Методическая разработка "Система коррекционной работы с детьми первого года жизни"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Данная методческая разработка раскрывает систему коррекционной работы сдетьми первого года жизни.
Включает в себя:
1. Основные направления коррекционно-развивающей работы сдетьми младенческого возраста с ОВЗ.
2. Четыре возрастных периода (с рождения до 3-х месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев). на каждом из которых формируются специфические функции, являющиеся показателями возрастного развития и определяющие его последовательный ход.
3. Массаж кистей рук и пассивная пальчиковая гимнастика.
4. Коррекционно-развивающие игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno-razvivayushchie_igry_-_kopiya.doc | 70 КБ |
massazh_ruk.doc | 24.5 КБ |
osnovnye_napravleniya_kor-ped._raboty.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно–развивающие игры
с детьми 1-го года жизни
I этап
коррекционно-педагогической работы
(1-3 месяца)
1. Развитие зрительных ориентировочных реакций
Цель: Формирование зрительной активности, зрительной ориентировки в окружающем; развитие зрительного сосредоточения и слежения.
а) Игра «Где же наш малыш?»
Цель: Развитие умения удерживать в поле зрения лицо взрослого.
б) Игра «Подвешенная игрушка»
Цель: Развитие умения удерживать в поле зрения неподвижный предмет.
в) Игра «Ванька-встанька, будь послушен!»
Цель: Развитие умения плавно прослеживать за лицом взрослого или движущимся предметом (погремушки, султанчики, резиновые пищащие игрушки, орнаменты в черно-белом изображении).
2. Развитие слуховых ориентировочных реакций
Цель: Формирование слуховой активности, слуховой ориентировки в окружающем: развитие слухового сосредоточения и локализации звука в пространстве.
а) Игра «Колокольчик»
Цель: Формирование зрительно-слуховых связей.
б) Игра «Звенящий шар»
Цель: Формирование зрительно-двигательных слуховых связей
3. Нормализация положения кисти пальцев рук. Развитие
движений руки
а) Массаж кисти
- Игра с поглаживанием (см. массаж кистей рук)
Цель: Стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальцев.
- Игра с кремом
Цель: Стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальцев.
- Игра «Похлопаем по маминой ладошке»
Цель: Стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальцев.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот-так, вот-так, вот-так.
Своих ручек не жалеет.
б) Стимулирование хватательного рефлекса
- Игра «Мамин пальчик»
Гуля, гуля – голубок.
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем миленький.
- Игра «Щекотка»
Цель: Стимулирование хватательного рефлекса путем вкладывания в ладошку ребенка перышка или кисточки
Наша деточка в дому,
Что оладушек в меду.
Что оладушек в меду.
Наша деточка в дому.
- Игра «Ленты, шнурки и веревочки»
Цель: Формирование первых движений наталкивания, схватывания и ощупывания предметов
4. Нормализация дыхания
(В.Л. Страковская, В.Е. Ладынина. Упражнения дыхательной гимнастики для недоношенных детей 1-го года жизни, 1991)
Цель: Активизация вдоха и выдоха
5. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции
(см. расслабляющий и укрепляющий массаж мышц лица, губ и языка)
6. Развитие предпосылок активной речи
а) Игра «Забава» («болтушка», «трубочка», пропевание гласных)
Цель: Стимулирование отдельных звуков гуканья в ответ на эмоциональное обращение взрослого
б) Игра с губками ребенка
Цель: Стимулирование повторного произнесения звуков гуканья в ответ на эмоциональное обращение взрослого
в) Игра «Дышим и поем»
Цель: Стимулирование гуления
II этап
коррекционно-педагогической работы
(3-6 месяцев)
1. Развитие зрительного восприятия.
а) Игра с наручными куклами
Цель: развитие умения прослеживать за игрушкой по кругу, вправо-влево, вверх-вниз, лежа на спине.
б) Игра «Посмотри на меня»
Цель: развитие умения прослеживать за лицом взрослого или игрушкой вправо-влево, вверх-вниз, лежа на животе.
в) Игра «Кто у нас красивый?»
Цель: Развитие восприятия отраженного (игра с зеркалом)
Кто у нас красивый?
Кто у нас пригожий?
Ванечка красивый,
Ванечка пригожий.
2. Развитие слухового восприятия.
а) Игра «Послушай и найди»
Цель: Развитие локализации звука в пространстве / прислушивание к голосу взрослого, звучанию игрушек, музыкальных инструментов/.
