Консультация для родителей на тему: «Речевые умения и развитие речи детей на разных возрастных этапах дошкольного детства»
консультация
Есть все основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи
Л.С. Выготский
(советский психолог)
Мышление человека – как взрослого, так и маленького – проходит на родном языке. Язык и речь – это средства логического познания. Именно с развитием языка и речи развиваются мыслительные способности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
на тему: «Речевые умения и развитие речи детей на разных возрастных этапах дошкольного детства»
Есть все основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи
Л.С. Выготский
(советский психолог)
Мышление человека – как взрослого, так и маленького – проходит на родном языке. Язык и речь – это средства логического познания. Именно с развитием языка и речи развиваются мыслительные способности ребенка.
Язык и речь, это средства общения, социализации личности, образования, осознания собственного «Я», выражения себя, понимания национальной культуры, передачи опыта. От того, как дошкольник овладеет речью и языком в детском саду, будет зависеть успех его дальнейшей учебы в школе. Речевые умения – важное приобретение ребенка в дошкольном детстве. Это основа для его успешного обучения в школе.
Виды речевых умений
Различают четыре вида речевых умений, которые постепенно формируются у ребенка.
- Во-первых, это умение говорить, излагать свои мысли в устной форме;
- Во-вторых, это умение слушать, понимать речь в ее звуковом оформлении;
- В-третьих, умение излагать свои мысли письменно.
- И в-четвертых, умение читать и понимать речь в ее графическом изображении.
Дошкольная педагогика имеет дело только с умениями устной речи. Задача воспитателя научить ребенка правильно говорить, слушать и понимать окружающих. Читать и писать его научат в школе.
Если педагог знает, как должна развиваться речь ребенка в разном возрасте, ему проще увидеть отклонения в развитии и вовремя исправить их. Предлагаю проследить за этапами речевого развития, через которые в норме проходит ребенок с рождения и до достижения дошкольного возраста. Всего таких этапов 12.
Таблица 1. Этапы развития речи дошкольников в онтогенезе
Этап речи | Характеристика (норма) |
От рождения до 3 месяцев | для ребенка характерны рефлекторные голосовые реакции: плач и крик. |
3-4 месяца | ребенок гулит, издает нерасчлененные звуки. |
5-6 месяцев | Гуление перерастает в лепет, звуки более расчлененные, носят отчетливый характер. Гуление и лепет способствуют развитию слухового восприятия и артикуляционного аппарата ребенка. |
8 месяцев | Ребенок начинает понимать ритмико – интонационный состав речи. Например у него можно выработать двигательную реакция хлопки в ладошки на песенку: «Ладушки – ладушки». |
10-11 месяцев | Ребенок начинает воспринимать и различать звуковой состав слова. Сначала он учится различать в потоке речи гласные звуки, затем шумные и сонорные. После, твердые и мягкие согласные, взрывные и щелевые, переднеязычные, и заднеязычные, глухие и звонкие, шипящие и свистящие, «р», «л». |
С 11 до 2 лет | У ребенка увеличивается пассивный словарь, появляются слова в собственной речи. Он учится различать слова по звучанию, соотносить звучание с конкретным предметом или его качеством. Развиваются слухоречевой, двигательный и зрительные анализаторы. Слово начинает соотноситься не с отдельным предметом, а с целым классом предметов. Например: одежда, овощи, фрукты, игрушки. |
С 1 года | В словаре ребенка насчитывается 5-10 слов, это слова звукоподражания, слова, которые состоят из двух однотипных слогов и «собственные слова», обозначающие предмет или действие. Например: «мне», «дай», «мама», «папа», «ляля», «ав», (собака), «ки» (кошка) и др. |
С 2 лет | Речь становится интеллектуальной а мышление речевым. Ребенок начинает активно расширять свой словарь, спрашивая о каждой новой вещи: «А как это называется». |
2-2,5 года. | Ребенок понимает больше, чем может рассказать, расширение его пассивного словаря происходит быстрее, чем рост активного словаря. |
С 3 лет | Ребенок начинает замечать явление языковой омонимии (случайное совпадение слов). (Дядю зовут Костя. Почему кости, а не мясо). |
От 1 до 5 лет | В речи ребенка появляются звуки. Сначала гласные –а, о, у и др. Затем сонорные – м,к. Следовательно и первые слова с этими звуками: «мама», «на» «как» и т.п. Потом ребенок начинает произносить шумные, взрывные звуки –п,б,д,т,к, а также щелевые – в,ф,х,й. После речь ребенка обогащается свистящими и шипяцими –ш,щ. В конце звуками л, р. |
Дошкольный возраст | Происходит интенсивный рост словаря ребенка. Дошкольник постепенно овладевает понятием слова в его широком понимании. Рост словаря ребенка в дошкольном возрасте: 1 год -5-10 слов (слова – подражания); 1год 6 месяцев -35 -40 слов; 2 года -300 слов; 3года 6 месяцев -1000 слов, 4 года -2000 слов. |
В какой последовательности ребенок осваивает речевые операции:
Сначала ребенок учится соединять набор морфем в слове с предметом или явлением действительности.
Пример:
Как ребенок понимает слово и его значение:
«Столы, слоны, зебры – значит, много.
Ежонок, котенок, лисенок – значит, детеныш»
Затем у ребенка устанавливается взаимосвязь набора морфем со значением слова. Он уже может переносить значения морфем по аналогии. Иногда это приводит к ошибкам.
Пример:
Как может ошибиться ребенок
«Столы, шкафы, стулЫ – значит, много».
Последним этапом у ребенка происходит формирование грамматических стереотипов. Ребенок не создает каждый раз слово заново, а уже знает, как надо сказать.
Пример
Как ребенок понимает грамматический стереотип
«Дошкольник знает, что «стул» – большой, а «стульчик» – маленький»
Вот так в общих чертах ребенок овладевает речевой деятельностью.
Родителям важно знать:
- С развитием речи, развиваются мыслительные способности ребенка;
- В дошкольном возрасте у ребенка происходит активный рост словаря. Словарный запас постепенно расширяется и усложняется;
- Сначала ребенок осваивает простейшие односоставные предложения, затем – более сложные с глаголами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/23/picture-469777-1482498857.jpg)
Доклад «Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».
Для воспитателя детского сада владение образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....
Консультация для родителей на тему :"Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей дошкольного возраста"
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на ег...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-434846-1673799624.jpg)
Консультация для родителей на тему: "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Игра явл Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/27/picture-782095-1627404281.png)
Консультация для родителей на тему "Поэзия как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Автором разработана консультация по теме "Поэзия как средство развития речи детей"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/26/picture-1346037-1679854853.jpg)
Консультация для родителей на тему "Компьютерные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему «Компьютерные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»Цель: познакомить родителей с интернет-ресурсами для развития речи детей дошколь...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/13/picture-54436-1678713400.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».
Что такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову,- лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение? Зн...
Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился больших успехов в жизни, состоялся как личность, чувствовал себя свободно, уверенно.Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии реб...