Консультация для родителей на тему: «Речевые умения и развитие речи детей на разных возрастных этапах дошкольного детства»
консультация
Есть все основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи
Л.С. Выготский
(советский психолог)
Мышление человека – как взрослого, так и маленького – проходит на родном языке. Язык и речь – это средства логического познания. Именно с развитием языка и речи развиваются мыслительные способности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
на тему: «Речевые умения и развитие речи детей на разных возрастных этапах дошкольного детства»
Есть все основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи
Л.С. Выготский
(советский психолог)
Мышление человека – как взрослого, так и маленького – проходит на родном языке. Язык и речь – это средства логического познания. Именно с развитием языка и речи развиваются мыслительные способности ребенка.
Язык и речь, это средства общения, социализации личности, образования, осознания собственного «Я», выражения себя, понимания национальной культуры, передачи опыта. От того, как дошкольник овладеет речью и языком в детском саду, будет зависеть успех его дальнейшей учебы в школе. Речевые умения – важное приобретение ребенка в дошкольном детстве. Это основа для его успешного обучения в школе.
Виды речевых умений
Различают четыре вида речевых умений, которые постепенно формируются у ребенка.
- Во-первых, это умение говорить, излагать свои мысли в устной форме;
- Во-вторых, это умение слушать, понимать речь в ее звуковом оформлении;
- В-третьих, умение излагать свои мысли письменно.
- И в-четвертых, умение читать и понимать речь в ее графическом изображении.
Дошкольная педагогика имеет дело только с умениями устной речи. Задача воспитателя научить ребенка правильно говорить, слушать и понимать окружающих. Читать и писать его научат в школе.
Если педагог знает, как должна развиваться речь ребенка в разном возрасте, ему проще увидеть отклонения в развитии и вовремя исправить их. Предлагаю проследить за этапами речевого развития, через которые в норме проходит ребенок с рождения и до достижения дошкольного возраста. Всего таких этапов 12.
Таблица 1. Этапы развития речи дошкольников в онтогенезе
Этап речи | Характеристика (норма) |
От рождения до 3 месяцев | для ребенка характерны рефлекторные голосовые реакции: плач и крик. |
3-4 месяца | ребенок гулит, издает нерасчлененные звуки. |
5-6 месяцев | Гуление перерастает в лепет, звуки более расчлененные, носят отчетливый характер. Гуление и лепет способствуют развитию слухового восприятия и артикуляционного аппарата ребенка. |
8 месяцев | Ребенок начинает понимать ритмико – интонационный состав речи. Например у него можно выработать двигательную реакция хлопки в ладошки на песенку: «Ладушки – ладушки». |
10-11 месяцев | Ребенок начинает воспринимать и различать звуковой состав слова. Сначала он учится различать в потоке речи гласные звуки, затем шумные и сонорные. После, твердые и мягкие согласные, взрывные и щелевые, переднеязычные, и заднеязычные, глухие и звонкие, шипящие и свистящие, «р», «л». |
С 11 до 2 лет | У ребенка увеличивается пассивный словарь, появляются слова в собственной речи. Он учится различать слова по звучанию, соотносить звучание с конкретным предметом или его качеством. Развиваются слухоречевой, двигательный и зрительные анализаторы. Слово начинает соотноситься не с отдельным предметом, а с целым классом предметов. Например: одежда, овощи, фрукты, игрушки. |
С 1 года | В словаре ребенка насчитывается 5-10 слов, это слова звукоподражания, слова, которые состоят из двух однотипных слогов и «собственные слова», обозначающие предмет или действие. Например: «мне», «дай», «мама», «папа», «ляля», «ав», (собака), «ки» (кошка) и др. |
С 2 лет | Речь становится интеллектуальной а мышление речевым. Ребенок начинает активно расширять свой словарь, спрашивая о каждой новой вещи: «А как это называется». |
2-2,5 года. | Ребенок понимает больше, чем может рассказать, расширение его пассивного словаря происходит быстрее, чем рост активного словаря. |
С 3 лет | Ребенок начинает замечать явление языковой омонимии (случайное совпадение слов). (Дядю зовут Костя. Почему кости, а не мясо). |
От 1 до 5 лет | В речи ребенка появляются звуки. Сначала гласные –а, о, у и др. Затем сонорные – м,к. Следовательно и первые слова с этими звуками: «мама», «на» «как» и т.п. Потом ребенок начинает произносить шумные, взрывные звуки –п,б,д,т,к, а также щелевые – в,ф,х,й. После речь ребенка обогащается свистящими и шипяцими –ш,щ. В конце звуками л, р. |
Дошкольный возраст | Происходит интенсивный рост словаря ребенка. Дошкольник постепенно овладевает понятием слова в его широком понимании. Рост словаря ребенка в дошкольном возрасте: 1 год -5-10 слов (слова – подражания); 1год 6 месяцев -35 -40 слов; 2 года -300 слов; 3года 6 месяцев -1000 слов, 4 года -2000 слов. |
В какой последовательности ребенок осваивает речевые операции:
Сначала ребенок учится соединять набор морфем в слове с предметом или явлением действительности.
Пример:
Как ребенок понимает слово и его значение:
«Столы, слоны, зебры – значит, много.
Ежонок, котенок, лисенок – значит, детеныш»
Затем у ребенка устанавливается взаимосвязь набора морфем со значением слова. Он уже может переносить значения морфем по аналогии. Иногда это приводит к ошибкам.
Пример:
Как может ошибиться ребенок
«Столы, шкафы, стулЫ – значит, много».
Последним этапом у ребенка происходит формирование грамматических стереотипов. Ребенок не создает каждый раз слово заново, а уже знает, как надо сказать.
Пример
Как ребенок понимает грамматический стереотип
«Дошкольник знает, что «стул» – большой, а «стульчик» – маленький»
Вот так в общих чертах ребенок овладевает речевой деятельностью.
Родителям важно знать:
- С развитием речи, развиваются мыслительные способности ребенка;
- В дошкольном возрасте у ребенка происходит активный рост словаря. Словарный запас постепенно расширяется и усложняется;
- Сначала ребенок осваивает простейшие односоставные предложения, затем – более сложные с глаголами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».
Для воспитателя детского сада владение образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....
Консультация для родителей на тему :"Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей дошкольного возраста"
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на ег...
Консультация для родителей на тему: "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Игра явл Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на...
Консультация для родителей на тему "Поэзия как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Автором разработана консультация по теме "Поэзия как средство развития речи детей"....
Консультация для родителей на тему "Компьютерные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему «Компьютерные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»Цель: познакомить родителей с интернет-ресурсами для развития речи детей дошколь...
Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Что такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову,- лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Зн...
Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился больших успехов в жизни, состоялся как личность, чувствовал себя свободно, уверенно.Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии реб...