Методическая разработка в помощь воспитателю коррекционной группы на тему: "Рекомендации по развитию памяти.Игры и упражнения для развития памяти".
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бузакина Кристина Геннадьевна

Рекомендации по развитию памяти у детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_razvitiyu_pamyati.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию памяти

Для  развития  зрительной  и  зрительно – моторной  памяти  необходимо  организовать  работу  ребёнка  по  образцу,  которая осуществляется  по  следующим  этапам: -   сначала  ребёнок  работает  с  постоянной  зрительной  опорой  на  образец, затем  время  рассматривания  образца  сокращается  до  15 -20  секунд  (в  зависимости  от  сложности  предлагаемой  работы),  но  так,  чтобы  ребёнок  умел  рассмотреть  и  запечатлеть  образец.

Эти  виды  упражнений  целесообразно   проводить  на  таких  видах  деятельности,  как  рисование,  лепка,  списывание  с  доски,  работа  с  конструктором,  рисование  узоров  по  клеточкам,  запоминание  и  воспроизведение  сюжетной  картинки.

Для  развития  слуховой  памяти  целесообразно  использовать  упражнения  с  применением  вместо  наглядного  образца  (как  для  развития  зрительной  памяти)  словесного  описания  или  инструкции  предлагаемой  деятельности.  Например,  выполнить  с  помощью  конструктора  задание  без  обращения  к  образцу,  а  по  памяти;  воспроизвести  какой – либо  рисунок  по  словесному  описанию  и  т.п.

         Логическая  память  основана  на  понимании  и  тесно  связана  с  мышлением  и  развитием  языка.

 В качестве  мыслительных приёмов могут  быть  использованы:  смысловое  соотнесение; классификация;  выделение  смысловых  опор  и  составление  плана;  «крокирование» - чертёж,  схема;   ассоциации  и  др.   Для  детей  со  слаборазвитой  памятью  основные  пути  её  компенсации  лежат  в  развитии  смысловой  памяти:  умении  обобщать  материал,  выделять  в  нём  главные  мысли.

 Развиваем  у  детей  умение  произвольно  вызывать  необходимые  воспоминания,  обучаем  культуре  запоминания,  учим  вспоминать  последовательность  событий,   использовать  при  запоминании  мнемотехнические  приёмы,  учим  повторять,  осмысливать,  связывать  материал  в  целях  запоминания,  использовать  связи  при  запоминании.

Игры  и  упражнения  для  развития   памяти

  • «Запомни  предметы».   Учить  запоминать  и  воспроизводить  информацию.
  • «Детектив».  Развивать  произвольное  запоминание:  ребёнок  в  течение  15 минут  рассматривает  15 картинок,  после  чего  картинки  убирают,   ребёнок  должен  назвать  картинки   которые  запомнил.
  • «Пирамида».  Развивать  кратковременную   механическую  память.  Взрослый  называет  ребёнку  сначала   одно  слово,  ребёнок  должен  сразу  же  повторить   его,   затем  взрослый  называет  два  слова,  ребёнок  повторяет  их,  затем  взрослый  называет  три  слова,  ребёнок  - повторяет  и    т. д.
  • «Что  ты  видел  в  отпуске».  Взрослый  задаёт  ребёнку  вопросы  о  происходящих  в  отпуске  событиях.
  • «Следопыт».  Взрослый  показывает  ребёнку  игрушку  и  говорит,  что  сейчас  её  спрячет  в  комнате;  ребёнок  отворачивается,  а  взрослый  прячет  игрушку  и  затем  предлагает  её  найти.
  • «Что  ты  ел  на  обед?».  Ребёнок  должен  перечислить  всё,  что  ел  на  обед.
  • «Одежда». Ребёнок  должен   вспомнить,  в  каком  порядке  он  надевал  предметы  одежды  утром.
  • «Нарисуй  такой  же».  Ребёнок  рисует  на  листе  бумаги  какой- либо  предмет,  затем  лист  переворачивается  и  ребёнок  должен  нарисовать  такой  же  предмет.
  • «Я  положил  в  мешок».  Взрослый  на  глазах  у  ребёнка  кладёт  в  мешок  разные  предметы;    ребёнок  должен  вспомнить,  что  лежит  в  мешке.
  • «Короткий  рассказ».  Взрослый  читает  короткий  рассказ;  ребёнок  должен  повторить  его.
  • «Башня».  Ребёнку  показывают  схематическое  изображение  башни,  состоящей  из  множества  геометрических  фигур;  ребёнок  должен  запомнить  эти  фигуры  и  назвать.
  • «Фигурка  из  палочек».  Взрослый  выкладывает  фигурку  из  палочек;  ребёнок  запоминает  её  и  по  памяти  выкладывает     такую  же.
  • «Рисуем  слова».  Взрослый  предлагает  ребёнку  к  каждому  слову,  которое  он  назовёт  сделать  рисунок  или  набросок.  Ребёнок  рисует слова  «шифрует». Затем  взрослый  предлагает  ребёнку  вспомнить  слова  по  рисункам.
  • «Запомни  слова». Развивать  смысловую  память  и  логическое  мышление.  Взрослый  называет  ребёнку  5 -6  слов  и  предлагает  придумать  слова,  связанные  с  ними  по  смыслу:  мел – доска,  гриб – лес,  лопата – копать,  лодка – плыть,  мех – мягкий.  Через  некоторое  время  предложить  ребёнку  вспомнить  слова  которые  называл  взрослый.
  • «Кукловоды».  Активизировать  двигательную  память.  Взрослый    «кукловод»  завязывает  ребёнку  глаза  и  «водит»  его,  как  куклу,  по  несложному  маршруту,  держа  за  плечи,  в  полном  молчании:  4 -5 шагов  вперёд,  остановка,  поворот  на  направо,  3  шага  назад,  поворот  налево,  5 -6  шагов  вперёд.  Затем  ребёнку  развязывают  глаза  и  просят  самостоятельно  найти  исходную  точку  маршрута  и  пройти  его  от  начала  до  конца,  вспоминая  свои  действия  движения.

C:\Users\Илья\Desktop\i.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о методическом объединении учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка-детский сад №15 «Семицветик»

В документе отражены: общие положения фуекционирования МО, цели, задачи и содержание, формы деятельности методического объединения. Освящены вопросы организации деятельности, а также права и обязаннос...

Методическая разработка в помощь воспитателю. Развлечение в средней и старшей группе «Масленица, к нам приди, Весну приведи!»

Россия богата своими традициями, обычаями и народными праздниками. Масленица –один из древнейших славянских праздников, традиции которого зародились еще в языческой Руси. Считалось, что человек,...

Методическая разработка в помощь воспитателю младшей группы на Тему: «Новогодние приключения»

Задачи:Образовательные:Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова (новый год, ёлка, новогодние шары).Закрепить умения детей отличать понятия «много» и &l...

Изучение темы "Жанры живописи с детьми подготовительной группы" (Методическая разработка в помощь воспитателю).

Методическая разработка для воспитателей подготовительных групп по развитию художественных способностей. Основная задача познакомить детей с натюрмортом и его видами, закрепить знания детей о понятии...

Методическая разработка в помощь воспитателю коррекционной группы на тему: «Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте у детей с ЗПР»

У детей с ЗПР часто страдают разные компоненты психической, психологической и физической деятельности. Для математической деятельности дошкольников с ЗПР характерны отсутствие интереса к выполнению ма...