Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни (карта)
методическая разработка (младшая группа)
Эпикризный срок
| Л и н и и р а з в и т и я | ||||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действие с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие | |
1 год 3 мес. | Запас понимаемых слов быстро увеличивается | Пользуется лепетом, облегченными словами | Ориентируется в двух величинах предметов (2 куба) | Воспроизводит в игре разученные действия | Ходит длительно, меняя положения | Самостоятельно ест густую пищу | Накладывает один кубик на другой, кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых | Оставляет карандашом след на бумаге | Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazateli_npr.docx | 44.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (второй год)
Эпикризный срок | Л и н и и р а з в и т и я | ||||||||
Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действие с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие | |
1 год 3 мес. | Запас понимаемых слов быстро увеличивается | Пользуется лепетом, облегченными словами | Ориентируется в двух величинах предметов (2 куба) | Воспроизводит в игре разученные действия | Ходит длительно, меняя положения | Самостоятельно ест густую пищу | Накладывает один кубик на другой, кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых | Оставляет карандашом след на бумаге | Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу |
1 год 6 мес. | Отыскивает по слову взрослого однородные предметы | Пользуется словом в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает отдельные действия | Перешагивает препятствия приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую кашу | Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает забор) | Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге | Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам |
1 год 9 мес. | По слову взрослого Отыскивает изображения Знакомых действий | Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными | Ориентируется в трех контрастных величинах предметов | Использует в игре предметы-заместители | Умеет ходить по узкой доске (шир 15—20 см от пола) | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого | Воспроизводит несложные постройки (скамейка) | Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа | Эмоционально контактирует со сверстниками |
2 года | Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно | Пользуется трехсловными предложениями | Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета | В игре воспроизводит ряд последовательных действий | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) | Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота» | Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии | Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимаются одним видом деятельности (кормят кукол, втыкают грибочки в отверстие, строят) |
ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (третий год)
Эиикризный срок | Понимание речи | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие | |||
грамматика | вопросы | цвет | форма | еда | одевание | |||||||
2 года 6 мес. | Понимает рассказ без показа о событиях, опирающихся на прошлый опыт в новой ситуации | Пользуется много-словными предложе- ниями | Где? Куда? | Подбирает к образцу предметы 4 цветов | Ориен- тируется в 6-ти контраст-ных формах предметов | Сюжетная игра (3 и более действий), элементы воображения | Перешаги- вает через палку, приподня- тую над полом на высоте 28—30 см | Ест довольно аккаратно | Самостоя- тельно одевается (не застегивает пуговицы) | Самостоятельно делает постройки и называет их (дом, диван) | Рисует горизонтальные, вертикальные линии | Дети ориентируются на оценку своей деятельности взрослыми |
3 года | Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы знакомы | Пользуется придаточными предложениями | Почему? Когда? | Называет 4 цвета | Использует по назначению геометрические фигуры (путем наложения) | Начало ролевой игры | Перешагивает через палку, приподнятую над полом на расстоянии 30—35 см | Пользуется салфеткой при еде | Одевается самостоя- тельно с небольшой помощью взрослого | Делает сложные Постройки (гараж, лестница, дом), называет их и обыгрывает | С помощью пластилина, Карандаша изображает Простые предметы и Называет их (яблоко, солнышко,домик) | Проявляет самостоятельность, независимость, часто употребляет «я сам» |
4 года | Понимает содержание картинок со скрытым смыслом | При рассма-тривании картинок отвечает на вопросы взрослого, пользуясь много- словными придаточными предложениями | Классифицирует предметы, раскладывая на 2 группы (4-я лишняя) | Называет 6 Цветов (красный, синий, зеленый, желтый, голубой, розовый) | Складывает разрезную картинку из 3—4частей | Играет в ролевые игры с 2-3 детьми, распределяя роли и выполняя их | Умеет подпрыгивать на двух ногах, продвигаясь вперед | Ест из мелкой тарелки, пользуется вилкой | При одевании само- Стоятельно застегивает пуговицы, молнии, завязывает шнурки | Планирует свои постройки, использует различные строительные деталив соответствии с их конструктивными свойствами | В рисунке использует предметы из нескольких частей:дом, машина, поезд | В деятельности начинает ставить цель, соподчиняя между собой отдельные мотивы действий |
КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТ (группы развития)
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа |
1. Дети с опережением в развитии: а) на 2 эпикризных срока; б) на 1 эпикризный срок. 2. Дети с нормальным развитием | Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: а) I степень: задержка 1—2 показателей; б) II степень: задержка 3—4 показателей; в) III степень: задержка 5—7 показателей | Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: а) I степень: задержка 1—2 показателей; б) II степень: задержка 3—4 показателей; в) III степень: задержка 5—7 показателей | Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока: а) I степень: задержка 1—2 показателей; б) II степень: задержка 3—4 показателей; в) III степень: задержка 5—7 показателей | Дети с задержкой в развитии на 4 эпикризных срока: а) I степень: задержка 1—2 показателей; б) II степень: задержка 3—4 показателей; в) III степень: задержка 5—7 показателей |
Дисгармоничное развитие. Часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть на 2 эпикризных срока | Негармоничное развитие. Часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть выше на 1 эпикризный срок | Дисгармоничное развитие. Часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть выше на 2 эпикризных срока | Дисгармоничное развитие. Часть показателей ниже на 1, часть на 2, часть на 3 эпикризных срока | Дисгармоничное развитие. Часть показателей ниже на 1, часть на 2, часть на 3, часть на 4 эпикризных срока |
ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С 1 ГОДА 3 МЕС. ДО 3 ЛЕТ
Игры и действия с предметами
Возраст | Диагностика | Игры и занятия |
1 год 3 мес. | Воспроизводит ряд разученных действий. 1. Кормит куклу (кукла, чашка). 2. Строит башню, поезд (2 кубика, 2 кирпичика). 3. Нанизывает на стержень кольца одной величины | 1. Показ предметов и действия с ними. 2. Сюжетные показы |
1 год 6 мес. | Отображает отдельные действия. 1. Кукла, расческа. 2. Кукла, носовой платок | 3. Наблюдения. 4. Руководство играми с проблемной ситуацией |
1 год 9 мес. | Воспроизводит несложные постройки типа ворот, скамейки, перекрытия | 5. Предложение использовать в игре предметы-заместители |
2 года | Отображает ряд последовательных действий, решает «проблемную ситуацию "Купание куклы"» (кукла, ванночка, губка, полотенце, кубик, мыло) | Воображаемые предметы |
2 года 6 мес. | Игра носит сюжетный характер (мама, врач, парикмахер, шофер, продавец). Несколько действий, игры вдвоем, планирует, воображает | 1. Кукольный театр. 2. Игры с ролями. 3. Настольные игры с сюжетными игрушками |
3 года | Начало ролевой игры | 4. Дидактические игры. 5. Строительные игры |
Речевое развитие
Возраст | Диагностика | Игры и занятия | ||
Понимание речи | Активная речь | |||
1 год 3 мес. | Запас понимаемых слов быстро растет. Предметы: 1) игрушки — часы, машина, мячик, 2) одежда; 3) ориентировка в окружающем | Лепет, облегченные слова в обычной ситуации, двигательной активности | 1. Чудесный мешочек 2. Отдельные картинки. 3. Экскурсии в помещении. 4. Игры звуками. 5. Игры пальчиками. 6. Показ предметов в действии | |
1 год 6 мес. | Обобщает отдельные однородные предметы в понимаемой речи (в конфликтной ситуации). Предметы: 1) кошка белая, черная, маленькая. 2) ложка игрушечная, ложка десертная, совок | Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос «Кто это?». Слово облегченное и правильное. Материал: кукла, зайчик, машина, котенок | ||
1 год 9 мес. | Понимает изображение несложных сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос «Где?». 1) Мальчик кормит собаку. 2) Мама купает малыша. 3) Дети обедают | Обозначает свои действия словом, применяя двухсловные предложения (в естественной ситуации, игре, общении) | 1. Сюжетные показы. 2. Картинки в действии, 3. Выполнение поручений 4. Рассказы по картинке. 5. Проговаривание четверостиший. 6. Мелочь | |
2 года | Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка | При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями в естественной ситуации | ||
2 года 6 мес. | Грамматика | Вопросы | 1. Теневой кукольный театр. 2. Экскурсии, наблюдения. 3. Рассказы по картинке. | |
В речи использует многословные предложения в естественной ситуации | «Где?» «Куда?» | |||
3 года | В опыте речи ребенка появились придаточные предложения | «Почему?» «Когда?» |
Сенсорное развитие
Возраст | Форма | Величина | Цвет |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 год 3 мес. | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см | ||
1 год 6 мес. | Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпич, пирамида (в 3 см) | ||
1 год 9 мес. | Ориентируется в трех контрастных величинах с разницей в 3 см | ||
2 года | Ориентируется в 3 — 4 основных цветах (подбор к образцу однородных парных предметов — варежки) к с з к с з
| ||
2 года 6 мес. | Ориентируется в шести контрастных формах: шар, куб, кирпич, пирамида, цилиндр, конус (подбор по образцу)
| Ориентируется в четырех контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов) | |
3 года | Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу) | Называет четыре цвета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни"
Особенности сенсорного развития детей второго и третьего года жизни...
"Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения, она отражает соци...
Папка передвижка " Показатели нервно -психического развития детей второго и третьего года жизни
Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей, который активно применяется в детских садах....
Особенности развития детей второго и третьего года жизни
Целью данной консультации является знакомство родителей и педагогов с возрастными особенностями детей 2-3 лет. В статье мы изучим причины того или иного поведения у детей данного возраста; а так же ра...
Особенности развития детей второго и третьего года жизни
Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как буд - то он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ...
Карта нейро-психологического развития ребёнка, второго и третьего года жизни.
Рабочий материал для педагогов групп раннего возраста....
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей второго и третьего года жизни"...