Установление контакта с аутичным ребенком посредством музыки
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
На сегодняшний день существуют различные методики по оказанию помощи детям с аутизмом. Проведено много исследований и разработаны различные методы, способствующие налаживанию их контакта с внешним миром. Если еще каких-то пару десятков лет назад на детей с аутизмом ставили крест, то сейчас, люди, связанные с областью коррекционной педагогики готовы выявить и развить имеющийся потенциал у ребенка и не дать им оказаться обреченными. Мировая общественность направляет свои усилияна их социализацию, обучение, лечение, и на помощь родителям. Своей работой мне бы хотелось поднять один из важных вопросов установления контакта с ребенком с аутистическим спектром развития.
Хотелось бы начать в первую очередь с того, что детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. У ребенка с аутизмом, нарушение коммуникации оказывается прямым и понятным следствием основной недостаточности: малой потребности в общении, трудностей восприятия информации и понимания ситуации, невозможность свободно пользоваться речью. /Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 5-е, стер. – М.: Теревинф, 2009. – (Особый ребенок). /Такой ребенок остро реагирует на окружающие его явления, либо наоборот – все игнорирует и не замечает. Именно как раз по этой причине контакт с ним затруднен: иной раз сложно установить последующую реакцию ребенка и возможность с ним взаимодействовать. В такой связи общие меры воспитания явно не помогут – необходим особый подход и методы, позволяющие погрузится в удивительный мир ребенка, «подстроиться» под его волну.
Для достижения таких целей вполне успешно помогает музыка. Из опыта работы с такими детьми, мне удалось обнаружить взаимосвязь с интересами в отношении музыки: их восприятие на нее, реакцию. У них меняется настроение, они начинают вести себя по-другому, что позволяет быть уверенным в том, что музыка может оказаться одним способов коммуникации с ребенком.
Изучая исследования других специалистов, которые пришли к такому же выводу, смею предположить, что это может быть положено в основу концепции обучения ребенка, в первую очередь – налаживания контакта с ним. По наблюдениям дети очень любят ритм, такт, различные мелодии. Иной раз им нравится постукивать по столу, стульям, стенам или игрушкам, получая разнообразные звуки и выбирая из них те, что им по душе. Кто-то даже воспринимает не только музыкальный ритм, но и текстовую рифму.
По наблюдениям, отдается предпочтение классической музыке и звукам природы. Дети слушают ее «изнутри», проявляя, порой, весьма неожиданные эмоции, начиная от улыбки и смеха, до страха и тревоги сопровождаемыми телесными движениями и гримасами. Источник восприятия также от случая к случаю разный: одним нравится слушать звук от аудиоустройств, а другие воспринимают только живую музыку, исполненную музыкантом. В процессе прослушивания очень важно, чтобы ребенку ничего не мешало, а именно не было посторонних раздражителей.
Турецкие ученые убеждены, что музыка Моцарта помогает аутичным детям и детям с дислексией (неспособность сосредоточиться). В Стамбуле создан специальный «Слушательский центр Томати». Назвали его в честь французского медика Альфреда Томати, который первым предложил лечить музыкой. Сначала такую «скорую музыкальную» помощь оказывали во время второй мировой войны пилотам, которые из-за частых стрессов и шумных моторов начинали терять слух. Результаты терапии были впечатляющими. Дальнейшие эксперименты доказали, что прослушиванием музыки можно лечить не только глухоту, но и психические заболевания.
Использование музыки в педагогической технологии — один из основных направлений работы с аутичными детьми. Используя на уроках музыку, наблюдается эффект от ее применения в следующем:— эмоциональная разрядка,— облегчение ситуации взаимодействия,— регуляция эмоционального состояния,— повышение доступности для сознательных переживаний психо- и социодинамических процессов,— приобретения новых средств эмоциональной экспрессии,— создание основы коммуникативных навыков, развитие творческого воображения и фантазии,— содействие самовыражению и саморазвитию,— облегчение возможностей усвоения детьми новых отношений и наставлений. Как доказано, стимуляция мозга классической музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает дальнейшей их деградации.
Как известно, музыка обладает лечебным воздействием и её можно использовать на психологическое состояние человека. Российский психолог С. Л. Рубинштейн объяснил возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмичная. И в этом смысле музыка помогла человеку придать ритм и гармонию собственной психической жизни. Применение музыкальной терапии лечении различных психических расстройств, начиная от бытовых неврозов и заканчивая тяжелыми формами дезадаптации.
Учитывая все вышесказанное, при использовании музыки в педагогической технологии у детей с аутизмом. Главной задачей определено следующее: наладить слухо-вокальную, слухо-двигательную и зрительно-двигательную координацию, способность синтезировать их в одной деятельности. Принципы построения занятий:— принцип психической экологии: начинать и заканчивать занятия спокойной негромкой музыкой; на протяжении занятия отслеживать эмоциональное состояние каждого ребенка с РДА и соответственно корректировать интенсивность занятия.
