Статья на тему: "Совместная деятельность воспитателей и родителей в духовно-нравственном становлении ребенка"
статья

Скворцова Татьяна Анатольевна

Статья написана для научно-практической конференции. В статье собран материал, который можно использовать в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Скворцова Т.А. г. Анадырь Чукотского АО

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» В. А. Сухомлинский

Детство - самый важный период в жизни человека. В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, которые имеют большое значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

        В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольной образовательной организации, которую посещает ребёнок, но и в первую очередь семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действий педагога и родителей.

        «Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным православным  праздникам, семейным традициям,  в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков» Патриарх Кирилл

 Семья - основная среда развития личности ребенка. В вопросах воспитания детей семья не может быть заменена никаким социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в становлении личности ребенка. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает «что такое хорошо и что такое плохо».

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, поэтому актуальна необходимость помощи в расширении уже имеющегося у них педагогического опыта и в приобретении новых знаний о нормах и законах традиционно-православного воспитания, которые будут способствовать качественному изменению отношений в семье и развитию семейных ценностей.

 «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме» Л. Н. Толстой

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Совместная деятельность родителей и педагога должна,  прежде всего, затрагивать интересы ребенка, чтобы он чувствовал себя радостным и счастливым в этом окружении.

Сегодня все говорят об инновационных подходах в воспитании и образовании. «Инновация» в переводе с латинского языка  означает обновление, изменение, нововведение. Она должна обязательно повышать эффективность в данном виде деятельности, являться конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса.  В наше время не обязательно «изобретать велосипед», а надо вспомнить крылатое выражение «Новое – это хорошо забытое старое».

Совместная деятельность с родителями должна быть интересна всем участникам, она должна быть захватывающей, познавательной, это те счастливые мгновения, которые объединяют и сплачивают нас всех.

Родители должны не только слышать о своих детях, но и видеть их в творческих, спортивных, интеллектуальных мероприятиях, что позволяет им лучше понять и узнать своего ребенка.

Поскольку темп жизни и работы сегодня очень насыщенный как у родителей, так и у педагогов, стараюсь сделать совместные мероприятия более эффективными, задействовать современные технологии и формы общения с родителями.

 «Семья – это та среда, в которой человек учится  и сам творит добро» В. А. Сухомлинский

Из опыта работы сделала вывод, что приобщение родителей к сотрудничеству, начиная с младшего дошкольного возраста детей, дает положительные результаты в дальнейшем. Родители становятся частью коллектива, участниками воспитательного процесса, сами того не замечая.

Мастер-классы – это одна из форм совместной деятельности детей и родителей в младшем возрасте. Нетрадиционные формы рисования и лепки, тестопластика, оригами вызывают интерес не только у детей, но и у родителей. Но самое главное. Что родители и дети вместе заняты творчеством и получают удовольствие не только от процесса, но и от общения друг с другом.

В старшем дошкольном возрасте занимает важное место проектная деятельность, участниками которой становятся дети, родители, педагоги. Этот вид деятельности подразумевает решение поисковых, исследовательских, творческих задач по любому направлению содержания образовательной деятельности. В этом направлении во главу угла ставлю проекты, посвященные нравственно-патриотическому воспитанию: «Дни Воинской Славы в России», «Мы память бережно храним», «Тропинками добра», «Родословное древо», «Мой край родной», «Отдых всей семьей». Дети и родители с большим вниманием и познавательным интересом участвуют в проектах. Это взаимодействие, сотрудничество поколений является бесценным, а продукты проектной деятельности всегда разнообразны и восхищают мастерством, содержанием, духовным началом.

Дети запоминают яркие положительные эмоции из детства, из рассказов папы, мамы, бабушек и дедушек. Это их жизненный опыт, богатство души, которое они будут стараться хранить и передавать последующим поколениям.

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину такую, которую ты в детстве увидал». К. Симонов

Духовно-нравственное воспитание должно быть систематическим и непрерывным, только тогда оно даст ожидаемые результаты. Чем больше времени дети проводят с родителями, тем очевиден результат.

Со старшими дошкольниками практикую совместные с родителями и детьми итоговые собрания, открытые показы образовательной деятельности, театральные постановки. Презентация-отчет в слайдах, об успехах и достижениях детей, стимулирует к дальнейшей творческой и интеллектуальной активности, а игровая развлекательная программа как нельзя лучше дополняет и является итогом совместной деятельности детей, родителей, воспитателя.

«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно»  Л. Н. Толстой

Каждый согласится, что здоровый ребенок – это счастливый ребенок! Совместные спортивные мероприятия – это радость для детей и родителей, семейный активный отдых, в котором присутствует здоровый азарт и положительные эмоции. Ежегодные традиционные развлечения, приуроченные к Дням воинской Славы, «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух» укрепляют не только физически, но и морально.

          Дошкольное образование – шаг к успешной адаптации детей в школе.

Мы все хотим, чтобы наши дети жили долго и счастливо. А для этого необходимо личным примером, доступными для детей формами и методами  дать четкое представление о том, « что такое хорошо и что такое плохо».

В наше непростое время самообразование и самовоспитание необходимо всем участникам образовательно-воспитательного процесса: родителям, педагогам, наставникам.

Список литературы

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2003
  2. Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошк. Педагогика. – 2012 - №7
  3. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. -2009
  4. Година Г. Н. Нравственность и воспитание. – М.: Спарк. – 2011
  5. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Совместная театрализованная деятельность детей в ДОУ"

Статья на тему "Театрализованная деятельность с детьми в ДОУ"...

Консультация для воспитателей: «Народное творчество, как средство духовно - нравственного развития личности ребенка»

Духовно - нравственное воспитание - в узком смысле слова - это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова - эстетическое, нравственное становление личности человека,...

«Духовно-нравственное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Духовно-нравственное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» Автор: Зимарина Е.С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 7 Колпинского района СПб.Цель: духовно - нравс...

СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

Развитие духовных и моральных ценностей у человека начинается с раннего возраста. Именно от того, какие первые шаги будут у ребенка в это время, и как взрослый мир его встретит, будет зависеть по боль...

Статья "Педагогическое просвещение и модели взаимодействия с родителями сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей"

Одним из приоритетных направлений педагогической работы по воспитанию дошкольников является развитие таких личностных качеств ребенка, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям. Одним из приор...