«Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
методическая разработка

Зевакова Мария Сергеевна

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

     Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Согласно  требованиям  ФГОС  ДО  к  структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа и   инклюзивное  образование должны  быть  направлены  на  коррекцию нарушений  развития  различных  категорий  детей  с ОВЗ,  оказание  им квалифицированной  помощи  в  освоении  программы;  их  разностороннее развитие  с  учетом  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  и  особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

     Выстраивая  коррекционную  работу  с  детьми  с  ОВЗ  достаточно эффективным методом зарекомендовала себя песочная игротерапия.

     Игра с песком как  процесс  развития  самосознания  ребенка  и  его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Сегодня игра с песком или песочная терапия становится все более популярной в психологической, в психотерапевтической и педагогической практике. В  песочнице  создается  дополнительный  акцент  на  тактильную чувствительность, «мануальный  интеллект» ребенка.  Поэтому  перенос традиционных  обучающих  и  развивающих  заданий  в  песочницу  дает дополнительный  эффект. С  одной  стороны,  существенно  повышается мотивация  ребенка  к  занятиям,  с другой  стороны,  более  интенсивно  и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что  песок  обладает  уникальным  свойством  «заземлять»  негативную психическую  энергию,  то  в  процессе  коррекционной работы  происходит и гармонизация  психоэмоционального  состояния ребенка.

Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

 Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.

 В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Актуальность

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Работая с такими детьми, я использую различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Игры с песком использую в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, для повышения познавательной активности. Зона песочной игротерапиипривлекает их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью. В ней размещены: емкости с песком, миниатюрные фигурки из «киндер - сюрпризов», игрушки животных, растений, естественные предметы, наборы букв и цифр, геометрические фигуры и др. Для результативности работы по данной теме составлен перспективный план (приложение 1).

Цели:

1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2.        Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

3.        Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.

4.        Снижение психофизического напряжения.

5.        Актуализация эмоций.

 

Задачи:

Образовательные:

1.        Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.

2.        Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

3.        Закрепить представления об окружающем мире.

Развивающие:

1.        Развивать психические процессы (внимание, память).

2.        Развивать логическое мышление.

3.        Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

Воспитательные:

1.        Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

2.        Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

3.        Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

 

Игротерапия выполняет следующие функции:

1. Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

2. Релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

3. Воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4. Развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;

 5. Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы:

1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются   задания, соответствующие возможностям   ребенка; формулируется инструкция к играм  в  сказочной  форме;  исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.

2. Реальное проживание и проигрывание  всевозможных  ситуаций,  вместе  с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной  работы,  важно  учитывать комплекс  симптомов,  свидетельствующих  о  проблемах  развития,  которые испытывают дети.Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников:

часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;

у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;

нарушения тонких движений;

нарушения равновесия;

проблемы зрительно-пространственной координации.

Таким  образом,при  проведении коррекционныхзанятий,возникла необходимость включения следующих упражнений:

дыхательных упражнений;

упражнений для глаз;

двигательных упражнений;

упражнений на развитие познавательных процессов.

Общие условия организации песочной терапии

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

 

  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);
  • жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);
  • посуда;
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, облака);
  • транспортные средства(наземный, водный, воздушный транспорт);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

Формы и варианты песочной терапии определяются  особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.  Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из  результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

В своей практической деятельности я использую различные группы методов и приемов песочной игротерапии:

  1. Исследовательская, практическая деятельность

Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

  1. Игровая деятельность

Обыгрывание ситуаций (Ветер; знойное солнце; проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место…).

  1. Словесные методы

Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Чтение произведений литературы (сказки, стихи).

  1. Наглядные методы

Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема…). Моделирование (сооружение  моста, строительство домов).

Занятия организованы индивидуально и по подгруппам (не более шести детей).

В  процессе  работы  мною  былииспользованы сказки,  которые получили    свое    отражение    в    песочной    игротерапии.

Погружение детей в сказку предполагает определенную последовательность обсуждения событий.

 

Подготовка и проведение занятия  условно делится на 7 этапов:

1.Подготовка.

