Использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста по развитию внимания и произвольности (Арцишевская И.Л., Колесникова Е.В.)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Данная игровая технология позволяет повысить уровень развития внимания и произвольности у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_tehnologiya.docx | 77.02 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ И ПРОИЗВОЛЬНОСТИ»
Авторы: Арцишевская И.Л., Колесникова Е.В.
Актуальность исследования: Педагогам-психологам, в процессе коррекционной работы с детьми по развитию когнитивной сферы, а особенно по развитию внимания и произвольности, приходится искать интересные формы преподнесения и закрепления материала. Игровые действия всегда включают в себя обучающую, развивающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игра – основное занятие детей, их работа.
Участвуя в полюбившихся играх, дети с удовольствием включаются в процесс обучения. Деятельность, связанная с творчеством, с возможностью каждый раз добавлять что-то новое, для ребёнка более интересна, нежели действия по строгим правилам и шаблонам. В игре часто сложное становится доступным.
Особое внимание уделяется дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое поведение.
Благодаря использованию дидактических игр процесс развития внимания и произвольности проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактическая игра пополняет и активизирует словарь, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Проблема исследования: На сколько эффективно использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста по развитию внимания и произвольного поведения.
Объект исследования: Дети дошкольного возраста 5-7 лет.
Предмет исследования: Внимание и произвольность.
Цель исследования: Повысить уровень развития внимания и произвольности с помощью дидактической игры.
Цель методической работы: Описать работу по развитию внимания и произвольности детей 5-7 лет с использованием дидактических игр.
Задачи:
- Пополнять и активизировать словарь детей.
- Развивать внимание.
- Пополнять знания об окружающем мире.
- Развивать произвольность, самоконтроль.
- Формировать готовность детей к обучению в школе.
Практическая значимость: педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом. Использование данной методической разработки на занятиях и режимных моментах с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.
Методы исследования: Анализ литературы, диагностика развития внимания и произвольности у детей 5-7 лет, наблюдение за динамикой развития.
Условия реализации: группа в МДОУ.
Ожидаемые результаты: дети должны самостоятельно объяснять правила игры; оценивать ответы; высказывание сверстников; иметь богатый активный словарь; развитие внимания в соответствии с возрастом; способность к самоконтролю, иметь высокую готовность к школьному обучению.
Дидактические игры способствуют пополнению словарного запаса детей, расширяют кругозор, развивают внимание и произвольность.
Главное назначение представленных игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение.
Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства.
Методические рекомендации данного цикла дидактических игр строятся на основе принципа «расширяющейся спирали». Благодаря вышеназванной структуре одна и та же интеллектуальная операция на занятиях отрабатываются периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения новыми компонентами и углубленной проработки каждого действия.
Формы организации работы: как показала практика нашего учреждения, наилучший эффект дают игры, которые проводятся систематически в рамках развивающего занятия, продолжительность которого зависит от возрастной группы. Коррекционно-развивающая работа с помощью дидактических игр осуществляется как в индивидуальной форме, так и с подгруппой детей в количестве 4-6 человек. Так же представляется возможным использование данного цикла игр с целой группой детей, в результате чего в игровую деятельность включаются все дошкольники.
В дополнение к занятиям по развитию внимания и произвольности систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных игр: на прогулке, перед, после или во время режимных моментов, во второй половине дня. Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.
Помимо коррекции интеллектуальных и творческих возможностей детей, с помощью дидактических игр можно решить еще две важные проблемы – диагностику и прогнозирование дальнейшего развития ребенка. В итоге можно выявить одаренных и отстающих, а так же предсказать их интеллектуальное взросление на следующих возрастных ступенях.
Результативность использования дидактических игр в развитии психических процессов дошкольников
Результативность данной технологии представляется возможным оценить с помощью методики Н.И. Гуткиной «Домик». Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки с изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей в возрасте 5–10 лет и позволяет исследовать уровень развития произвольного внимания, выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Обследование можно проводить как в группе детей, так и индивидуально. Диагностика осуществляется два раза в год (в начале учебного года и в конце, после проведенной коррекционно-развивающей работы).
Таким образом по методике Н.И. Гуткиной «Домик» в октябре, ноябре 2018 года в группах детей 6-7 лет №6 (1-ое отделение) и №2, №5 (2-ое отделение) была проведена диагностика уровня развития произвольного внимания. В диагностике приняло участие 67 детей (1-ое отделение 22 чел. и 2-ое отделение 45 чел.)
Итог тестирования представлен в таблице:
Ниже среднего | Средний | Высокий |
30% (20 чел.) | 46% (31 чел.) | 24% (16 чел.) |
В конце учебного года, после коррекционной работы с использованием дидактических игр, направленных на развитие внимания и произвольности, уровень произвольного внимания повторно измерен у 66 детей (1 ребенок весь год не посещал МДОУ) с помощью методики М.И. Гуткиной «Домик»:
Ниже среднего | Средний | Высокий |
3% (2 чел.) | 68% (45 чел.) | 29% (19 чел.) |
Результативность использования данной технологии можно проследить в следующей таблице и графике:
Уровень развития произвольного внимания | Ниже среднего | Средний | Высокий |
Начало 2018-2019 уч.г. | 30% (20 чел.) | 46% (31 чел.) | 24% (16 чел.) |
Конец 2018-2019 уч.г. | 3% (2 чел.) | 68% (45 чел.) | 29% (19 чел.) |
Наличие 2-ух детей с уровнем развития произвольного внимания ниже среднего в конце учебного года объясняется тем, что данные дошкольники в течение учебного года часто отсутствовали в МДОУ, и коррекционная работа не была проведена в полном объеме.
Заключение
Дидактические игры, направленные на развитие внимания и произвольности содержат два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно развивать свои умственные способности. Дидактическая игра является широко распространенным методом работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию внимания и произвольности и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой педагог предвидит, используя ту или иную игру.
Проанализировав результаты диагностики можно сделать вывод о том, что проведение коррекционной работы с помощью дидактических игр эффективно и его можно рекомендовать специалистам, педагогам, родителям для работы с детьми с недостаточным развитием внимания и произвольности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста».
Задачи: Развитие мелкой моторики рук Развитие мышления Развитие внимания и памяти Развитие сенсорных способностей (умения различать цвета; находить цвет по образцу и по словесному обозначени...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ МАРБЛС В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Камешки Марблс, являются зам...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...
Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...
«Использование игрушек антисстресс в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
В данном материале представлены игры с игрушками антисстресс....
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
Мастер-класс «Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»...