Установление контакта с аутичным ребенком
статья по коррекционной педагогике

Установление контакта с аутичным ребенком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustanovlenie_kontakta_s_rebenkom_s_ras.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Установление контакта с аутичным ребенком.

        Специалисты склоняются к тому, что задачей воспитания и обучения аутичного ребенка является   развитие осмысленного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Установка с ребенком  эмоционального  контакта будет первым шагом в работе с аутичным ребенком.

           Аутичный малыш испытывает проблемы в развитии уже самых ранних форм чувственного контакта с близкими. У ребят избирательное отношение к матери имеет возможность вообще не сложиться или же затрудниться на довольно раннем этапе.
Для установления эмоционального контакта с ребенком нужно хорошо представлять  себе, собственно, что воспрепятствовало этому,  случится естественным образом. Так как надобность в общении  у этих ребят есть — они тянутся к людям, но они  довольно ранимы и тормозимы в контакте. Прикосновение, голос, взгляд  имеют все шансы оказаться для них очень сильными эмоциями и вызвать ощущение дискомфорта. Все это вынуждает малыша уходить от общения. Поэтому, чтобы  попытка  установления контакта была удачной,  надо попытаться осуществить общение  так, чтобы она была для малыша комфортной, подкреплялась приятными эмоциями и не требовала  труднодоступных для него форм взаимодействия..

После того, как ребенок привык к общению и заинтересован в нем, можно будет предложить ему общаться уже напрямую, используя совместную игру. Выбирая общие занятия, надо учитывать интересы и возможности  ребенка и  предлагать ему привычные  игры, в которых чувствует себя успешным.  Это и будет вторым шагом в работе с аутичным ребенком.

Третий шаг: развитие активного и осмысленного отношения к миру.

С каждым новым шагом в развитии отношений с окружающим миром такой ребенок нуждается в состоянии особого душевного подъема.
Установление эмоционального контакта с ним, вовлечение в сопереживание дает нам возможность поднять его активность, побудить его попробовать с нашей помощью перейти от защиты к постепенному освоению мира.
 Через сопереживание надо постараться ввести  в его жизнь смыслы, которые в последующем разрешат и ему самому мобилизоваться и организовать  себя. Важно поднять в процессе общения активность малыша так, чтобы ему захотелось «изменить собственным принципам», оторвать его от стереотипов и принять личное решение. Это и станет началом первых устойчивых форм поведения, шагом к преобразованию стереотипа защиты в стереотип связи с миром, продвижением во взаимодействии с окружающими, развитием диалога с людьми.

Дальше можно украсить общение различными сенсорными эмоциями: зрительной и вестибулярной стимуляцией. 

Сенсорные ощущения мы можем усилить, связав их особым ритмом, пением, окрасив их собственным удовольствием. В играх мы постараемся поддержать сенсорной стимуляцией переживание самых простых, но значимых для каждого ребенка ситуаций: кормление и укладывание спать, прогулки. Используя непосредственное сенсорное ощущение, мы свяжем с ним воспоминания ребенка и сделаем, таким образом, их переживание более ярким и осознанным.
Существует определенная последовательность введения разных жизненных смыслов в игровое переживание ребенка: сначала он эмоционально осваивает ситуации стабильные,  потом он проявит способность принять как удовольствие новизну, смену событий. Торопливость грозит нарушить контакт с ребенком — он может просто не принять новый смысл игры, возможно даже усиление тревоги и страха, проявление негативизма, провокация агрессии. Поэтому сначала в игре долго обживаются бытовые моменты привычной жизни, а потом наполнять «вкусными» подробностями жизнь ребенка, выбирать, а иногда и спонтанно предлагать, новые приятные детали.

Следующим этапом станет постепенное введение в общую игру, общее переживание приключения, победы над обстоятельствами. Там, где раньше любое затруднение вызывало отказ от работы, теперь, с нашей помощью, рождается интерес и желание испробовать себя в новой задаче.

Играя с малышом, мы не должны забывать общие правила работы с аутичными детьми:

 1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.

3.   Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни     ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

 5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.

7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

 8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
10. Избегать переутомления ребенка.

Воспитание и обучение аутичного ребенка – сложный и беспрерывный процесс.

Вот некоторые советы специалистов:

  • Ребенка необходимо приучить к точному распорядку дня: так ему будет легче ориентироваться во времени и пространстве.
  • Обучение каким-либо навыкам должно проходить через постоянное повторение до того времени, пока ребенок твёрдо освоит этот навык. Например, «возьми расчёску и расчеши волосы».
  • Для привлечения внимания необходимо всегда несколько раз повторять его имя.

Существует ряд методик обучения аутичных детей, с помощью которых успешно корректируется психологическое состояние детей, и они лучше адаптируются в обществе.

Помощь детям с РАС можно оказать на основе правильного сочетания специализированных программ обучения и образования. Целью при этом является обучение максимальному использованию тех навыков, которыми они располагают, чтобы компенсировать недостатки. Необходимо постоянно проявлять заботу о детях - аутистах. Успех социальной адаптации аутичного ребенка тесно связан с возможностью координации действий воспитателей, врача, психолога и дефектолога.

Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы установления контакта с ребенком в период адаптации

В период поступления ребенка в ДОУ при наборе групп или переводе из одного детского сада в другой, учитель - логопед осуществляет диагностику его уровня речевого развития. Данная задача решается в сло...

Подборка игр, направленных на установление эмоционального контакта взрослого с ребенком.

Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5-3 лет использует в активной речи лишь несколько аморфн...

Аутичный ребенок. Знакомство и установление контакта.

В статье представлена классификация раннего детского аутизма, формы и методы коррекционной работы с детьми с РДА при помощи сенсорных игр....

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия

Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми....

Установление контакта с аутичным ребенком посредством музыки

На сегодняшний день существуют различные методики по оказанию помощи детям с аутизмом. Проведено много исследований и разработаны различные методы, способствующие налаживанию их контакта с внешним мир...

Статья на тему: Совместное чтение как способ установления контакта с аутичным ребенком

В данной статье мы рассматриваем возможность применения совместного чтения с аутичным ребенком  на разных этапах психологической помощи....

Консультация для родителей "Сенсорные игры как средство установления контакта с аутичным ребенком"

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию материал об использовании сенсорных игр для установления контакта с аутичными детьми. Здесь вы найдете рекомен...