2.Ритуал входа.Установка на внимательное слушание.На этом этапе можно использовать «волшебные слова», дыхательные упражнения, присказки.

3.Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми  игрушек для вхожденияих в игровое пространство.

4.Возникновение  конфликта  и  трудностей.Детям  предлагается  разрешить конфликт и помочь героям сказки.

5. Выполнение заданий и специальных упражнений.

6. Подведение итогов.

7.Ритуал выхода.

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок.

Теперь, есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по стране Песочных Игр. Итак, в путь!

 

Непосредственно образовательная деятельность  для детей старшей группы с ОВЗ

Тема: « Приключения в песочной стране».

 

Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений, познавательных способностей дошкольников, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.

 Задачи:

   - развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-  логическое мышление, пространственное воображение, речь).

   - развитие процессов саморегуляции;

   - развитие сенсорно-перцептивной сферы;

   - формирование творческого  потенциала ребенка;

   - тренировать мелкую моторику рук;

   - формировать установку на положительное отношение к себе;

   - снижение тревожности и психофизического напряжения.

Оборудование: ёмкость с песком, игрушки животных, одноразовые трубочкидля   коктейля, игрушечные змейки, лейки с водой.

Количество участников: 4 ребенка  старшего дошкольного возраста.

 

Ход  непосредственно образовательной деятельности 

 

Психолог: Добрый день ребята, сегодня я  хочу пригласить Вас в волшебную песочную страну, и показать Вам много интересных игр в необыкновенном песочном мире. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал

Ритуал «входа» в Песочную страну:

Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком:

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

 (Цель: настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах)

Психолог:  В волшебном песочном мире есть свои правила, ребята, мне о них поведала песочная фея, я сейчас Вас с ними познакомлю:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки.

Психолог: Итак, Добро пожаловать в Песочную страну….

 

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

Психолог:  В нашей песочной стране живут разные животные, как вы думаете какие?», «А какая природа их окружает?» Давайте попробуем представить какие следы оставляют разные животные.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок, оставляя следы. Обсуждение результатов.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). Обсуждаем что получилось.

Психолог:  А теперь подумаем какая природа их окружает? (Леса, озера, солнышко, цветочки и др. учитываем все фантазии детей). Попробуем изобразить. Обсуждение.

Психолог:  Давайте поразмышляем о свойствах сухого песка. Какой он? ( Сухой, сыпучий, теплый и др.)

        Упражнение «Песочный ветер» (Дыхательное упражнение).

 Дети учатся управлять вдохом - выдохом, не затягивая песок в трубочку. Можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелания песочной стране«задувая его в песок». Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр понадобятся одноразовые трубочки для коктейля.

        Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Психолог:  В Волшебной песочной стране живут волшебные Змейки, возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки

- Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства.

Психолог: Мы познакомились с сухим песком, как вы думаете, чем отличается мокрый песок от сухого? Давайте проверим». Льем водичку на песок  на одном столе, а на втором песок остается сухим.

Психолог показывает,  как можно играть с мокрым песком(лепим колобок, пирожки, куличики формами) и пробуем делать точно такие же упражнения с сухим песком.

Делаем выводы: - «Мокрый песок не сыпучий, он держит форму, он холодный и др., принимаем все высказывания детей».

       Рефлексия занятия:

Психолог:Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)

 

Ритуал «выхода» из Песочной страны:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог

 

Заключение

         Как показала практика использование песочной игротерапии даёт положительные результаты.

         По результатам проведенной  работы в рамках песочной игротерапии с детьми с ОВЗ были получены следующие результаты:

1.Повысилась мотивация детей к занятиям.

2.Улучшились межличностные взаимоотношения детей в группе сверстников.

3. Повысилась самооценка детей.

4.Снизилсяуровень проявления тревожности.

