Система коррекционно-развивающей помощи детям первого года жизни с поражением ЦНC.
статья по коррекционной педагогике
В данной статья представлена актуальность темы коррекционно-развивающей помощи детям первого года жизни с поражением ЦНС. Представлены особенности развития детей младенческого и раннего возраста с поражением ЦНС. Какая помощь оказывается таким детям в том числе и в Ярославской области. Какие педагогические условия необходимо создать, для осуществления ранней помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rannyaya_pomoshch.docx | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Система коррекционно-развивающей помощи детям первого года жизни с
поражением ЦНC.
Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями, в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Исследователями отмечается, что среди детей с ограниченными возможностями здоровья большую группу составляют дети с органическим поражением ЦНС. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию (Архипова). По статистическим данным Ярославской области каждый год рождается около 4 % детей с тяжелыми органическими поражениями и еще у 20% детей нарушения, которые могут не иметь органическую природу, но в дальнейшем приводят к задержкам в психическом развитии.
Таким образом, поставлена задача в государственном масштабе осуществить программу ранней помощи детям. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество. В результате коррекции в раннем возрасте до 20% детей к 18 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект (Волосовец Т.В.).
Между тем существующий порядок помощи детям, имеющим проблемы в развитии, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, так как сосредотачивает свое внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Волосовец Т.В.).
Сегодня помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями находится в ведении двух министерств: Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в связи с чем, наряду с позитивными процессами в этой сфере отмечаются и некоторые негативные тенденции:
- недостаточность взаимодействия этих структур;
- нехватка квалифицированных педагогических кадров, подготовленных к работе с детьми раннего и дошкольного возраста;
- отсутствие нормативно-правовой базы интеграции. Принятие ребенка в дошкольное образовательное учреждение ДОУ) часто зависит от личной позиции руководителя и педагогического персонала;
- недостаточность обеспечения методической и нормативной литературой;
- недостаточное развитие информационной базы для населения в социальных институтах, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями;
- отсутствие связующего звена в системе взаимодействия семьи и различных ведомств (образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты) (Волосовец Т.В.).
Система коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого стала развиваться сравнительно недавно и в более крупных городах страны: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и др. В Ярославле и Ярославской области эта система только начинает формироваться, в основном, под руководством Министерства Здравоохранения. Например, оказывается логопедическая помощь детям и психологическая помощь их родителям в Областном Перинатальном Центре). Родители находится в большой депрессии после рождения больного ребенка, они остаются один на один со своей проблемой. Сначала родители начинают обращаться за консультацией к врачам в детских поликлиниках, редко, кто сообщает им
Одной из важных задач в деятельности специалистов, в том числе врачей-педиатров и невропатологов, консультирующих семьи с рождения ребенка с поражением ЦНС, является информирование родителей о закономерностях психомоторного развития малыша, а в случаях отклоняющихся вариантов в развитии ориентирование родителей на комплекс реабилитационных мер, включающих коррекционно-педагогические технологии.
Исследователями доказано, что дети раннего возраста с органическим поражением ЦНС значительно отстают по основным линиям развития от нормально развивающихся сверстников. Так для детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС характерно то, что дети не фиксируют взора на лице взрослого, у них затруднен контакт со взрослым "глаза в глаза", отсутствует желание сотрудничества с близкими взрослыми и интерес с ним. Они не стремятся подражать и взаимодействовать с близкими людьми. У них своевременно не формируется самостоятельность в быту: не пользуется ложкой во время еды; не владеют навыками опрятности; у них не формируются предметно-игровые действия с игрушками и др. Особенности физического развития детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС проявляются в том, что дети поздно овладевают навыками ходьбы, характеризующиеся неустойчивостью, неуклюжестью походки, замедленностью или импульсивностью движений. Недоразвитие ручной моторики у детей проявляется в том, что в первом полугодии жизни их ручки сжаты в кулачки, плохо захватывают предметы, в дальнейшем они не могут захватывать мелкие предметы, не выделяют отдельно каждый палец, у них не формируется указательный тип хватания и хватания щепотью. В речевом развитии у детей во время не появляется гуление, а затем лепет. Они ограниченно понимают обращенную речь, не указывают жестом на знакомые предметы, не могут выполнять простого действия по речевой инструкции. Для таких детей характерно амимичное лицо, они плохо понимают жесты.
Раннее вмешательство рассматривается как социальная программа для детей от рождения до трех лет с отставанием и риском отставания, где отводится большая роль семье, матери в реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Ребенок с ОВЗ, начавший обучаться в первые месяцы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития и, соответственно, более раннего срока выбора интегрированного обучения (Урядницкая Н.А.).
Таким образом, в целях проведения эффективной коррекции отклонений в развитии детей необходимо создать педагогические условия для целенаправленной работы с ребенком и его родителями. К таким условиям относятся: адекватный характер взаимодействия взрослого с ребенком (эмоционально-деловой); организация предметно-развивающей среды; разработка содержания коррекционно-педагогической работы с ребенком, учитывающего его специфические образовательные потребности; обучение родителей педагогическим технологиям общения и взаимодействия со своим ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по ознакомлению детей седьмого года жизни с трудом пожарных
В материале подобраны методы и формы работы с детьми по противопожарной безопасностиднтей ,она дает представление о труде пожарных, знакомит с правилами обращения с огнём и огнеопасными предмет...
Методическая разработка по теме: «Организация коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок речевой деятельности у детей первого года жизни (в условиях ЦССВ)». Разработали: Борисова Н.А. Клименко Н.В.
Развитие детей первого года жизни по основным линиям развития для формирования предпосылок речевой деятельности....
Программа воспитания и обучения детей первого года жизни и детей раннего возраста.
Здесь представлена программа воспитания и обучения детей первого года жизни и раннего возраста :Основные этапы развития слуховой функции ребёнка первого года жизни.Коррекционная работа по ...
Методическая разработка "Система коррекционной работы с детьми первого года жизни"
Данная методческая разработка раскрывает систему коррекционной работы сдетьми первого года жизни.Включает в себя:1. Основные направления коррекционно-развивающей работы сдетьми младенческого возраста ...
Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста
В последние несколько лет детский аутизм довольно стремительно перешел из статуса редкого расстройства, в одно из наиболее часто встречающихся. На данный момент принято говорить, что 1 ребенок из 100 ...
Программа коррекционно-развивающих занятий "Адаптация детей первой младшей группы к условиям ДОО"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида«Детство» городского округа Котельники Московской области140055 Московская обл....
Особенности психомоторного развитие детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы
доклад на медико-педагогической конференции...