Педагогический проект по развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения в младшей группе на тему «Курица с цыплятами».
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования восприятия у детей. Это ведет к фрагментарности, осложняет формирование представлений об объеме, величине предметов, о расстоянии. А специфические недостатки памяти, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Поэтому обогащение сенсорной сферы детей с нарушением зрения посредством реализации данного проекта при взаимодействии воспитателей и дефектолога в различных видах деятельности (рисование и аппликация в нетрадиционной технике, рассматривание картины, игровое макетирование) положительно влияет на познание окружающего мира ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_konkurs_2019_zhenya.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения в младшей группе на тему
«Курица с цыплятами».
Автор: Учитель-дефектолог Маларева Евгения Павловна.
Длительность проекта: 2 недели
Участники проекта:
Дети младшей группы, воспитатели, учитель-дефектолог.
Тип проекта: творческий, познавательно-игровой
Актуальность:
На этапе раннего детства ознакомление с предметом, его свойствами играет огромную роль. Недаром Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования восприятия у детей. Это ведет к фрагментарности, осложняет формирование представлений об объеме, величине предметов, о расстоянии. А специфические недостатки памяти, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала.
Такого ребенка следует научить наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов .Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Цель проекта:
Обогащение сенсорной сферы детей с нарушением зрения посредством реализации данного проекта при взаимодействии воспитателей и дефектолога в различных видах деятельности (рисование и аппликация в нетрадиционной технике, рассматривание картины, игровое макетирование)
Задачи проекта для воспитателя | Задачи проекта для учителя-дефектолога |
Образовательные Уточнить представления о том, что у петуха и курицы есть детёныши – цыплята. Закрепить представления об издаваемых птицами звуках (звукоподражание). Познакомить детей с техниками нетрадиционного рисования «тычком»,учить держать кисть вертикально и делать прерывистые движения руки для точного воспроизведения техники рисования тычком. Использование в аппликации нетрадиционный материал (перья). | Образовательные Учить детей называть признаки предмета (большой/маленький, пушистый, мягкий, жёлтый) Учить рассматривать сюжетную картину. Учить выделять, узнавать, называть объекты картины, определять взаимоположение предметов на картине и макете (рядом, друг с другом, слева-справа, обводить ее взором. |
Формировать представления о внешнем виде, некоторых повадках домашних птиц (петух, курица, цыпленок) Познакомить детей с домашними птицами (курица и цыплята), через различные виды деятельности. Активизировать речь и обогащать словарь детей за счет слов: большой/маленький, пушистый, мягкий, жёлтый; петух, курица, цыпленок, клюв, крылья, перья, гребешок, бородушка | |
Развивающие Развивать коммуникативные навыки. Развивать эмоциональный отклик на сюжетное изображение. Учить осязательно-зрительным способом, узнавать и называть курицу и цыплят Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. | Развивающие Продолжать учить узнавать, действия, соотносить воспринятый признак с точным словом, устанавливать простейшие связи по действию. Развивать познавательные процессы (зрительное восприятие, внимание, пространственное воображение), мелкую моторику рук. |
Развивать предметные представления, привлекая к этому процессу все сохранные анализаторы. Совершенствовать пространственные представления (близко/далеко, рядом) | |
Воспитательные Активизировать в речи слова, обозначающие признаки и действия животных. Воспитывать интерес и бережное отношение к домашним птицам. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение. Стимулировать ребенка повторять за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений, потешек, песенок | Воспитательные Формировать творческую активность в процессе деятельности рисования, аппликации и при составлении макета по картине. |
Планируемые результаты.
Для детей:
Узнавание, различие и называние курицы и цыплят среди множества домашних птиц.
Внимательное рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок, нахождение знакомых предметов с называнием нескольких сенсорных признаков.
Формирование познавательных процессов, развитие мелкой моторики рук. Знакомство с новой техникой рисования, которая способствует развитию мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации.
Для дефектолога:
Освоены новые продуктивные формы партнерства с воспитателем.
Освоение новых технологий «игровое макетирование»
Для воспитателей:
Освоены новые продуктивные формы партнерства с дефектологом.
Составление макета по картине.