5.Ребенок стал увереннее проявлять себя в образовательной деятельности.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий  процесс  творческим,  интересным,  приносящим радость открытий и удовольствие детям. Он успешно применим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Казалось бы, всё очень просто – ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Список  литературы:

  1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей  дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь-Февраль, 2007.
  2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 2 2005г.
  3. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 4 2005г.
  4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. -208 с.
  5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб., 1998 г.
  6. ЕпанчинцеваО. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010. – 80 с.
  7. Жителева С. С. Песочная терапия. Ребенок в детском саду.;№ 4 2006г.
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной психотерапии. – СПб.: «Речь», 2002 г., Чудеса на песке. – СПб.: «Речь», 2005 г.
  9. К логопеду или в песочницу. «Обруч№.;№ 5 2005г.
  10. Статья «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).»

11. Н.В. Микляева «Авторские методики и программы ДОУ: технология разработка и описания»

12. С. Д. Сажина « Составление  рабочих учебных программ для ДОУ»

13. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010 – 74с.

14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

 

 

 

Приложение 1

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности  для детей старшей группы с ОВЗ

 

Номер

занятия

Название занятия

Октябрь

1

«Здравствуй песок»

Цель:знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

 

2

«Знакомство с песочной феей»

Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления.

3

«Необыкновенные следы»

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

4

«Добрый лес – старый лес».

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Ноябрь

1

«Песочный дождик».

Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления, тактильной чувствительности.

2

«Узоры на песке».

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.

3

«Украсим ковёр для Песочной феи».

Цель:  развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, установление закономерностей.

4

«Волшебная поляна».

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, произвольности.

 

Декабрь

1

«В гости к песочным жителям» (строим песочный город).

Цель: развитие и расширение знаний ребёнка об окружающем мире и рукотворном мире.

2

«Песочные прятки»

Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, расслабление, активизация интереса.

3

«Прятки со сказочными героями» (киндер – сюрпризы)

Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, внимания, памяти.

4

«Загадки с пальцами» (пальчиковая гимнастика)  

Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Январь

1

«Секретное задание» («мина»)

Цель: Развитие произвольности, внимания, активизация интереса.

2

«Раскопки с картинками» (с помощью кисточки)

Цель: Развитие памяти, внимания, поисковой активности.

3

«Дождик – ручеёк».

Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка, развитие тактильной чувствительности.

4

«Необычные следы»

(Аналогично играм с сухим песком)

Февраль

1

«Здравствуй, песок»

(Аналогично играм с сухим песком)

2

«Отпечатки»(с помощью формочек)

Цель: Классификация предметов (геом. фигуры, животные, предметы).

3

«Песочные домики».  

Цель: закрепление пространственных представлений, развитее слуховой и зрительной памяти.

4

«Узоры на песке»

Цель: Развитие зрительно – моторной координации, процесса классификации, воображения.

Март

1

«Угадай чей след».

Цель: Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

2

«Украшение отпечатка ладошки»

Цель: Повышение самооценки ребёнка.

3

«Узоры из камешков»

Цель:учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.

4

«Мы исследователи»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

 

Апрель

1

«Сказки»

Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика.

2

«Сочиняем сказки»

Цель : развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.

 

3

«Песочные строители»

Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.

 

4

«Мы ищем клад»

Цель: развивать зрительную память, воображение.

 

Май

1

«Мы путешественники»

Цель: развивать образное мышление,воображение.

 

2

«Мы исследователи»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

 

3

«Археология»

Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь.

 

4

«Спасение принцессы»

Цель: развивать пространственные отношения, учить ориентироваться на «песочном листке».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_meropriyatiya.docx47.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Светлячок»

п. Любохна Дятьковского района

«Песочная игротерапия в работе с детьми

 с  ограниченными возможностями

здоровья».

Педагог – психолог:

Зевакова Мария Сергеевна

1 квалификационная категория

Любохна

2019г.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3-5

Цели и задачи……………………………………………………………………5-6

Функции и принципы работы………………………………………………….6-8

Методы и приёмы……………………………………………………………… 8-9

Этапы проведения занятия……………………………………………………9-13

Заключение…………………………………………………………………   13-14

Список литературы………………………………………………………………15

Приложение 1………………………………………………………………...16-18

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

     Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Согласно  требованиям  ФГОС  ДО  к  структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа и   инклюзивное  образование должны  быть  направлены  на  коррекцию нарушений  развития  различных  категорий  детей  с ОВЗ,  оказание  им квалифицированной  помощи  в  освоении  программы;  их  разностороннее развитие  с  учетом  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  и  особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

     Выстраивая  коррекционную  работу  с  детьми  с  ОВЗ  достаточно эффективным методом зарекомендовала себя песочная игротерапия.

