Статья на тему «Формирование коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»
статья по коррекционной педагогике
Аннотация: в статье идёт речь о компенсаторных способах общения лиц с нарушением зрения. Эта проблема давно является предметом дискуссий различных педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_formirovanie_kommunikativnoy_deyatelnosti_detey_s_narusheniem_zreniya.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Формирование коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»
Выполнила:
Панфилова Анна Сергеевна
Аннотация: в статье идёт речь о компенсаторных способах общения лиц с нарушением зрения. Эта проблема давно является предметом дискуссий различных педагогов.
Компенсаторные способы общения лиц с нарушением зрения
Согласно теории компенсации слепоты отправным пунктом формирования восприятия внешнего мира при глубоких нарушениях зрения становятся сохранные анализаторы. Следовательно, процесс обучения восприятию и воспроизведению неречевых средств общения должен строиться на использовании осязания, остаточного зрения и слуха.
Для детей с нарушением зрения также имеются свои особенности общения, при снижении работы зрительного анализатора дети воспринимают информацию на слух. Однако существуют препятствия переработки определенной информации. Нарушение зрения делает невозможным восприятие партнера по общению, его выразительных средств, несущих информацию об особенностях характера и эмоциональном состоянии. Невозможность дистанционного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности формирования речевой функции.
Важную роль в общении играет обратная связь. Полное выключение или серьезное ограничение пропускной способности зрительного канала отрицательно влияет на взаимодействие партнеров по общению. Говоря о процессе общения, в нашем случае следует выделять три специфические ситуации:
1) зрячий - слепой,
2) слепой - зрячий,
3) слепой - слепой.
Затруднения, которые возникают в первом случае, связаны, главным образом, с тем, что зрячий партнер, не учитывая возможностей слепого, широко использует невербальные средства общения (мимика, пантомимика, интонация), создавая тем самым дефицит понимания со стороны незрячего партнера.
Осязание у слепых вовлекается в более активную деятельность, чем у зрячих. Осязание является мощным средством компенсации не только слепоты, но и слабовидения. Наибольшее повышение чувствительности обнаружено на пальцах рук, что связано с обучением чтению рельефно-точечного шрифта Брайля.
При нарушениях зрения роль речи возрастает, так как она дополнительно берет на себя компенсаторную функцию. Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования — изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием. Опора на активное речевое общение и есть тот обходной путь, обусловливающий продвижение слепого ребенка в психическом развитии, который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии слепого ребенка. Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности. Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими.
Развитие речи как средства общения, обобщения и коррекции вторичных отклонений, в основе которого лежат четкие конкретные представления, также является необходимым условием компенсации слепоты.
Первая стадия компенсации слепоты в раннем возрасте связана с полисенсорным (комплексным) характером восприятия ребенка, его реакциями на комплексные раздражители. Она характеризуется образованием связей между сохранившимися анализаторами и обеспечивает создание базы полисенсорного восприятия, системы сенсомоторной деятельности, т.е. создание связей между зрительными, слуховыми, осязательными, вибрационными и другими восприятиями и движениями, пока еще очень обобщенных и генерализованных, позволяющих ребенку реагировать на комплексы жизненно важных для него действий окружающих людей и подготавливающих его к осуществлению собственных действий. Она формируется в общении ребенка со взрослыми при активном стимулировании общения со стороны взрослого.
Вторая стадия компенсации слепоты у детей связаны с появлением, выделением и дифференциацией отдельных сигнальных признаков окружающих предметов и действий с ними. Во время этого периода у ребенка формируется способность выделять в предметах отдельные признаки и качества. Для образования связей слов с воспринимаемыми предметами и для осуществления перехода к ведущей предметной деятельности дети используют речевое общение.
Третья стадия компенсации слепоты связана с появлением образов, представлений, т.е. у ребенка формируется умение представлять предметы в их отсутствие, как совокупность признаков и сохранять их образы в памяти. Это позволяет незрячему ребенку осуществлять творческую игру, которая является необходимым условием формирования системы компенсации слепоты в дошкольном возрасте.
Успешность развития ребенка во многом определяется условиями среды, в которой он находится, созданной атмосферой эмоционального благополучия и доброжелательности.
Эффективные пути восстановления (компенсации) функций общения:
- Специальная организация педагогических ситуаций, в которых дети приобретают новый опыт взаимодействия.
- Дополнительный комплекс занятий, способствующий эффективному развитию общения.
Восстановление (компенсация) функций общения проходит через включение в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжетов.
Приемы работы:
1) Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности),то ему можно подсказать в стихотворной форме.
2) Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предлагаем детям следующие упражнения:
-«Как можно нас назвать по-разному?»
-«Комплимент»
-«Угадай»
-«Походки»
-«Расскажи стихи без слов»
-«Изобрази пословицу»
Родителям предлагаем рекомендации для:
-совершенствования собственных умений межличностного общения;
-формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей.
В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.
Таким образом, в основе компенсации лежат те же нервные механизмы, что и при нормально функционирующих сенсорных системах. Исследование физиологами законов компенсации показывает, что она определяется внешними стимулами и основана на их анализе и синтезе, структурности и локализации нервных процессов в мозге. В основе процессов компенсации лежит образование сложных динамических систем связей. Образование этих систем связей на основе деятельности сохранившихся анализаторов, ведущих к адекватному решению задач отражения и деятельности, обеспечивает компенсацию слепоты. Это свидетельствует о том, что компенсация слепоты не представляет собой какой-либо принципиально новой психологической и физиологической системы образований, которая не может образоваться у зрячих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи".
Театрализованная игра как средство развития речи у детей....
Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»
Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....
Статья "«Игровые театрализованные технологии как средство коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения»
Для педагогов коррекционных образовательных учреждений...
«Задачи коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»
Выступление на городском методическом объединении учителей-дефектологов...
Образовательные потребности детей с ОВЗ: "Социально-коммуникативное развитие детей с нарушением зрения"
Презентация, в которой отражены особые образовательные потребности детей с нарушением зрения по разделу программы "Социально-коммуникативное развитие"...
Статья для родителей на тему: "Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"
Статья для родителей на тему: "Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"...