Проект "Синдром профессионального выгорания"
презентация по коррекционной педагогике

Комарова Анна Николаевна

Проект с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_ped.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозвездинский детский сад «Ручеёк» Шадринского района Курганской области Проект на тему: «Синдром профессионального выгорания и его профилактика» Автор проекта педагог- психолог: Комарова Анна Николаевна

Слайд 2

Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду Покажи мне – и я запомню Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь» Человек усваивает: 10% того, что слышит 50 % того, что видит, 70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает.

Слайд 3

Актуальность: Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем. Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой . Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Слайд 4

Участники проекта: воспитатели. Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде. Задачи: 1. Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками. 2. Анализ проявления признаков “выгорания”. 3. Снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Слайд 5

Тип проекта : творческий, информационно-исследовательский, краткосрочный. Вид проекта : Ожидаемые результаты проекта: Снизить вероятность синдрома профессионального выгорания педагогов Место проведения: МКДОУ «Ручеек» Сроки проведения: с 4 недели февраля по 2 неделю марта.

Слайд 6

Этапы работы: 1. Подготовительный. - Заинтересовать педагогов темой проекта, помочь осмыслить актуальность и цель проекта. - Анкетирование и апробация результатов. 2.Основной. (Состоял из 2 мини-тренингов) Реализация плана проекта.

Слайд 7

Материалы и оборудование: 1. Бумага А4 белая 2. Ручки, цветные карандаши 3. Пособие в виде отдельных листочков 4. Памятка каждому участнику тренинга 5. Компьютер

Слайд 8

Правила поведения в тренинговой группе 1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). 2. Общение по принципу “здесь и теперь”. 3. Конфиденциальность всего происходящего. 4. Персонификация высказываний. 5. Искренность в общении. 6.Уважение к говорящему. 7. “ Не опаздывать!”

Слайд 9

1. Игра-приветствие «Здороваемся локтями» Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности . Содержание : все участники расчитываются на апельсины, бананы и киви. «Апельсины» складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; «бананы»-упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; «киви»-держат сложенные руки крест-накрест на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того, как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (хлопок в ладоши) поздороваться как можно с большим количеством присутствующих. Через 3 минуты ведущий собирает участников в 3 подгруппы: «апельсины»-у красной кегли; «бананы»-у желтой; «киви» – зеленой. Они приветствуют друг друга внутри каждой из них. 1мини-тренинг

Слайд 11

2. Упражнение “Снежный ком”. Цель: Познакомить участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество. Инструкция: Устройтесь поудобнее, поочереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Ирина-спокойная . Следующий по кругу должен назвать предыдущих участников, затем себя; таким образом, каждый следующий участник должен будет называть все больше имен с прилагательными.

Слайд 13

3.Упражнение «Я - дома, я - на работе» Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше). Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления. Проанализировать: - Похожие черты, - Противоположные черты, - Одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях - Отсутствие общих черт - Какой список было составлять легче; какой получился объемнее? Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность .

Слайд 15

4. Упражнение “Пустое место” Цель : Снять эмоциональное напряжение, так как самое сложное в знакомом и незнакомом коллективе - свободно смотреть в глаза и прикасаться друг к другу. Инструкция: Рассчитайтесь на первый и второй. Первые садятся по кругу на стулья, вторые встают к первым за спинку стула и кладут руки на спинку стула (если спинки нет, то руки заводятся за спину). И только перед одним участником никто на стуле не сидит - “пустое место”. Его задача - переманить кого-нибудь из сидящих на пустое место. Это нужно сделать без слов, внимательно посмотрев на того, кого к себе зовешь. Если кто-то увидел внимательный, приглашающей взгляд, он должен перебежать и занять пустое место.Тот , кто стоит за спиной, должен задержать убегающего, схватив его за плечи. Если вы задержали убегающего, то участник, с “пустым местом” переманивает другого, если нет, то теперь у него задача - переманить к себе кого-нибудь (также глазами), то есть снова приобрести партнера. Через некоторое время партнеры меняются местами: тот, кто сидел, встает за спинку стула, а тот, кто сидел – садится. Обсуждение: Расскажите о полученных ощущениях и впечатлениях

Слайд 17

6.Мини-лекция “Синдром профессионального выгорания” Наш тренинг сегодня посвящен профилактике синдрома профессионального выгорания. Синдром профессионального “выгорания”, это процесс, развивающийся во времени. Начало “выгорания” лежит в сильном и продолжительном стрессе на работе. В этом случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равноправия его психофизического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся эмоционально-энергетических и личностных ресурсов и “выгоранию” работающего человека. Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.

Слайд 18

Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, человек старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере. Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой осложнённая эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям (гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронического переутомления и т.д.). Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению синдрома “выгорания”? Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят: - предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка - отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства - недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное - невозможность влиять на принятие важных решений - необходимость внешне проявлять эмоции,не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным , вежливым улыбчивым) - работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением) - отсутствие каких – либо интересов вне работы - переживание несправедливости - неудовлетворенность работой

Слайд 19

7. Рисунок «Как я представляю «синдром профессионального выгорания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты