«Задачи коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»
консультация по коррекционной педагогике на тему
Выступление на городском методическом объединении учителей-дефектологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_korrektsionnoy_raboty_po_razvitiyu_rechi_detey_s_narusheniem_zraeniya.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Образования Республики Башкортостан
Муниципальное учреждение «Отдел образования
Администрации городского округа город Стерлитамак»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»
Тема
«Задачи коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»
Выступление на ГМО
Учителей-дефектологов
Подготовила учитель-дефектолог
Гареева И.М.
Основные задачи обучения неречевым средствам общения детей в условиях специального дошкольного учреждения:
- развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляемого мимические, жестовые и пантомимические движения;
- развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;
- обучение способам ориентировки «на себе», «от себя» - в микропространстве и макропространстве;
- обучение механизму произвольного воспроизведения изолированных элементов мимики, жестов, интонации;
- обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз, жестов, интонации;
- обучение адекватному восприятию выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;
- формирование приемов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;
- формирование интереса к общению;
- формирование самоконтроля и произвольной психорегуляции.
Первый год обучения
На первом году обучения основной упор делается на развитие и укрепление мышечного аппарата, производящего мимические и жестовые движения.
Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица и обучение элементам мимических движений:
- развитие зоны бровей: обучение опускать и поднимать брови, сдвигать их.
- развитие мышц губ: обучение выпячивать губы вперед, делать улыбу, показывать передние зубки;
- развитие мышц щек: обучение надувать и втягивать щеки;
- развитие мышц языка: обучение умению уложить широкий языки узкий язык, поднять кончик языка вверх, на верхние зубы, на верхнюю губу, уложить язык на нижнюю губу, покачать язык из стороны в сторону «маятником», поиграть в «болтушку».
Развитие мышечного аппарата, участвующего в жестовых и пантомимических движениях:
- развитие мышц шеи: медленные круговые движения головы слева направо и справа налево, наклоны головы к правому – левому плечу, к груди, вперед, и назад;
- развитие мышц плеч: поднимать плечи вверх, опускать их одновременно и попеременно;
- развитие мелкой моторики: использование комплексов пальчиковой гимнастики для обучения конкретным навыкам (застегивание застежек, шнуровок).
Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела: на себе, на другом человеке, на живом объекте, на рисунке.
Обучение восприятию и правильному восприятию мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией на живом объекте:
- мимика: улыбка, плач
- жесты: да, нет, нельзя, здравствуйте, спасибо.
- интонация: в соответствии с мимикой и жестами.
Формирование умения определять значение мимики, жеста, позы на картинке:
- эмоция: радость, горе, спокойное состояние
- поза: мама качает ребенка, подметаю пол, поза идущего человека.
Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности (пантомима)
- что я делаю: чищу зубы, мою лицо, ем суп.
- что я чувствую: светит солнышко, болит живот, ем конфету.
- различные походки: спешащего человека, старого человека.
Формирование умения управлять своими эмоциями:
- расслабление отдельных групп мышц
- развитие внимания
Второй год обучения
На втором году обучения закрепляются знания, умения и навыки, сформированные в первый год обучения. Постепенно усложняется дидактический материал
Обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией на себе и другом человеке:
- мимика:
- закрепление предыдущего материала;
- обучение: гнев, страх
- жесты:
- закрепление материала первого года обучения;
- обучение жестам: стой, иди, бранить кого-то, стучать в дверь.
- интонация: в соответствии с мимикой и жестами.
Обучение умению определять эмоциональные состояния у героев сюжетных изображений. Закрепление умения воспринимать и воспроизводить эмоциональные состояния (сформированные на первом году обучения) персонажей сюжетных изображений.
Формирование умения пользоваться неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности (пантомима).
- что я делаю: развешиваю белье, чищу зубы, мою посуду, вытираю пыль.
- что я чувствую: очень холодно, получил подарок.
- различные походки: спортсмена, копуши, когда не хочу идти к врачу, а мама говорит надо.
Уровень умений и навыков после второго года обучения:
- уметь самостоятельно ориентироваться по алгоритму в схеме лица и тела человека и животного;
- уметь самостоятельно определять настроение музыкального произведения, либо пейзажной картины (слабовидящие дети).
- уметь самостоятельно использовать в жизненных ситуациях пантомимические навыки, полученные не первом году обучения
- уметь с небольшой помощью педагога пользоваться навыками неречевого общения.
- уметь самостоятельно познакомиться с другим ребенком.
- уметь самостоятельно «оречевлять» свои движения и действия в пределах сформированных навыков.
Уровень умений и навыков после второго года обучения:
- уметь самостоятельно ориентироваться по алгоритму в схеме лица и тела человека и животного;
- уметь самостоятельно воспроизводить и воспринимать эмоции в соответствии с программой первого и второго года обучения;
- уметь самостоятельно воспроизводить и воспринимать жестовые движения в соответствии с программой первого и второго года обучения;
- уметь самостоятельно выполнять позу и узнавать
в позе совершаемое действие в соответствии с программой первого года обучения, второго года обучения с помощью педагога;
- уметь самостоятельно определять характер музыкального произведения, либо пейзажной картины;
- уметь с небольшой помощью педагога пользоваться навыками неречевого общения, сформированными на втором году обучения;
- уметь самостоятельно познакомиться с другим ребенком, попросить помощи у товарища или игрушку, неречевые способы общения;
- использовать эти же навыки в жизненных ситуациях с помощью педагога;
- уметь самостоятельно «оречевлять» свои движения и действия в пределах сформированных навыков.
Третий год обучения
На третьем году обучения в качестве основных ставятся задачи: закрепить навыки правильного восприятия и воспроизведения основных мимических и жестовых движений и научить умению пользоваться ими в жизненных ситуациях. Научить по эмоциональным неречевым проявлениям определять настроение собеседника копировать его, пользуясь мимикой и жестами, вокальной мимикой. Моделирование ситуации усложняется за счет увеличения количества действующих лиц до трех участников.
Формирование умения определять значение и воспроизводить мимику, жест и позы по картине:
Эмоции:
- закрепление предыдущего материала на уровне самостоятельного пользования навыком;
- новый материал: удивление, вина, обида;
Жесты:
- закрепление предыдущего материала;
- новый материал: садовника. Поливающего цветы, сгребающего листья, копающего яму; человека, подметающего пол.
Формирование умения пользоваться не практике (точно воспринимать и правильно воспроизводить) следующими способами общения:
Новые навыки в пантомиме:
- что я делаю: играю с котенком, что-то попало на зуб, гуляю с собакой, собираю грибы, листаю книгу с картинками.
- что я чувствую: очень жарко, хочу спать, разбил дорогую вазу, увидел радугу.
- чью работу я делаю: садовника, водителя.
- различные походки: усталого человека, когда жмут ботинки
Формирование умений управлять своими эмоциями: расслабляться и напрягаться произвольно, продолжать формировать умение преодолевать двигательный автоматизм, застенчивость и робость.
Формирование навыка культурного общения
- обучать ситуациям: как вести себя в магазине, как разговаривать по телефону; как войти, если опоздал.
Уровень умений и навыков после второго года обучения:
-Иметь сформированную мышечную систему, способную в полном объеме осуществлять мимические, жестовые и пантомимические движения;
- уметь координировать мимические и жестовые движения с небольшой помощью педагога;
- уметь самостоятельно воспринимать и правильно воспроизводить схему лица и тела человека и животного в усложненных условиях восприятия (барельеф, рельеф, схема-символ лица и тела);
- уметь пользоваться навыками жестовых и мимических движений, сформированным в предыдущие годы обучения:
В сюжетно- ролевой игре;
В театрализованной деятельности;
В жизненных ситуациях.
- уметь произвольно изобразить и правильно воспринять эмоции удивления, вины, обиды в жизненных ситуациях, в адаптированных сюжетных изображениях;
- уметь правильно вести себя в сюжетно- ролевой игре и в жизненных ситуациях.
Четвертый год обучения
Основной задачей четвертого года обучения является развитие умения пользоваться сформированными навыками неречевого общения в практической деятельности и формирование умения контролировать свои эмоции.
Закрепление материала предыдущих лет обучения.
Новый материал:
Мимика:
- обучение: грусть, отвращение, заинтересованность, гордость;
Жесты:
- обучение жестам: отдай, не покажу, прислушивания, толстый, тонкий.
Формирование умения определять значение и воспроизводить мимику, жесты, позы на картинке:
Новый материал:
- эмоции: печаль, огорчение, превосходство, недовольство, скука, нетерпение.
- жесты: ласка, жалость, прислушивание, игра в мяч и т.д.
Формирование умения адекватно воспринимать и правильно воспроизводить в практических ситуациях следующие средства общения (пантомима).
Новые навыки:
- что я делаю: примерка новой шапки, пользование пылесосом, причесывание, мытье посуды.
- чью работу я делаю; воспитатель, строитель;
- раз личные походки: походка гордого собой человека, когда попал в ботинок камушек, не хочется идти в садик.
Культура общения:
- формировать умение вести себя в театре, в транспорте.
- формировать навык поведения в трудных конфликтных ситуациях и т.д.
Уровень умений и навыков после четвертого года обучения
- уметь самостоятельно координировать мимические и жестовые движения;
- уметь пользоваться навыком восприятия алгоритмов лица и тела человека, а также животного в свободной деятельности;
- уметь произвольно изображать и правильно воспринимать основные эмоции в самостоятельной практической деятельности;
- уметь пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной пракутическ5ой деятельности, используя неречевые средства общения;
- уметь творчески использовать сформированные навыки неречевых средств в жизненных ситуациях, «оречевление» их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта сотрудничества детского сада и семьи по проблеме развития коммуникативной компетентности детей с нарушением зрения
Представленный опыт сотрудничества детского сада и семьи описывает возможности работы с семьями детей дошкольного возраста с нарушением зрения: посредством активного взаимодействия с общественными объ...
Квалификационная работа "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"
Квалификационная работа учителя-дефектолога на тему "Коррекционная работа по развитию мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"...
Статья "«Игровые театрализованные технологии как средство коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения»
Для педагогов коррекционных образовательных учреждений...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Эффективное использование сохранных анализаторов в коррекционной работе по развитию сенсорного восприятия детей с нарушением зрения».
Овладеть способами формирующего обучения, которое не исправляет, а создает систему определенных знаний и умений, расширяет чувственное познание окружающего мира, формирует валеологическое сознание, вн...
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения
Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной р...
Статья на тему «Формирование коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»
Аннотация: в статье идёт речь о компенсаторных способах общения лиц с нарушением зрения. Эта проблема давно является предметом дискуссий различных педагогов....
«Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения»
Хрусталик глаза представляет собой прозрачную структуру внутри глазного яблока, он расположен сразу же за радужной оболочкой глаза. У хрусталика всего лишь одна функция фокусировать лучи света на...