Методический сборник "Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
статья

Точилкина Оксана Ивановна

Методический сборник «Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья методический сборник, составлен на основание практического применения данных методик в коррекционной работе специалистами.

В сборнике представлены разные педагогические технологии применяемые в работе учителями-логопедами в своей коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Методический сборник предназначен учителям-логопедам, дефектологам.

https://ммц-югорск.рф/p137aa1.html

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik.docx697.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей-логопедов

дошкольного образования города Югорска

МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

г.Югорск-2022г

                          Рассмотрено на заседании ГМО

учителей-логопедов  дошкольного образования

Протокол №______от_____________________

Руководитель ГМО_______________________

Составители:

  • Порядина М.А, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Гусельки»;
  • Свечникова О.Н, учитель-логопед МБОУ СОШ№6 дошкольные группы;
  • Журавель Н.И, учитель-логопед МБОУ СОШ№6 дошкольные группы;
  • Мокшина О.И, учитель-логопед МБОУ «Лицей им Г.Ф.Атякшева» дошкольные группы;
  • Велижанина Н.М, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Радуга»;
  • Точилкина О.И, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Радуга»;

Современные педагогические технологии применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья методический сборник, составлен на основание практического применения данных методик в коррекционной работе специалистами.

В сборнике представлены разные педагогические технологии применяемые в работе учителями-логопедами в своей коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Методический сборник предназначен учителям-логопедам, дефектологам.

Пояснительная записка

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии, а также обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, учителя-логопеды применяют современные педагогические технологии.

Мы, как учителя-логопеды, в своей практике по работе с обучающимися норма типичными и с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья используем проверенные временем методы и приемы постановки звуков, развития речи, но выйти на новый уровень качества нам помогает современные методы и оборудование, которое направлено на разные виды коррекционной деятельности. Так как у обучающихся с ОВЗ кроме речевого нарушения отмечаются недостаточный уровень познавательной активности, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, то использование в комплексе разных методов и оборудования позволяет решить сразу несколько задач (причем очень эффективно и в сжатые сроки).

          Учителя-логопеды в своей коррекционной работе применяют следующие современные педагогические технологии:

- игровая;

- здоровьесберегающая;

- наглядное моделирование;

-информационно-коммуникационная.

1. Игровая технология помогает решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. В образовательную деятельность включаются различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.

Учитель-логопед Мокшина О. И.

«Сенсорно-интегративные игры для запуска речи

у неговорящих детей по теме «Весна»

  1. Игра «Весеннее солнышко»

Цель. Развитие игровой деятельности, коммуникации, слухового внимания, сенсорного насыщения.

Оборудование. Фонарик, солнце из фетра или бумаги, прикрепленное к фонарику, макеты деревьев, животных, коврик – травка.

Ход игры.

Педагог привлекает внимание ребенка к полянке. Говорит: «Наступила весна. Солнышко проснулось. Жми! (ребенок включает фонарик). Солнышко светит! Свети на липу (используем слова 1 типа слоговой структуры), свети на Мишу, свети на Заю, свети на Лису». Можно усложнить, если ребенку это уже доступно. «Свети на Мишу, а потом на Заю. На кого светит солнце? На Мишу, на Заю».

  1. Игра «Снег тает»

Цель. Развитие направленной воздушной струи, совместной деятельности, игровой деятельности, коммуникации, слухового внимания, сенсорного насыщения (работа с разными фактурами).

Оборудование. Слайм зеленого цвета, поднос, фетровые снежинки, фонарик – солнышко.

Ход игры.

Педагог привлекает внимание детей к слайму на подносе, закрытому снежинками. «Смотри, снег! Жми на солнышко! Солнышко, свети! Солнышко светит где? Тут! Дуй на снег как я! Я дую! Дуй еще! Снег растаял!». Аналогично дуем на остальные снежинки.

  1. Игра «Звери просыпаются от зимней спячки».

Цель. Развитие понимания речи, развитие словаря, сенсорного насыщения.

Оборудование. Сенсорная коробка с искусственным снегом, сквиши ёжик, медведь.

Ход игры.