     Игра с песком как  процесс  развития  самосознания  ребенка  и  его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Сегодня игра с песком или песочная терапия становится все более популярной в психологической, в психотерапевтической и педагогической практике. В  песочнице  создается  дополнительный  акцент  на  тактильную чувствительность, «мануальный  интеллект» ребенка.  Поэтому  перенос традиционных  обучающих  и  развивающих  заданий  в  песочницу  дает дополнительный  эффект. С  одной  стороны,  существенно  повышается мотивация  ребенка  к  занятиям,  с другой  стороны,  более  интенсивно  и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что  песок  обладает  уникальным  свойством  «заземлять»  негативную психическую  энергию,  то  в  процессе  коррекционной работы  происходит и гармонизация  психоэмоционального  состояния ребенка.

Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.

 Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации.

 В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде.

Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Важно, что проективные игры на песке открывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Актуальность

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Работая с такими детьми, я использую различные инновационные технологии. Очень интересной и эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Игры с песком использую в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, для повышения познавательной активности. Зона песочной игротерапиипривлекает их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью. В ней размещены: емкости с песком, миниатюрные фигурки из «киндер - сюрпризов», игрушки животных, растений, естественные предметы, наборы букв и цифр, геометрические фигуры и др. Для результативности работы по данной теме составлен перспективный план (приложение 1).

Цели:

1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2.        Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

3.        Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания.

4.        Снижение психофизического напряжения.

5.        Актуализация эмоций.

Задачи:

Образовательные:

1.        Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.

2.        Учить выстраивать композиции на песке по образцу.

3.        Закрепить представления об окружающем мире.

Развивающие:

1.        Развивать психические процессы (внимание, память).

2.        Развивать логическое мышление.

3.        Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.

Воспитательные:

1.        Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.

2.        Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.

3.        Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.

Игротерапия выполняет следующие функции:

1. Коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

2. Релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

3. Воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4. Развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;

 5. Обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы:

1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются   задания, соответствующие возможностям   ребенка; формулируется инструкция к играм  в  сказочной  форме;  исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.

2. Реальное проживание и проигрывание  всевозможных  ситуаций,  вместе  с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной  работы,  важно  учитывать комплекс  симптомов,  свидетельствующих  о  проблемах  развития,  которые испытывают дети.Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников:

часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;

у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;

нарушения тонких движений;

нарушения равновесия;

проблемы зрительно-пространственной координации.

Таким  образом,при  проведении коррекционныхзанятий,возникла необходимость включения следующих упражнений:

дыхательных упражнений;

упражнений для глаз;

двигательных упражнений;

упражнений на развитие познавательных процессов.

Общие условия организации песочной терапии

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин:

  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);
  • жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);
  • посуда;
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, облака);
  • транспортные средства(наземный, водный, воздушный транспорт);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

Формы и варианты песочной терапии определяются  особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.  Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из  результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

В своей практической деятельности я использую различные группы методов и приемов песочной игротерапии:

  1. Исследовательская, практическая деятельность

Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

  1. Игровая деятельность

Обыгрывание ситуаций (Ветер; знойное солнце; проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место…).

  1. Словесные методы

Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Чтение произведений литературы (сказки, стихи).

  1. Наглядные методы

Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема…). Моделирование (сооружение  моста, строительство домов).

Занятия организованы индивидуально и по подгруппам (не более шести детей).

В  процессе  работы  мною  былииспользованы сказки,  которые получили    свое    отражение    в    песочной    игротерапии.

Погружение детей в сказку предполагает определенную последовательность обсуждения событий.

Подготовка и проведение занятия  условно делится на 7 этапов:

1.Подготовка.

2.Ритуал входа.Установка на внимательное слушание.На этом этапе можно использовать «волшебные слова», дыхательные упражнения, присказки.