б) Игра «Кто у нас хороший?»
Цель: Формирование слуховых дифференцировок /узнавание голоса близких взрослых, различение интонации голоса, мелодий при напевании песенок и чтении потешек/.
в) Игра: «Позову, позову!»
Цель: Развитие слуховой ориентировочной активности и положительной реакции на свое имя /многократное повторение имени ребенка с различной интонацией/.
3.Развитие эмоционально-положительных ответных реакций.
Игра «Веселые ребята».
Цель: развитие ответной улыбки, «комплекса оживления» и смеха /сочетание тактильных, вестибулярных, зрительных, слуховых воздействий с эмоционально-речевыми; игры с ручками и ножками; поддержание активности детей через восприятие вида взрослого, мимики и призывного взгляда/.
4. Нормализация тонуса рук, физиологического положения кисти и пальцев рук.
Дифференцированный массаж, с целью нормализации тонуса рук / см. массаж рук и пальчиковую гимнастику/.
5. Развитие движений руки.
Игра: «Схвати и потрогай»
Цель: - развитие целенаправленного схватывания, ощупывания и удержания предметов;
- обогащение чувственного опыта ребенка, развитие осязания /вызывание движений руки по направлению к предмету, путем совместных действий или частично совместных. Побуждение, при случайном прикосновении, захватывания предметов; ощупывание предметов разной фактуры/.
б) Игра «Подержи игрушку»
Цель: - раскрытие пальчиков руки, противопоставление большого пальца остальным
- формирование щипкового захвата
- формирование манипулятивной деятельности ( побуждать детей удерживать игрушку над грудью, брать одной и двумя руками, отпускать; стимулировать захватывание игрушки с разных положений: сбоку, лежа на животе, на руках взрослого).
в) Игра «Вот колечко»
Цель: - развитие умения захватывать и удерживать предметы и игрушки, протянутые ребенку над грудью
- формирование зрительно-моторной координации.
г) Игра «Браслет на ножке»
Цель: развитие умения захватывать рукой свою ножку (правой рукой – левую, левой рукой – правую).
6. Нормализация дыхания.
Дыхательные упражнения (см. дыхательную гимнастику)
Цель: - увеличение объема выдыхаемого и вдыхаемого воздуха
- тренировка глубины и ритмичности дыхания.
7. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции.
Дифференцированный массаж.
Цель: развитие произвольного гуления.
8. Развитие звуковой активности.
а) Игра «В ритме выдоха»
Цель: стимулирование певучего гуления (ребенок расположен в позе «на боку»; ритмично надавливать обеими руками на заднюю и боковую поверхности грудной клетки, пропевать различные звуки гуления).
б) Игра «Тихо-тихо»
Цель: Стимулирование певучего гуления (ребенок расположен в позе «на животе» на груди у взрослого; пропевать потешки голосом нормальной громкости, а потом все тише и тише)
Тихо-тихо-тихо-тихо
В наши двери входит Тихон,
Не аукать, не кричать,
А баюкать и качать.
в) Игра «Поиграем с губками малыша»
Цель: Стимулирование появления отдельных слогов лепета (ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба), путем смыкания и размыкания губ.
III этап
коррекционно-педагогической работы
(6 – 9 месяцев)
1.Развитие общих движений
а) Игра «Через поворот на бок»
Цель: Тренировка умения самостоятельно садиться
Рекомендации: ребенок находится в положении «лежа на боку», колени и бедра полусогнуты. Осторожно потянуть на себя ребенка за одну руку, чтобы ребенок сел боком, опираясь на локоть (позднее – на кисть) нижележащей руки.
б) Игра «Крепкие ручки»
Цель: Тренировка умения самостоятельно садиться
в) Игра «Равновесие»
Цель: Тренировка умения сидеть, сохраняя равновесие
Рекомендации: Удерживать ребенка на своих коленях, медленно покачивая из стороны в сторону, побуждая, сидя, сохранять равновесие
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке.
Сидит белка на тележке,
Продает орешки.
Тень-тень-потетень,
Села кошка на плетень.
Налетели воробьи,
Хлопни им в ладошки!
Улетайте, воробьи,
Берегитесь кошки.
г) Упражнение с большим мячом
Цель: Тренировка умения сидеть, сохраняя равновесие
Рекомендации: Перед сидящим ребенком положить большой мяч. Побуждать ребенка вытянуть руки, раскрыть кисти и опереться на мяч.
