Статья "«Игровые театрализованные технологии как средство коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения»
статья по коррекционной педагогике на тему
Для педагогов коррекционных образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_innovatsii.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бакшаева Ольга Николаевна,
воспитатель группы с нарушениями зрения
МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей
с нарушениями зрения № 70"
г. Нижнекамск РТ
«Игровые театрализованные технологии как средство коррекции коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения»
Опыт работы в детском саду компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции для детей с нарушениями зрения №70 «Витаминка» показывает, что у наших воспитанников есть трудности установления коммуникативных контактов, наблюдается бедность мимики, они имеют малый чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний, наблюдается амимичность лица, отсутствие ощущений выразительных движений. У некоторых детей плохо развита общая моторика, присутствуют навязчивые движения, такие как покачивания головой, телом, руками.
Дошкольники с неполноценным зрением не умеют использовать крупную моторику для выражения своего настроения, своих желаний, не обращают внимания на пантомимику других людей.
В связи с этим актуальным становится вопрос поиска решения этих проблем. И как вариант ненасильственной коррекции предлагаем использование театрализованной деятельности как игровой технологии в ежедневной работе с детьми с нарушениями зрения. Театрализованную деятельность в детском саду мы организуем в режимные моменты (в свободной деятельности детей, на прогулке), а также проводятся театрализованные игры-занятия в рамках оказания дополнительных образовательных услуг. Преследуя основную цель – развитие коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения, решаем следующие коррекционные задачи:
1. Формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства: мимику, жесты, интонации.
Для решения данной задачи используются упражнения «Опиши эмоцию» (по маске), «Изучаем свое лицо» (с зеркалом), «Разминка для лица», «Покажи эмоцию».
При обучении мимическому воспроизведению различных эмоциональных состояний в начале вводятся положительные эмоции (радость, удовольствие, любовь, удивление). Изучение мимических выражений эмоциональных состояний (положение бровей, глаз, уголков рта), сначала проводятся при помощи масок, барельефов, чтобы дети с нарушениями зрения могли воспринимать лицо и осязательным, и зрительным способом. Обследование мимики обязательно сопровождается словесным описанием (брови приподняты, глаза и рот широко раскрыты и округлены и т.д.).
2. Знакомить с элементами невербального общения. Овладению детьми с нарушениями зрения жестовой речью, позами способствуют игры-этюды с элементами театрализации («Отгадай, кто я?», «Зеркало», «Пьем чай», «Зоопарк»). Знакомя детей с жестами и позами, используем прием сопряженных действий, который помогает детям правильно принять нужную позу. Все жесты, позы, выражения лица, с которыми знакомим детей, необходимо четко выражать словами.
Активность каждого ребенка побуждается подвижными играми соревновательного характера. Они вызывают у детей здоровое эмоциональное возбуждение. Отработанные в ходе подвижных игр-соревнований выразительные движения отличаются большей устойчивостью.
3. Учить снимать психомышечное напряжение. Данную задачу удается реализовывать посредством игр-упражнений «Солдат и тряпичная кукла», «Нехочуха», «Доброе животное», «Собака лает и хватает за пятку»; этюды на выражение эмоций «Коврик злости», «Ласковые лапки». Оживляет эту работу использование музыкального фона, который присутствует на всех игровых тренингах. Все это способствует обогащению мимики и жестов, чувствительности к психологическому состоянию детей.
Введение театрализованной деятельности в реабилитационный процесс дает положительные результаты. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения). Речь стала связной, выразительной, повысился уровень коммуникативных способностей. Наблюдается положительная динамика в эмоциональном развитии и ориентировке в пространстве. А самое главное – умения и навыки, полученные в театрализованных играх, дети используют в повседневной жизни, и через театр закрепляют знания поведения в обществе.
Список литературы:
1 Денискина, В. 3. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения / В. 3. Денискина. Верхняя Пышма, 1997.
2. Корнилова И.Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации //Дефектология.— М.,1998 №6.
3. Литвак Ф.Г.Психология слепых и слабовидящих. Учебное пособие.-СПб.:Издательство РГПУ им.А.И.Герцена,1998.
4. Петрова Т.И.,Сергеева Е.Я., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.М.: Школьная пресса,2000.
5.Феоктистова В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. СПб.: Речь, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи".
Театрализованная игра как средство развития речи у детей....
Организация театрализованной деятельности ДОУ как эффективное средство развития и коррекции коммуникативных способностей детей с нарушениями речи Авторы: Поклонская П.Н., Московкина Е.А.
Поклонская Полина Николаевнастарший воспитатель;Московкина Евгения Александровнамузыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №67», город Барнаул Организация театрализованной...
Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»
Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...
Театрализованная деятельность детей с нарушениями зрения как средство обучения и коррекции.
Театр -это волшебный мир.Он даёт уроки красоты,морали, нравственности иобщения. ...
Презентация "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Движение - одно из важнейших условий жизни и развития ребёнка. Для детей с нарушениями зрения дефицит движения возрастает в несколько раз. Так как эти дети ограничены зрительными возможностями....
«Задачи коррекционной работы по развитию коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»
Выступление на городском методическом объединении учителей-дефектологов...
Статья на тему «Формирование коммуникативной деятельности детей с нарушением зрения»
Аннотация: в статье идёт речь о компенсаторных способах общения лиц с нарушением зрения. Эта проблема давно является предметом дискуссий различных педагогов....