"Диагностические карты показателя нервно – психического развития детей 2 – 3 лет"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Диагностические карты показателя нервно – психического развития детей 2 – 3 года жизни.
Разработано Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной.
возраст | Линия развития | ||||||||||||
Понима- ние. | Активная речь | Сенсор- ное раз- витие | Игра и дейст- вия с предме- тами | Движе- ния | Навыки | Конструк- тивная деятель- ность | Изобра- зитель- ная деят. | ||||||
2г. | Понимает рассказ (без показа)о событиях, опирающихся на прошлый опыт, но в новой ситуации. | Пользуется многословными предложениями | Где? Куда? | Подбирает к образцу предметы 4 цветов. | Ориентируется в 6 контрастных формах предметов | Участвует в сюжетной игре, проявляя элементы воображения | Приставным шагом преодолевает несложные препятствия | Ест довольно аккуратно | Самостоятельно одевается (не застегивает пуговицы) | Самостоятельно делает постройки и называет их | Умеет рисовать замкнутую линию | ||
1. Понимание речи. Понимает без иллюстраций короткий рассказ взрослого о ранее знакомых событиях. Материал – специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомому ребѐнку. Методика тестирования – ситуация специально подготовленная. Ребѐнок может быть в группе с другими детьми (2-3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит напротив и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает им первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задаѐт следующие 2 вопроса. Рассказ может быть следующего типа: «Жила-девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу» (первая часть рассказа). «На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу «ав-ав!». Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собачка не кусается», - и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)». После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: «Кто пошел на улицу гулять?». «Что Машенька надела?». «Кто испугал Машу на улице?». «А что тетя сказала Маше?». Поведение ребенка – отвечает на вопросы взрослого.
2. Активная речь. При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Методика тестирования – ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослыми). Поведение ребенка – общается со взрослыми посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).
3. Сенсорное развитие. Подбирает по образцу вербальной инструкции взрослого 3 предмета (красного, синего и зеленого цветов). Материал –3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета), кукла. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке: красная, синяя, зеленая, красная, синяя, зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета или надевает ее кукле и предлагает найти такую же или надевает ее кукле. Затем порядок меняется: синяя, красная, зеленая, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется. Поведение ребенка – правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей варежке синюю, к зеленой зеленую. Ребѐнок должен решить одно задание.
4. Игра и действие с предметами.
Воспроизводит в игре ряд последовательных действий начало сюжетной игры; Материал – кукла-голыш размером 30 см. губка полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка. 1. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Можно также использовать игру ребѐнка, если он купает куклу. Перед ребѐнком раскладывают игрушки и говорят: «Кукла грязная». Поведение ребенка – воспроизводит с куклой ряд последовательных действий: сажает куклу в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы использует по назначению. 2. Методика тестирования – наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном или моет посуду и вытирает ее, лечит куклу – опускает пипетку в баночку, а потом прикладывает к носу куклы. Поведение ребенка – если ребенок в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2-3), используя предметы по назначению, а также предметы заместители, можно считать задание выполненным.
5. Движения. 1. Перешагивает чередующимся шагом через 3 положенные параллельно на полу палки. Материал – 3 палки длиной 40 см. укладывают на полу на расстоянии 18-20 см. между ними. Вместо палок на полу можно нарисовать 3 линии. Методика тестирования – лежащие на полу (или нарисованные) палки чем-либо ограничивают сбоку, чтобы ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через палки (без поддержки). В дошкольном учреждении можно проверить умение на занятии гимнастикой. Поведение ребенка – перешагивает через палки чередующимся шагом. 2. Перешагивает через палку ил веревку, приподнятую от пола на 10 см. (без поддержки). Материал – палка длиной 70 см. – 1 м. или веревка. Методика тестирования – на стене или ножке стула или ножке стола сделать отметки необходимой высоты (10 см.) для палки, можно на этой высоте закреплять палку или веревку или держать палку в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку. Поведение ребенка – перешагивает через палку без поддержки.
6. Навыки. Частично надевает одежду (ботинки, шапку). Методика тестирования – ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботинки, шапку. Поведение ребенка – самостоятельно, без помощи взрослого, может надеть вышеуказанные предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста
Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста (1-3 года)...
Показатели нервно-психического развития детей 2-3 года жизни.
Развитие детей 2-3 года жизни по следующим линиям:понимание;активная речь;сенсорное развитие;игра и действия с предметами;движения;навыки;конструктивная деятельность;изобразительная деятельность....
Педагогическая оценка развития детей дошкольного возраста Показатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни
Педагогическая оценка развития детей дошкольного возрастаПоказатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни...
Показатели нервно-психического развития детей
представлены показатели нервно-психического развития детей от 2 до5 лет....
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни. (составлена Э.Л.Фрухт по материалам Н.М., Щелованова, М.Ю. Кистяковской, С.М.Кривиной, Э.Л.Фрухт)
Первый год жизни[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22473510","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Папка передвижка " Показатели нервно -психического развития детей второго и третьего года жизни
Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей, который активно применяется в детских садах....
Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни (карта)
Эпикризный срок Л и н и и р а з в и т и яПонимание речиАктивная речьСенсорное развитиеИгра и действие с предметамиДвиженияНавыкиКонструктивная деятельность...