2. Сенсорное развитие
а) Игра «Подтягивание воздушных шариков за тесьму»
Цель: Развитие восприятия предметов, различных по цвету
Материал: два слабо надутых воздушных шарика (синий и желтый)
б) Игра «Вынимание разноцветных игрушек из ведерка»
Цель: Развитие восприятия предметов, различных по цвету
Материал: ведро и пластмассовый конструктор
в) Игра «Бусы»
Цель: Развитие восприятия предметов, различных по величине
Материал: бусы с крупными и мелкими бусинами
г) Игра «Кубиком о кубик»
Цель: Развитие восприятия предметов, различных по форме
Материал: два кубика и два брусочка
Содержание: Взять по кубику или брусочку в каждую руку и стучать друг о друга
Туки-тук! Туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
Ай!
д) Игра «Петушок», «Вышел зайчик погулять»
Цель: Развитие зрительного предвосхищения
Материал: ширма, игрушки петушок и зайчик
Содержание: Игрушку спрятать и показывать сначала с одной стороны ширмы, а затем с разных сторон в сопровождении потешек:
Рано-рано поутру
Петушок поет:
Ку-ка-ре-ку!
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать?
Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Ай!
е) Игра с зеркалом «Где ты носик»
Цель: Развитие восприятия отраженного
Содержание: Показывать малышу в зеркале его отражение, дотрагиваясь до носика, ушек, глаз, рта.
3. Развитие слухового восприятия
а) Игра «Похлопываем по бубну»
Цель: Развитие умения извлекать звуки из игрушек и предметов
б) Игра «Маракасы»
Цель: Развитие умения извлекать звуки из игрушек и предметов
Содержание: Стучать маракасом по полу, по ведерку, по барабану, по маракасу взрослого, а потом маракасом о маракас.
в) Игра «Поиск музыкальной шкатулки» (колокольчика, звучащей игрушки»
Цель: Развитие умения находить невидимый источник звука в окружающем пространстве
4. Развитие звуковой активности и предпосылок понимания речи
а) Игра «Где часики? Тик-так, тик-так»
Цель: Развитие умения находить взглядом игрушку, стоящую в одном и том же месте
б) Игра «Где кукла? Ля-ля, ля-ля»
Цель: Развитие умения находить взглядом игрушку, стоящую в одном и том же месте
в) Игра «Где огонек?»
Цель: Развитие умения находить взглядом игрушку, стоящую в одном и том же месте
г) Игра «Где часики? Где куколка?»
Цель: Развитие умения находить взглядом две игрушки, стоящие в одном и том же месте
д) Игра «Наша песенка простая»
Цель: Стимулирование произнесения одних тех же слогов
Утром я встаю,
Песенку пою:
Да-да-да-да!
На-на-на!
Ба-ба-ба!
Жи-жи-жи!
Чух-чух-чух!
Та-та-та!
Ду-ду-ду!
е) Игра «Испечем оладушки»
Цель: Развитие умения понимать движения и повторять их
ж) Игра «Гули»
Цель: Развитие умения понимать движения и повторять их
Прилетели гули, гули-голубочки.
Сели на головку на головку (имя ребенка)
Ты, моя (имя ребенка),
Помаши ладошкой,
Кыш, гули, кыш!
з) Игра «Прятки»
Цель: Развитие умения находить игрушки и предметы при их перемещении
IY этап
коррекционно-педагогической работы
(9-12 месяцев)
1. Сенсорное развитие
а) Игра «Корзинка»
Цель: Развитие восприятия предметов, различных по цвету
Материал: пластмассовые овощи и фрукты, коробка и корзинка
б) Игра «Большие и маленькие кубики», «Большие и маленькие шары»
Цель: Развитие восприятия предметов, различных по величине
Материал: два ведерка (большое и маленькое), два набора кубиков (большие и маленькие), гирлянда с большими и маленькими шарами
в) Игра «Кубики и брусочки»
Цель: Развитие восприятия предметов, различных по форме
Материал: грузовик, кубики и брусочки
г) Игра «Большой и маленький зайчики»
Цель: Развитие зрительного предвосхищения
Материал: зайчик большой и маленький, ширма
д) Игра «Петушок»
Цель: Развитие зрительного предвосхищения и восприятия плоскостного изображения
Материал: игрушка петушок и её плоскостное изображение
е) Рассматривание книжки
Цель: Развитие умения рассматривать книжки и картинки
ж) Игра «Зеркало»
Цель: Развитие восприятия отраженного
Материал: крем (на нос, щечки, лоб, подбородок), расческа
з) Игра «Погремушка, погреми», «Птичка, запищи» и т.п.