3.Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми  игрушек для вхожденияих в игровое пространство.

4.Возникновение  конфликта  и  трудностей.Детям  предлагается  разрешить конфликт и помочь героям сказки.

5. Выполнение заданий и специальных упражнений.

6. Подведение итогов.

7.Ритуал выхода.

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок.

Теперь, есть все, чтобы отправиться вместе с ребенком в увлекательное путешествие по стране Песочных Игр. Итак, в путь!

Непосредственно образовательная деятельность  для детей старшей группы с ОВЗ

Тема: « Приключения в песочной стране».

Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений, познавательных способностей дошкольников, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка.

 Задачи:

   - развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-  логическое мышление, пространственное воображение, речь).

   - развитие процессов саморегуляции;

   - развитие сенсорно-перцептивной сферы;

   - формирование творческого  потенциала ребенка;

   - тренировать мелкую моторику рук;

   - формировать установку на положительное отношение к себе;

   - снижение тревожности и психофизического напряжения.

Оборудование: ёмкость с песком, игрушки животных, одноразовые трубочкидля   коктейля, игрушечные змейки, лейки с водой.

Количество участников: 4 ребенка  старшего дошкольного возраста.

Ход  непосредственно образовательной деятельности  

Психолог: Добрый день ребята, сегодня я  хочу пригласить Вас в волшебную песочную страну, и показать Вам много интересных игр в необыкновенном песочном мире. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал

Ритуал «входа» в Песочную страну:

Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком:

Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

 (Цель: настроить на работу в песочнице, повышение уверенности в своих силах)

Психолог:  В волшебном песочном мире есть свои правила, ребята, мне о них поведала песочная фея, я сейчас Вас с ними познакомлю:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки.

Психолог: Итак, Добро пожаловать в Песочную страну….

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

Психолог:  В нашей песочной стране живут разные животные, как вы думаете какие?», «А какая природа их окружает?» Давайте попробуем представить какие следы оставляют разные животные.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок, оставляя следы. Обсуждение результатов.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются"). Обсуждаем что получилось.

Психолог:  А теперь подумаем какая природа их окружает? (Леса, озера, солнышко, цветочки и др. учитываем все фантазии детей). Попробуем изобразить. Обсуждение.

Психолог:  Давайте поразмышляем о свойствах сухого песка. Какой он? ( Сухой, сыпучий, теплый и др.)

        Упражнение «Песочный ветер» (Дыхательное упражнение).

 Дети учатся управлять вдохом - выдохом, не затягивая песок в трубочку. Можно предложить сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелания песочной стране, «задувая его в песок». Они могут также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр понадобятся одноразовые трубочки для коктейля.

        Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Психолог:  В Волшебной песочной стране живут волшебные Змейки, возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки

- Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства.

Психолог: Мы познакомились с сухим песком, как вы думаете, чем отличается мокрый песок от сухого? Давайте проверим». Льем водичку на песок  на одном столе, а на втором песок остается сухим.

Психолог показывает,  как можно играть с мокрым песком(лепим колобок, пирожки, куличики формами) и пробуем делать точно такие же упражнения с сухим песком.

Делаем выводы: - «Мокрый песок не сыпучий, он держит форму, он холодный и др., принимаем все высказывания детей».

       Рефлексия занятия:

Психолог:Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)

Ритуал «выхода» из Песочной страны:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог

Заключение

         Как показала практика использование песочной игротерапии даёт положительные результаты.

         По результатам проведенной  работы в рамках песочной игротерапии с детьми с ОВЗ были получены следующие результаты:

1.Повысилась мотивация детей к занятиям.

2.Улучшились межличностные взаимоотношения детей в группе сверстников.

3. Повысилась самооценка детей.

4.Снизилсяуровень проявления тревожности.

5.Ребенок стал увереннее проявлять себя в образовательной деятельности.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий  процесс  творческим,  интересным,  приносящим радость открытий и удовольствие детям. Он успешно применим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Казалось бы, всё очень просто – ребёнок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта.