Совместное создание новых пособий для развития сенсорной сферы детей Использование в процессе продуктивной деятельности сюжетного отражения
Этапы реализации проекта
1 этап организационно - подготовительный
Подбор пособий для организации практической, познавательной и коррекционной деятельности детей; пособий по развитию сенсорных навыков. Подбор методической, художественной литературы по тематике проекта. Игра «сложи картинку», «Найди, чья тень», «Мама и малыш» Внесение игрушек разной модальности (резиновые , мягкие, пластик) Чтение художественной литературы С.Я.Маршак «Добро за добро», К.И.Чуковский «Курица», потешки «Цыплята», «Курочка-рябушка». Рассматривание предметных картинок и иллюстраций в книгах. Подвижная игра « Вышла курочка гулять…»
2 этап практический
Воспитатели | Учитель-дефектолог |
Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию «Вышла курочка гулять...» Цель: Формировать представления о домашних птицах. Учить узнавать и называть характерные внешние признаки птицы (клюв, крылья, перья, гребешок, бородушка) Художественнао-эстетическая деятельность. Коллективная работа «Курица с цыплятами» Цель: Познакомить детей с приемами работы с кистью из щетины, учить рисовать цыплят техникой рисования «тычком»; использовать в аппликации нетрадиционные материалы (перо) | Непрерывная образовательная коррекционная деятельность формирование способов обследования предметов и предметных представлений «Курица» Цель: Закреплять умения детей использовать в процессе обследования зрение и осязание. развивать мелкую мускулатуру пальцев Непрерывная образовательная коррекционная деятельность рассматривание картины «Кормим курицу с цыплятами» Цель: Учить рассматривать сюжетную картину. Учить выделять, узнавать, называть объекты картины, определять взаимоположение предметов на картине и макете (рядом, друг с другом, слева-справа, обводить ее взором. |
3 этап рефлексивный
Интегрированная образовательная деятельность игровое макетирование картины «Кормим курицу с цыплятами»
Цель: Воссоздание и усвоение детьми опыта, в котором совершенствуются предметные представления, и обогащается сенсорная сфера ребенка в ходе, которой по рассказу, составленному заранее воспитателями и детьми осуществлялась последовательное макетирование картины. Развивать познавательные процессы (зрительное восприятие, внимание, пространственное воображение), мелкую моторику рук.
Продукт:
Выставка коллективной работы детей «Курица с цыплятами»
Макет картины «Кормим курицу с цыплятами»
Выводы:
Таким образом, совместная работа воспитателя и учителя-дефектолога по заданной теме в работе с детьми с нарушением зрения неотъемлемо ведет к обогащению развивающей предметно-пространственной среды и творческому подходу к работе педагогов ДОУ.
Такой проект несомненно можно использовать не только в учреждениях компенсирующего вида , но и общеобразовательных дошкольных учреждениях, т.к любой педагог может использовать в своей работе игры на развитие мелкой моторики представленные в проекте, и рассматривание картины, как одну из педагогических технологий, и игровое макетирование, которое может решать все задачи по образовательным областям.
Список литературы:
1.Л.А.Ремезова «Играем с цветом» Формирование представлений о цвете у дошкольников . Москва «Школьная пресса» 2004
2. Т.П. Высокова «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Волгоград Издательство «Учитель» 2016
3.Е.А. Чевычелова. «Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет» Волгоград Издательство «Учитель» 2014
4.Н.В.Нищева. «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» С-Пб. Детство-Пресс 2011
5. Е.Г. Батурина. « Методическое руководство по использованию картин по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Мы играем» Просвещение 1977
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением зрения 2 младшей группы
знакомство детей с дикими животными, живущими в наших лесах....
Методическая разработка по диагностике предметных представлений у детей с нарушением зрения.
Примерный вариант диагностики предметных представлений у детей с нарушением зрения, может быть использован, как часть тифлопедагогического обследования....
Коррекционно – педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (теоретические подходы)
Современный этап практики и теории тифлопедагогики располагает некоторой научно-практической базой для решения вопросов управления развитием нарушенного зрительного восприятия дошкольников....
Статья «РОЛЬ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ, РАЗВИВАЮЩИХ, ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ».
Каждый педагог знает, что важной задачей для подготовке детей к школе является развитие у них логического мышления, познавательных способностей, формирование элементарных математических представлений,...
Презентация для воспитателей «Значение музыкально- ритмической деятельности в развитии пространственных представлений у детей с нарушением зрения».
Презентация для воспитателей....
конспект по развитию математических представлений у детей с нарушением зрения младшего возраста
Данный конспект расчитан на детей младшего возраста. В игровой форме развиваются ориентировка в малом и большом пространстве, формируются сенсорные эталоны, глазомер, дети учатся взаимодействовать дру...
Конспекты по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в младшей группе
Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия для дошкольников первого года обучения...