Цель: Развитие умения извлекать звуки из игрушек и предметов
Материал: маракасы, погремушки, пищалки
и) Игра «Где звучит?»
Цель: Развитие умения находить невидимый источник звучания
Материал: музыкальная игрушка, коробка с крышкой
2. Развитие предпосылок понимания речи и звуковой активности
а) Игра «Кукла и киска в коробке» («Мишка и кубик», «Мячик и машинка» и т.п.)
Цель: Развитие умения находить знакомые игрушки среди других
б) Игра «Катаю мяч», «Одень колечко»
Цель: Выполнение простых поручений
Материал: горизонтальная палочка с колечком, мяч
в) Игра «Найди, принеси, отдай»
Цель: Выполнение простых поручений. Стимулирование произнесения первых облегченных слов
Материал: корзинка с крышкой и знакомые для ребенка игрушки
г) Игра «Топ-топ», «С куклой попляшем», «Покачай куклу»
Цель: Развитие понимания различных действий с игрушками
д) Игра «Соотнесение картинки и игрушки»
Цель: Развитие умения соотносить игрушку с её плоскостным изображением
3. Нормализация движений руки и пальцев рук
а) Игра «Размазываем крем по мисочке»
Цель: Укрепление мышцы руки и пальчиков
Содержание: Размазывать вместе с ребенком крем по дну и стенкам миски
б) Игра «Игра с теплым тестом»
Цель: Укрепление мышцы руки и пальчиков
Содержание: Сделать самое простое теплое тесто. Спрятать на глазах ребенка в тесте шарик и попросить малыша найти его. Искать вместе, месить тесто, шлепать по нему руками, сжимать и разжимать кулачки
в) Игра «Бросание прищепок»
Цель: Стимулирование умения брать игрушки двумя и тремя пальчиками, отпускать их
Оборудование: пластмассовая банка с прищепками, прикрепленными к краям
г) Игра с пальчиковой куклой
Цель: Тренировка противопоставления указательного пальчика
Материал: пальчиковые куклы
4. Развитие действий с предметами
а) Игра «Игрушки вынимаем и вкладываем»
Цель: Развитие умения вынимать игрушки (по просьбе взрослого и самостоятельно)
Материал: ведро с набором геометрических фигур
б) Игра «Опускаем изюм в пластиковую бутылку
Цель: Развитие умения вкладывать игрушки (по просьбе взрослого и самостоятельно)
в) Игра «Открываем – закрываем коробку»
Цель: Развитие умения открывать – закрывать предметы (по просьбе взрослого и самостоятельно)
Материал: коробка с бубенцами
г) Игра «Сними – надень колечко» (на руку и на пирамидку)
Цель: Выполнение действий по слову взрослого
д) Игра «Вылавливаем шарики из воды»
Цель: Выполнение действий по слову взрослого
е) Игра «Кто спрятался под шляпой?»
Цель: Выполнение действий по слову взрослого
Материал: шляпа и две игрушки (мишка и зайка)
Мишка милый, мишка славный,
Неуклюжий и забавный.
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит.
Зайчик, ты, зайчик,
Коротенькие ножки,
Сафьяновы сапожки!
5. Развитие двигательной активности
а) Игра «Стук да стук каблучком»
Цель: Тренировка умения входить на лесенку
Стук да стук каблучком,
Это мы наверх идем.
б) Игра ««Стук да стук каблучком»
Цель: Тренировка умения идти вниз по лесенке
Вниз по лесенке идем,
Ни за что не упадем.
в) Игра «Иди ко мне!»
Цель: Тренировка умения идти вперед
Наша деточка идет,
Ни за что не упадет.
Предварительный просмотр:
Массаж рук
(по Екжановой Е.А.)
1. Поглаживание обеих поверхностей рук (внутренней и наружной до локтя от периферии к центру). 6-8 раз по каждой руке
2. Сгибание и разгибание взрослым 4-х пальцев ребенка одновременно, кроме большого пальца. 4-8-10 раз.
3. Спиралевидные движения пальцем взрослого по ладошке ребенка на внутренней стороне (мотаем клубочек, спиральку по ладошке ребенка) с переходом на большой палец (покатился в лес клубочек).
4. Точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от кончика к основанию в двух плоскостях. (Все пальцы - по очереди; обходить суставы).
5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад-вбок
в стороны-по кругу
6. Поглаживание обеих поверхностей рук (внутренней и наружной до локтя от периферии к центру). 5-6 раз по каждой руке
Массаж проводится в течение дня в часы бодрствования 2 раза в день по 5-7 минут.
Пальчиковая гимнастика
1. Поглаживающие движения от кисти по руке.
2. Потряхивающие движения за кисть /большой палец отведен/.
Потряхивающие движения за локоть. Потряхивающие движения за лучезапястный сустав.
3. Фиксируем локоть и поворачиваем за кисть к лицу.
4. Поглаживающие движения по кончикам пальцев по тыльной поверхности.
5. Надавливающие движения фаланг каждого пальчика по боковому захвату и по внешне-наружному захвату.
6. Круговые движения каждым пальцем в одну и в другую стороны, к центру.
7. Подщелкивание каждого пальца.
8. Попеременное смыкание каждого пальца с большим пальцем.
9. Надавливание ногтем взрослого подушечки пальцев ребенка /ближе к ногтю/.
Предварительный просмотр:
1 уровень доречевого развития
Задача: стимуляция голосовых реакций.
- Нормализация тонуса мышц и моторики арт. Аппарата.
- Локализация выдоха.
- Развитие «комплекса оживления» с включением в него голосового компонента.
- Развитие зрительной фиксации и прослеживания.
- Выработка слухового сосредоточения.
- Стимуляция голосовых реакций.
- Нормализация положения кисти и пальцев для формирования зрительно-моторной координации.
Ребенок в РЗП. Занятия носят индивидуальный характер. Продолжительность занятия 7-10 минут.
II уровень доречевого развития
Задача: стимуляция гуления.
1. Нормализация тонуса мышц и моторики арт. аппарата.
2. Увеличение объема и силы выдоха.
3. Развитие устойчивости фиксации и плавности прослеживания.
4. Формирование умения локализовать звук в пространстве и воспроизводить (воспринимать) различно-интонируемый голос взрослого.
5. Развитие хватательной функции рук.
Ребенок в РЗП. Продолжительность занятия 10-15 минут.
III уровень доречевого развития
Задача: стимуляция интонированного голосового общения и лепета.
- Нормализация тонуса мышц и моторики арт. аппарата.
- Выработка ритмичности дыхания и движения ребенка.
- Стимуляция лепета.
- Стимуляция кинестетических /двигательных/ ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания.
- Выработка акустической установки на звук и голос /слуховое внимание к речи взрослого/.
- Развитие слуховых дифференцировок.
Ребенок в РЗП. Продолжительность занятия не более 20 минут.
IY уровень доречевого развития
Задача: развитие общения с взрослыми посредством интонированных звуков лепета и лепетных слов.
- Нормализация тонуса мышц и моторики арт. аппарата.
- Увеличение силы и длительности выдоха.
- Стимуляция эхолалий и лепетных слов.
- Развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук.
- Формирование понимания речевых инструкций в конкретных ситуациях.
Ребенок в РЗП. Продолжительность занятия 25 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Разенкова Ю. А.
Разенкова Ю. А. это замечательный автор публикаций, помогающий специалистам Домов ребенка грамотно построить логопедическую работу. ...
Система коррекционно-развивающей помощи детям первого года жизни с поражением ЦНC.
В данной статья представлена актуальность темы коррекционно-развивающей помощи детям первого года жизни с поражением ЦНС. Представлены особенности развития детей младенческого и раннего возраста...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯ ДОМА РЕБЕНКА
доклад на Медико-Педагогической конференции дома ребенка...
Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни. ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ.
Конспект проведения прогулкис детьми первого года жизни.ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ....
Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни. ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ.
Конспект проведения прогулкис детьми первого года жизни.ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ....
Конспект проведения прогулки с детьми первого года жизни. ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ.
Конспект проведения прогулкис детьми первого года жизни.ПРОГУЛКА НА ВЕРАНДЕ....
Игры -занятия по речевому развитию с детьми первого года жизни.
Первый год жизни ребенка – подготовительный этап развития речи. В этот период формируются предпосылки развития речи: речевое дыхание, артикулирование звуков, речевое подражание, понимание смысло...