Статья на тему: Совместное чтение как способ установления контакта с аутичным ребенком
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В данной статье мы рассматриваем возможность применения совместного чтения с аутичным ребенком на разных этапах психологической помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovmestnoe_chtenie_kak_sposob_ustanovleniya_kontakta_s_autichnym_rebenkom.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Морозова Яна Сергеевна
воспитатель ГБДОУ № 57
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Совместное чтение как способ установления контакта с аутичным ребенком
Аннотация. В данной статье мы рассматриваем возможность применения совместного чтения с аутичным ребенком на разных этапах психологической помощи.
Ключевые слова: Аутизм, расстройство, чтение, контакт, ребенок.
Чтение вместе с аутичным ребенком способствует установлению с ним контакта и развитию взаимодействия. С его помощью ребенка можно эмоционально взбодрить, выявлять и смягчать его аффективные стороны. На основе совместного чтения может строиться длительная работа с таким ребенком по осмыслению происходящего с ним и с другими людьми. В процессе такой работы ребенок получит необходимый опыт своих собственных переживаний и сопереживания.[4]
Иногда совместное чтение становится единственной возможностью развития эмоционального контакта с ребенком, формирования его представлений об окружающем, о других людях. Описаны случаи, когда такие дети, не достигая возможности говорить, обучались чтению и составлению слов из букв. Такие навыки становятся каналом эмоциональной связи с ним, радикально меняя в лучшую сторону его положение в семье и отношения с близкими.
С помощью совместного чтения у ребенка выделяются важные впечатления, желания, осознаются уже сложившиеся предпочтения, привычный образ жизни. Чтение может помочь в выделении ребенком причинно-следственной связи событий, в выстраивании и определении мотивов и целей, позволяющей ребенку стать менее импульсивным.
С помощью совместного с взрослым чтения становится возможным развитие восприятия ребенка. он учится понимать чувства и намерения других людей, а это, в свою очередь, ведет к преодолению особенности аутичных детей воспринимать происходящее буквально и однопланово, не смотря на то, что такие особенности характерны даже для высоко интеллектуальных и относительно социально успешных людей с аутизмом. [1,2]
Таким образом, мы видим, что чтение может применяться на разных этапах психологической помощи при РАС: и в самом начале работы во взаимодействии с маленькими детьми, и на ее поздних этапах при поддержке аутичных подростков и даже взрослых.
Чтение может использоваться в работе с разными категориями аутичных детей: и с относительно успешными в социальной адаптации, продвигая их в дальнейшем развитии, поддерживая в освоении более сложной социальной среды, и с глубоко аутичными детьми, которым оно дает возможность выхода из аутистической отгороженности и развития взаимопонимания с близкими людьми.
Сначала занятия с книгой могут быть выбраны лишь потому, что книга уже что-то интересна ребенку, привлекает его. На основе совместного внимания к книге могут возникать и фиксироваться первые формы контакта ребенка со взрослым.
Например, глубоко аутичный ребенок пусть ненадолго, но останавливает на книжке внимание, или даже сам берет ее и перелистывает. Его действия с книгой могут стать основой для эмоционального комментария взрослого, помогающего ребенку в осмыслении происходящего. В будущем повторяющийся момент объединения внимания на книге может стать одной из опор для формирования устойчивой структуры занятия [5].
Порой сначала для педагога не так уж важно, что именно привлекает аутичного ребенка в книге: ее сенсорная фактура (глянцевость, цвет, шуршание бумаги, мелькание страниц), форма и орнамент рядов букв, иллюстрации или их сюжет. Это все, конечно, имеет большое значение в выявлении характера избирательности ребенка, определения возможного смыслового поля, на основе которого в дальнейшем будет развиваться эмоциональный контакт. Но в начале работы для нас значим, прежде всего, сам факт проявления интереса к книжке, предоставляющий возможность объединения внимания, сопереживания и эмоционально тонизирования ребенка теми впечатлениями, которые он сам уже выбрал.
У детей более старшего возраста и более развитых в развитии детей книги могут стать не объектом мимолетного внимания, а предметом устойчивого и содержательного интереса. Часто это проявляется в увлеченности стихами, которые такой ребенок, как правило, очень хорошо запоминает и воспроизводит. Иногда ребенок повторяет даже длинные цитаты. Порой он даже может использовать эти цитаты вполне уместно. И, как правило, не протестует, если его увлечение стихами начинают разделять близкие. [6]
Понятно, что такой интерес к книге может быть стереотипным: ребенок может прочить читать одну и ту же страницу, одну и ту же книгу, искать в ней один и тот же рисунок. Он может надолго погружаться в прочитанный материал, историю, может «жить в ней годами», проецируя ее содержание на события реальности и даже может пытаться их организовать в соответствии с канвой излюбленного сюжета. Часто такой стереотипный интерес к книгам исходно связан с пугающим переживанием, и ребенок постоянно «перемалывает» таким образом одно и то же захватившее его впечатление.
Подключение взрослого к такому устойчивому интересу, выражающееся в сопереживании и следовании за ребенком, а не в попытке произвольной организации его поведения, часто благосклонно им принимается. Таким образом можно завоевать доверие ребенка и постепенно налаживать развившееся взаимодействие.
Бывает, что малышей, которые сосредоточились на книжке, трудно вовлечь в более активное взаимодействие, например, в подвижную игру. Это может быть связано и с выраженными страхами, и со сверхувлеченностью книгой. Помимо этого, такая сосредоточенность может поддерживаться и характерной для интеллектуально развитых детей с аутизмом ярко выраженной моторной неловкостью, которая затрудняет любую деятельность. Игры таких детей часто представляют собой лишь вербальную активность - стереотипное проговаривание краткого содержания сюжета любимой книги или мультфильма. Поэтому присоединение к этому стереотипному интересу, к постоянному перечитыванию и проговариванию содержания одной и той же книги надолго становится единственной основой для установления и развития эмоционального контакта. [3]
Список использованных источников:
- Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
- Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
- Изард, К. Психология эмоций . - СПб.: Питер, 2003.
- Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка//Проблемы развития психики. - М., 1981.
- Никольская О.С. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва, 2009.
- Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. - М.: Педагогика, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПОСОБЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.
В работе рассказывается о различных путях сближения детей, которые первый год посещают детский сад....
Статья на тему: "Социальное взаимодействие и способы коммуникации с детьми"
Статья о взаимодействии взрослого и ребенка...
Статья на тему:"Особенности развития и способы совершенствования мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольц...
Установление контакта с аутичным ребенком посредством музыки
На сегодняшний день существуют различные методики по оказанию помощи детям с аутизмом. Проведено много исследований и разработаны различные методы, способствующие налаживанию их контакта с внешним мир...
Установление контакта с аутичным ребенком
Установление контакта с аутичным ребенком...
Консультация для родителей "Сенсорные игры как средство установления контакта с аутичным ребенком"
Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию материал об использовании сенсорных игр для установления контакта с аутичными детьми. Здесь вы найдете рекомен...
Статья на тему: "Совместная деятельность воспитателей и родителей в духовно-нравственном становлении ребенка"
Статья написана для научно-практической конференции. В статье собран материал, который можно использовать в своей работе....