Педагог привлекает внимание к сенсорной коробке. «Это снег! Там звери! Звери спят! Буди! Зови их, ау! Ищи, кто там?! Я ищу! Миша тут! Нашёл!» Достаём медведя. Предлагаем еще найти животных в сенсорной коробке. Побуждаем проговаривать слова.

  1. Игра «Кто гуляет по полянке?»

Цель. Развитие понимания речи, развитие словаря, развитие слухового внимания, сенсорного насыщения.

Оборудование. Слайм, шумовые коробочки с приклеенными на них картинками животных (Миша, Зая, Лиса, Ёжик).

Ход игры. Пришла весна! Смотри, животные гуляют по полянке! Педагог шумит коробочкой с приклеенным на нее изображением животного. Это Миша гуляет! Аналогично демонстрирует, как звучат остальные коробочки. Далее педагог просит ребенка закрыть глазки или отвернуться, затем шумит коробочкой! Кто гуляет? Миша! Кто гуляет? Зая и т.д.

  1. Игра «Град»

Цель. Развитие понимания речи, развитие словаря, развитие эмоционально-волевой сферы, сенсорного насыщения, саморегуляции, коммуникации.

Оборудование. Льдинки с замороженными внутри картинками 1 типа слоговой структуры, гофротрубки, полянка с деревьями и животными.

Ход игры. Педагог говорит, что зима не хочет уходить, хочет заморозить все вокруг! Будем спасать зверей, поляну! Педагог опускает в гофротрубку льдинку, ребенок должен поймать ее в контейнер или тарелочку. «Лови! Поймал? Да! Лови еще! Поймал? Справился? Да!»

  1. Игра «Спасатели»

Цель. Развитие понимания речи, развитие словаря, развитие эмоционально-волевой сферы, сенсорного насыщения, саморегуляции, коммуникации, мелкой моторики.

Оборудование. Льдинки с замороженными внутри картинками 1 типа слоговой структуры, горячая вода, спринцовки или пипетки.

Ход игры.

Педагог привлекает внимание к льдинкам. «Смотри, сколько льда! Кого зима заморозила? Будем спасать! Жми!». Педагог показывает, как набрать горячую воду в спринцовку! «Лей! Дави! Кого спасли? Осу! Муху! Сани»

  1. Игра «Ледяной затор»

Цель. Развитие самоконтроля, саморегуляции, развитие коммуникации, развитие игровой деятельности в рамках поддержания интереса.

Оборудование. Ткань синего цвета, имитирующая реку, кирпичики синего цвета, летающие мячики.

Ход игры. Педагог привлекает внимание ребенка к реке (ткани, лежащей на полу). «Это река! Там лед! Надо сломать лед! Кидай! Никак! Кидай еще! Ура! Сломали лед!

  1. Игра «Перевези животных на лодке»

Цель. Развитие понимания речи, развитие словаря, саморегуляции, коммуникации, проприоцепции.

Оборудование. Ткань синего цвета, имитирующая реку, мешок с наполнителем (3 кг), игрушки, фигурки 1 типа слоговой структуры.

Ход игры. Педагог обращает внимание, что лед на реке растаял! Надо перевезти животных на другой берег. «Сади Мишу в лодку! Сади Заю в лодку! Сади осу! Сади муху! Толкай лодку! Ух, тяжелая лодка! Приплыли! Миша, иди! и т.д.» .

Учитель-логопед Журавель Н.И.

«Приключение маленькой машинки».

Цель: предупреждение речевых нарушений и активизация речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Задачи: развивать речевое дыхания, мелкую и артикуляционную моторику; развивать слуховое и зрительное внимание и фонематические процессы, лексико-грамматические нормы речи. Развивать межполушарное взаимодействие путем сопряжённых действий органов артикуляции и пальцев рук.

Оборудование: игрушка машинка, гараж и дорожка, построенные из строительного материала, деревья из конструктора, игрушки: сорока, ежик, светофор, рули на каждого ребёнка.

Ход занятия:

1.Маленькая машинка выехала из гаража. Кончик языка прижат к небу, пальцы рук «домиком».

2.Поехала машина по длинной дороге. Язык «иголочкой», руки прижаты друг к другу от локтя до пальцев, лежат на столе.

 3. Машинка съехала с горы. Язык «горкой», подушечки пальцев упираются в стол, выгибая пальцы.

4. Объехала дерево. Язык «иголочкой» выполняет круговые движения, указательные пальцы рисуют круги (синхронно).

5. Заехала машинка в лес. В лесу растут берёзы и осины. Язык тянем к носу, руки от локтя до запястья прижаты друг к другу, кисти развернуты в стороны.

6. На ветке берёзы сидела любопытная сорока. Язык делает «часики», кисти рук делают движения синхронно с языком.

7. Под кустом рябины спал колючий ёжик. Язык «иголочкой», руки в «замок», пальцы подняты вверх.

8. Полюбовалась машинка красотой леса и вечером вернулась домой. Кончик языка прижат к небу, пальцы рук «домиком».

9. Подвижная игра «Светофор». (на развитие зрительного внимания).

2. Здоровьесберегающая технология, она наиболее актуальна для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель данной технологии: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В данной технологии учителя-логопеды прмменяют современные методы и приемы.

Учитель-логопед СвечниковаО.Н

«Нейросенсорные упражнения»

Игровые занятия направлены на развитие двигательной активности и общей моторики, концентрацию внимания, формирование межполушарных связей и совершенствование фонематического восприятия (дифференциации звуков и навыков звукового анализа), устранение интеллектуальных недостатков, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психо-речевых нарушений.

Игра «Зайчики»

Данная игра способствует развитию фонематического слуха, памяти, развивает внимание, ловкость, снимает психологическую нагрузку.

Исходное положение – стоя. Логопед предлагает детям дотронуться до правого уха и улыбнуться («зайчик греет ушки»), если они услышат заданный звук в слове. Если в слове заданного звука нет, то необходимо дотронуться до левого уха и сделать грустное лицо.

Игра «Ловим звук»

Исходное положение: стоя или сидя. Логопед предлагает обхватить голову двумя руками, если ребенок услышит заданный звук (изолированно, в слогах, в словах, в зависимости от этапа работы). Если заданного звука нет, то ребенок показывает ладошки. Данная игра способствует развитию фонематического восприятия и слухового внимания, мышления, ловкости. Формирует положительное отношение к занятиям.

Игра «Робот»

Ребенку предлагается сделать столько движений, сколько слов в предложении. Данная игра способствует развитию межполушарных связей, слоговому анализу и синтезу, закрепляет понятия «слога» и «слова». Улучшает внимание, память, мышление, навыки фонематического анализа, ловкость, подвижность, переключаемость. Позволяет ребенку научиться лучше чувствовать свое тело.

Учитель-логопед Порядина М.А

«Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики»

 Биоэнергопластика – это сочетание плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть или губы.

                               Комплексы упражнений                                           Рисунок 1

                                 

«СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ»

Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.

Определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Зона Вернике – отвечает за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев. Поэтому при массаже Су-Джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук. 

«Кинезеологические упражнения»

Кинезеологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы.

Упражнения на межполушарное взаимодействие

Колечко. 

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

 Кулак - ребро - ладонь. 

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

Лезгинка. 

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

Змейка.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Ухо - нос. 

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз.

При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте тоже самое для правой руки.

3. Технология наглядного моделирования. Без нее не обходится ни одно коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Используя символическую аналогию, мы облегчаем и ускоряем процесс запоминания и усвоения материала у дошкольников с ОВЗ. Применяя графическую аналогию, можно научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости. К таким технологиям относится мнемотехника. «Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Мы используем мнемотаблицы для составления описания предметов. Глядя на эти схемы, ребенок дошкольного возраста с ОВЗ воспроизводит полученную информацию. Осень много разработано индивидуальных мнемотаблиц под каждую выявленную речевую проблему.

Мнемотехника

Рисунок 2

4. Информационные компьютерные технологии (ИКТ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В своей работе мы применяем интерактивную многофункциональную панель «Колибри», а именно программу «Логомер-2» непосредственно в ходе проведения логопедических занятий во время проведения физминутки, артикуляционной гимнастики, развитие речевого дыхание, интерактивных игр на развитие фонематических процессов. Программа «Логомер – 2» позволяет не только увлекательно и с пользой проводить индивидуальные занятия, но и проводить мониторинг в течении цикла занятий.

Очень нравится обучающимся интерактивная мышь-робот, она позволяет решить следующие логопедические задачи: ориентировка в пространстве, развитие фонематического анализа и синтеза.

Учитель-логопед Точилкина О.И.

Дети с ограниченными возможностями здоровья неусидчивы, снижено внимание и работоспособность. Для этого применяется «Программно-модульный комплекс «Кубик»

«Программно-модульный комплекс «Кубик»             Рисунок 3

         

https://systemekb.ru/wp-content/uploads/2018/12/%D0%BA%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BA-%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-1024x530.jpg

Программно-мультимедийный комплекс «КУБИК» – это современная альтернатива интерактивному полу, исключающая все его недостатки. Широкоформатная проекция даёт возможность полного погружения в любой познавательный и развлекательный медиа-контент, при этом размер изображения можно регулировать так, как удобно именно вам: в небольшом помещении проекцию можно сделать совсем небольшой, а в музыкальном или спортивном зале проекцию можно развернуть на всю стену.

Программно-мультимедийный комплекс «КУБИК» разработан на базе действующих инновационных площадок и тщательно протестирован ведущими методистами и педагогами из разных городов. Комплекс призван сделать процесс воспитания и обучения детей более интересным и разнообразным за счёт красивой графики, визуальных эффектов и качественного звукового сопровождения. Восприятие информации происходит сразу по трём каналам: визуальному, аудиальному, кинестетическому и чередуется с двигательной активностью детей, что способствует усилению образовательного и эмоционального эффекта от игры или занятия. Детям очень интересен формат интерактивного путешествия в страну чудес и волшебства или изучения правил дорожного движения в игровой форме, а у педагогов появляется уникальная возможность эффективно задействовать средства ИКТ в образовательном процессе.

Программно-мультимедийный комплекс включает в себя:

Интерактивный комплекс «Страна чудес»

- программа из 3 блоков: Волшебство, Видео и Игры, погружающих детей в атмосферу чудес и волшебства; подходит для психологической разгрузки, просмотра познавательных видео, для разминки и для реабилитации; управление происходит мышью  и движениями тела в пространстве.

Решает следующие задачи:

  • - использование для виртуального оформления мероприятий;
  • - проведение подвижных игр для одного или двух детей;
  • - показ познавательных видео;
  • - применение для детей с ОВЗ (развитие общей моторики, координации движений, сенсорное развитие, познавательное развитие, развитие фонематического слуха).

Интерактивный тренажёр «БЕЗОПАСНОСТЬ: ПДД»

- комплекс более чем из 200 интерактивных игр по изучению правил дорожного движения для детей от 3-х до 10 лет; управление в тренажёре осуществляется двумя способами: касаниями пальцев и движениями тела в пространстве на удалённом от экрана расстоянии.

Решает следующие задачи:

  • - погружение в реальные условия дорожной обстановки;
  • - обучение детей правилам дорожной безопасности;
  • - развитие общей моторики, координации движения;
  • - обучение выполнять действия по инструкции, соблюдая правила.

Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом. Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Для гармоничного развития наших воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, особенно важно создавать предметно-развивающую среду. К предметно-развивающей среде относится современное оборудование применяемое в логопедической работе.

Учитель-логопед Велижанина Н.М

Профессиональный стол логопеда Logo PRO, логопедические занятия стали более разнообразными и продуктивными, т.к. в данном комплекте имеется все необходимое.

Стол логопеда Logo PRO                            Рисунок 4

C:\Users\Админ\Desktop\1_stol-psihologa-defektologa-alma-pro-400x400.jpg

Logo PRO — профессиональный стол для учителя-логопеда, единственный в своем роде комплект по наполнению и функционалу.