                                   Список  литературы:

  1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей  дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь-Февраль, 2007.
  2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 2 2005г.
  3. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 4 2005г.
  4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. -208 с.
  5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб., 1998 г.
  6. ЕпанчинцеваО. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010. – 80 с.
  7. Жителева С. С. Песочная терапия. Ребенок в детском саду.;№ 4 2006г.
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной психотерапии. – СПб.: «Речь», 2002 г., Чудеса на песке. – СПб.: «Речь», 2005 г.
  9. К логопеду или в песочницу. «Обруч№.;№ 5 2005г.
  10. Статья «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).»

11. Н.В. Микляева «Авторские методики и программы ДОУ: технология разработка и описания»

12. С. Д. Сажина « Составление  рабочих учебных программ для ДОУ»

13. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010 – 74с.

14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

Приложение 1

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности  для детей старшей группы с ОВЗ

Номер

занятия

Название занятия

Октябрь

1

«Здравствуй песок»

Цель:знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

2

«Знакомство с песочной феей»

Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления.

3

«Необыкновенные следы»

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

4

«Добрый лес – старый лес».

Цель: Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Ноябрь

1

«Песочный дождик».

Цель: Регуляция мышечного напряжения и расслабления, тактильной чувствительности.

2

«Узоры на песке».

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности.

3

«Украсим ковёр для Песочной феи».

Цель:  развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, установление закономерностей.

4

«Волшебная поляна».

Цель: развитие творческого воображения, тактильной чувствительности, произвольности.

Декабрь

1

«В гости к песочным жителям» (строим песочный город).

Цель: развитие и расширение знаний ребёнка об окружающем мире и рукотворном мире.

2

«Песочные прятки»

Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, расслабление, активизация интереса.

3

«Прятки со сказочными героями» (киндер – сюрпризы)

Цель: Развитее тактильной чувствительности, зрительного восприятия, внимания, памяти.

4

«Загадки с пальцами» (пальчиковая гимнастика)  

Цель: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Январь

1

«Секретное задание» («мина»)

Цель: Развитие произвольности, внимания, активизация интереса.

2

«Раскопки с картинками» (с помощью кисточки)

Цель: Развитие памяти, внимания, поисковой активности.

3

«Дождик – ручеёк».

Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка, развитие тактильной чувствительности.

4

«Необычные следы»

(Аналогично играм с сухим песком)

Февраль

1

«Здравствуй, песок»

(Аналогично играм с сухим песком)

2

«Отпечатки»(с помощью формочек)

Цель: Классификация предметов (геом. фигуры, животные, предметы).

3

«Песочные домики».  

Цель: закрепление пространственных представлений, развитее слуховой и зрительной памяти.

4

«Узоры на песке»

Цель: Развитие зрительно – моторной координации, процесса классификации, воображения.

Март

1

«Угадай чей след».

Цель: Развитие внимания, памяти, зрительного и тактильного восприятия.

2

«Украшение отпечатка ладошки»

Цель: Повышение самооценки ребёнка.

3

«Узоры из камешков»

Цель:учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию.

4

«Мы исследователи»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

Апрель

1

«Сказки»

Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика.

2

«Сочиняем сказки»

Цель : развивать умение выражать свое эмоциональное состояние.

3

«Песочные строители»

Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и зрительную память.

4

«Мы ищем клад»

Цель: развивать зрительную память, воображение.

Май

1

«Мы путешественники»

Цель: развивать образное мышление,воображение.

2

«Мы исследователи»

Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.

3

«Археология»

Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь.

4

«Спасение принцессы»

Цель: развивать пространственные отношения, учить ориентироваться на «песочном листке».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками

       Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет пон...

Песочная игротерапия в работе с дошкольниками

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.Песочная игротерапия является наиболее продукти...

Игротерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игротерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.

Использование песочной игротерапии в работе с детьми с ОВЗ.Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия прир...

Мастер-класс "Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками"

. Песочная терапия – это не просто игра с песком. Игра с песком – это отличный способ развить мелкую моторику, мышление, творческое воображение, наладить взаимоотношения между детьми. А пе...

Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нетрадиционные методы воздействия в работе с детьми с ОВЗ становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы . Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, в...