Структура занятий:
1. Приветствие как ритуал. Приход детей в класс сопровождает приятная спокойная и негромкая музыка. Взрослый подходит к каждому ребенку и здоровается при помощи какого-то музыкального инструмента или просто напевая фразу, например, «Здрав-ствуй, Зо-я» и сопровождая напев хлопками в ладоши. Во время приветствия необходимо, чтобы глаза взрослого были на уровне глаз ребенка, чтобы лучше понять его состояние и дать ему почувствовать, что здесь он — в безопасности.
2. Регуляционное упражнение (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания) с целью налаживания психофизиологического состояния ребенка в плане привлечения к действию;
3.Коррекционно-развивающие упражнения (главный блок заданий).
4. Прощание как ритуал.Так как дети приходят на занятия, имея непредсказуемое эмоциональное состояние, главное ритуала приветствия, который происходит в начале занятия — создает атмосферу доверия для детей и настраивает их на занятие.
Следующие упражнения, связанные с активизацией внимания, являются очень важной составляющей коррекционно - развивающего процесса. Тренировка ребенка относительно способности управлять своим вниманием обуславливает, во-первых, продуктивность ее проявлений на протяжении конкретного занятия, а во-вторых, является фактором оптимизации ее дальнейшего развития через прямую связь с регуляцией психического состояния ребенка. Главный блок заданий имеет определенную этапность.
Так, на первом этапе нужно проводить музыкально-ритмические игры для сенсорной стимуляции, развивая координацию движений, которые постепенно перерастают в игры для развития координации речи и движений.
На втором этапе происходит прослушивание музыки вместе с подпеванием и ритмичными движениями. Это способствует становлению коммуникации, побуждает детей двигаться в едином ритме. Упражнения на релаксацию мышечного тонуса, задачей которых является научить детей управлять своими мышцами и эмоциональным состоянием. Так же можно использовать музыку во время занятий рисования.
На третьем этапе – музыкально-ритмические игры (игры-диалоги); вокально-двигательный игротренинг с использованием фитбола; танец как коммуникация двигательными средствами. На этом этапе представлены самые сложные задачи, выполнение которых возможно через развитые у ребенка на предыдущих этапах способности находиться и выполнять последовательные действия в ритмически организованной среде, с устойчивым пространством, имеющую определенную эмоциональную окраску и в которой присутствуют еще несколько участников. Можно разучить и использовать танцевальные упражнения где есть простые элементы танца.
Итак, центральный блок развивающих занятий построен таким образом, что в начале отрабатывается способность детей действовать по четким определенным правилам (при этом в поле внимания достаточно держать какой-то один план проявлений), затем постепенно усложняется задача, для выполнения которой необходимым становится согласованное функционирование нескольких анализаторних систем, и наконец, детям предлагаются задания, выполнение которых требует отлаженной сенсорной интеграции, двигательной и речевой памяти и согласования собственных проявлений с проявлениями других детей в группе.
Заключительный этап — прощание. Прощаться можно и всем вместе, и отдельно, слушая ответ ребенка, который сопровождает свой уход определенным движением. Прощание можно организовать и таким образом: все дети по очереди подходят и ударяют по бубну рукой, который держит учитель и при этом пропевают «До-сви-да-ни-я». Главное, чтобы дети уходили с хорошим настроением. Когда они расходятся, звучит спокойная приятная музыка.
Примечания:
1) для того, чтобы дети занимались эффективно, занятия необходимо проводить с удовольствием и энтузиазмом, только тогда можно захватить своим настроением детей;
2) музыкальное занятие следует строить таким образом, чтобы оно было целостным драматическим действием;
3) на занятиях обязательно должен присутствовать взрослый, который сопровождает детей и помогает им включаться в групповую работу, иногда (особенно на ранних этапах) выполняя задания за них, подключая их руки, направляя их движения. Проводить занятия с использованием музыкальной технологией, может коррекционный педагог или психолог, который ориентируется в музыкальной культуре, имеет музыкальные способности (развитый музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память), умеющий петь и был осведомленный в проблематике детской специальной педагогики и психологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аутичный ребенок. Знакомство и установление контакта.
В статье представлена классификация раннего детского аутизма, формы и методы коррекционной работы с детьми с РДА при помощи сенсорных игр....
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия
Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми....
Установление контакта с аутичным ребенком
Установление контакта с аутичным ребенком...
Роль музыкального руководителя на всестороннее развитие личности ребенка ,посредством музыки..
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Восп...
«Раскрытие внутреннего потенциала ребенка посредством музыки»
Неделя творчества «Мастерская талантов»Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста-актуальная проблема современной педагогики. Воспитание детей, имеющих творческое начало и ...
Статья на тему: Совместное чтение как способ установления контакта с аутичным ребенком
В данной статье мы рассматриваем возможность применения совместного чтения с аутичным ребенком на разных этапах психологической помощи....
Консультация для родителей "Сенсорные игры как средство установления контакта с аутичным ребенком"
Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию материал об использовании сенсорных игр для установления контакта с аутичными детьми. Здесь вы найдете рекомен...