Комплект включает в себя:

  • Рабочий стол специалиста (мышь, клавиатура и монитор подключены к компьютеру воспитанника, режим разделения экранов);
  • Стол воспитанника со встроенным сенсорным компьютером;
  • Комплект логопедических зондов из медицинской стали;
  • Набор для логомассажа;
  • Логопедические наушники с микрофоном;
  • Методические пособия (Нищева Н.В., Азова Е.А., Куликовская Т. А., Валявко С. М., Степанова О.А.);
  • Логопедические карточки и мотивационные наклейки (более 400 шт.);
  • Пакет программного обеспечения АЛМА для общеразвивающих и узкоспециализированных занятий: «АЛМА Дошкольное Образование», игра-квест «5 Островов», раскраска «Оживариум»;
  • Логопедическое программное обеспечение «Звукоречье»;
  • Световой песочный стол ( позволяет гармонизировать психоэмоциональное состояние ребенка, занятия положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорных и тактильных восприятий, речи, мышления, интеллекта, фантазии и воображения).

Встроенный конструктор занятий позволяет сделать процесс обучения интересным, продуктивным, способствует формированию правильного звукопроизношения. Совместно с развитием фонетико-фонематической стороны речи на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словарного запаса, его систематизация, формирование грамматического строя и соответственно, успешное обучение в будущем.

Дополнительно установлено ПО «АЛМА Дошкольное образование», включающее более 80 обучающих игр и 110 тестов, направленных на речевое развитие, памяти, внимания и логики.

Учитель-логопед Порядина М.А

Модуль логопеда «Говорюша».

В этот модуль входит оборудование для:

-  речевого дыхания; (свисток-дудочка, «губы свисток», «летающий шарик»)

- логопедического массажа (набор массажных логопедических зондов,

зондозаменители).

- развития мелкой моторики (прищепки, шнуровка, волчки, мячики, марблс, Су-Джок).

Логопедический модуль «Говорюша»                  Рисунок 5

Стол для рисования в технике «Эбру»                 Рисунок 6

Для развития:

- речи

- мелкой моторики

- коммуникативных навыков.

Во время рисования на воде, обучающийся проговаривает свои действия, описывает получившуюся картину. Применяю для закрепления графического образа букв, прописываем буквы, слова; отгадываем части буквы, для закрепления звукопроизношения проводим шилом от одного берега до другого и произносим звуки, слоги.

Также применяем песочную терапию, она способствует развитию мелкой моторики, развитию речи:

- «Мы археологи» (найди игрушки или картинки со звуком С);

- составление предложений, рассказов, ориентировка в пространстве.

Стол для песочной терапии                           Рисунок 7

Экран для копирования «Зазеркалье», он способствует развитию мелкой моторики, ориентировки в пространстве.

Экран для копирования «Зазеркалье»                      Рисунок 8

Вывод:

  • разнообразие методов и приемов позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации мыслительных процессов, развитие речи;
  • переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон;
  • современные педагогические технологии и  оборудование можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

     

Список литературы

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001. – 272с. 2. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с
  2. Глозман, Ж. М. Нейропсихологиче ская диагностика в дошкольном возрасте / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева. — СПб.: Питер, 2006.— 80 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.В. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. – Москва: Речь, 2012. – 256с.
  4. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с   детьми   / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. — М.: Айрис-Пресс, 2019. — 416 с.
  5. Коноваленко, В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. – Москва: ГНОМ и Д, 2014. - 128 c.
  6. Морозова, С. С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. - Москва: Владос, 2015. - 176 c.
  7. Неретина, Т. Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. - Москва: Флинта, 2014. - 186 c.
  8. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А. В.        Семенович. — М.: Генезис, 2005.— 319 с.
  9. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. — М.: Академия, 2002. — 232 с.
  10. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М.: Аркти, 2008. – 59с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. (из опыта работы ДОУ)

Представлен опыт работы педагогов ДОУ в коррекционной группе для детей с ЗПР за 2010/2011 учебный год. Использование педагогами инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе создает...

«Современные технологии организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время»

Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться,радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у негомудрую и добрую улыбку,он будет смеяться зл...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Консультация для воспитателей и специалистов работающих с детьми с ОВЗ на тему:"Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хор...