивать интеллект и творческие способности ребенка через развивающие игры"
Родительское собрание. Тема: "Как развивать интеллект и творческие способности ребенка через развивающие игры". Целью собрания является познакомить родителей с развивающими играми, напр...
«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через формирование этических норм поведения и культуры»
Методитическая разработка "Социально-коммуиникативное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через формирование энтических норм поведения и культуры"...
Статья. Развитие этических норм речевого поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Этапы обучения и развития у детей этических норм речевого поведения....