Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи
статья по коррекционной педагогике
В статье раскрываются вопросы психолого-педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в целях преодоления у ребенка нарушений речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_portal.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Важным и достаточно новым аспектом разработки проблем коррекционной работы с детьми. Страдающими различными нарушениями речи является тема взаимодействия учителя-логопеда с семьей. Это одна из самых редко освещаемых в литературе тем. Только в некоторых методических разработках даны отдельные рекомендации. Но и их явно недостаточно.
Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка. Формировании его личности и поведения. Родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. При этом очевидно. Что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно важна.
Во-первых. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые учителем-логопедом навыки.
Ни для кого не секрет. Что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективные результаты в коррекционной работе. Поэтому важной задачей является создание команды (сообщества. Группы) единомышленников в лице специалистов и родителей, у которых одна общая цель – коррекция дефектов речи, сопутствующих нарушений у детей, формирование личности и подготовка детей к обучению в школе.
Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребенка. На мой взгляд, это связано с двумя причинами:
- родители не слышат недостатков речи своих детей;
- взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. Ребенок из детского сада уходит в школу и эти недостатки приносят ему немало огорчений. Сверстники замечают искажение звуков или неправильно произносимые слова, высмеивают одноклассника, взрослые постоянно делают замечания. В тетрадях могут появиться «необычные» ошибки. Ребенок начинает стесняться общениями со сверстниками и взрослыми, отказываться участвовать в праздниках, где надо читать стихи или что-то рассказывать, неуверенно чувствует себя, отвечая на занятиях и уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно, настоятельно предъявляемые взрослыми, не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь.
Как же вовлечь родителей в коррекционно-педагогический процесс и создать команду единомышленников?
Необходимо проводить с родителями большую целенаправленную последовательную просветительскую работу.
Современная действительность диктует нам новые условия и формы работы с семьей.
В последние годы население страны резко разделилось на несколько уровней и, соответственно, контингент родителей также поменялся. И это касается не только материальной обеспеченности и новых разных взглядов родителей. Другим стало отношение многих родителей к обрахованию своих детей. Причем, к сожалению, не только в лучшую сторону.
Можно выделить следующие взгляды родителей на эту проблему:
- Некоторые родители хотят дать своему ребенку все, что не могли когда-то получить сами. Считая, что материальный достаток позволяет им это сделать. В результате, не обращая внимания на объективные речевые проблемы ребенка, отдают его с самого раннего возраста в различные прогиназии, пролицеи ит.д. а насущные коррекционные задачи не решаются, тем самым к школе все проблемы у ребенка усугубляются со всеми вытекающими отсюда последствиями.
- Другие родители, имеющие высокий достаток, считают что за деньги можно купить все и самоустраниться от работы с ребенком. Этот вариант один из самых сложных. Такие родители не понимают проблем ребенка, не хотят ничего знать (« я заплачу любые деньги, не вмешивайте меня в это, мне некогда») и не занимаются своим ребенком.
- Есть родители, которые наоборот очень заинтересованы в квалифицированной помощи своим детям и очень ответственно подходят к этому. С такими родителями работать одно удовольствие. Они интересуются специальной литературой, советуются со специалистами детского сада, серьезно относятся к выполнению домашних заданий. Таких родителей специалисты детского сада должны уберечь только от чрезмерного увлечения новомодными, но еще непроверенными педагогическими технологиями.
- Родители, составляющие основную массу, которые недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей (издержки возраста, все пройдет само). По этой причине они очень мало или совсем не занимаются с детьми. На собраниях просто отсиживаются, а после неоднократных консультаций и советов иногда выполняют задания и отдельные рекомендации, но не систематически.
- Есть и такие родители, которые не обращают внимания на своих детей и их развитие. Это в основном происходит в так называемых неблагополучных семьях. В таком случае специалистам детского сада необходимо оказать максимально возможную помощь без поддержки родителей.
6) Есть еще немало семей, выбивающихся из общего ряда (религиозные, беженцы, неполные, семьи педагогов). К каждой необходим индивидуальный, дифференцированный подход, учитывая особенности семьи.
Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, безусловно, способствуют развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков.
Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, заведующий детским учреждением и др.) основыне задачи в работе с родителями, т.е.:
- устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
- создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
Оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.
Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия. Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе учителя-логопеда с родителями и определяются рядом факторов:
- субординацией и соблюдением границ компетентности в принятии решений и ответах на вопросы родителей;
- общение с родителями только по вопросам развития детей и их проблем;
- соблюдением речевого этикета в общении с родителями: обращение на «Вы», по имени-отчеству независимо от возраста.
Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей, имеющими недостатки речи. Вот некоторые из них.
- Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее..
- Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст.
- Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица.
- Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.
- Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий.
- Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника.
- Сохранять конфиденциальность информации.
- Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.
- В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.
- Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважением к нему.
- Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов (рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям и создадут барьер в общении).
- Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки».
- Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда. Он должен хорошо владеть материалом, представляемом родителям. Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества.
С чего же начинать работу с родителями?
- Первым и самым важным моментом является установление контакта с ребенком. Доброжелательное, ласковое, спокойное отношение к ребенку способствует установлению контакта с ним. Необходимо создать такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок с удовольствием и желанием шел в кабинет к логопеду на занятия. Надо уметь (научиться) восхищаться ребенком. У каждого ребенка, даже с тяжелой или сл сложной структурой нарушения развития и поведения есть что-то положительное, что необходимо логопеду увидеть и заметить. Далее необходимо отмечать, подчеркивать, напоминать об этом самому ребенку каждый раз при общении с ним (как на занятиях, так и ане занятий). Похвала – самый эффективный стимул к деятельности. Установление хорошего контакта с ребенком – это 1-й шаг навстречу с родителями.
- Демонстрация родителям уже налаженного контакта с ребенком и доброжелательного отношения к нему в процессе занятий, а также, пусть даже самых незначительных успехов и навыков ребенка здесь важно показать не столько проблемы ребенка, сколько его желание заниматься с логопедом. Все это важно выполнить до 1-го родительского собрания.
- Далее, уже в процессе коррекционного обучения, раскрывать родителям все проблемы нарушений у детей. Это могут быть и нарушения грамматического строя речи, связной речи, фонетико-фонематического нарушения познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Необходимо подвести родителей к пониманию, что только совместное воздействие специалистов и семьи окажет эффективности влияния на развития ребенка и коррекцию его нарушений.
Ведущие специалисты практики-педагоги считают важным поиск новых форм взаимодействия с семьей.
Сейчас работа специалистов с родителями осуществляется в значительно большем объеме. Это: консультации по вопросам обучения и воспитания, изготовления ширм, папок-передвижек и другого наглядного материала, оформление информационного стенда для родителей; показ логопедом индивидуальных занятий с детьми, фронтальных открытых занятий с нетрадиционными формами проведения, а также с участием в занятиях родителей, проведение родительских собраний и диспутов.
Основа взаимоотношений педагогов с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании я обозначаю цели и задачи нашей совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий с детьми (ежедневные индивидуальные, а также подгрупповые и фронтальные), о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентирую внимание на важности участия семьи и логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Довожу до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. Провожу практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем родители перед зеркалами пытаются выполнить несколько основных упражнений для языка, убеждаясь, что это нелегко, тем более для малыша. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребенком домашнего задания, а ему – помощь и похвала за труд.
В заключение первой встречи родители заполняют небольшие анкеты, включающие вопросы речевой карты, которые характеризуют раннее психомоторное и речевое развитие их ребенка. Перед собранием подбираю книги, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме. После завершения собрания родителям предоставляется возможность просмотреть эти книги.
Аналогичные собрания проводятся три раза в течение учебного года: в сентябре, январе и в мае. На каждом последующем проводятся итоги работы, обязательно отмечаются не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своими малышами. В мае родителям даются рекомендации на летний период.
В процессе работы с родителями широко использую вспомогательные средства. Организую специальные «логопедические уголки», информационные стенды, тематические выставки книг.
В холле перед входом в группы я размещаю полезную информацию, которую пришедшие за малышами родители имеют возможность изучить, пока их дети одеваются. В качестве информационного материала размещаю статьи специалистов, взятые из разных журналов, книг и газет, конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей и меняю материалы каждые две недели.
В материалах папки «Информация для родителей» выделены следующие разделы:
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
- формирование правильного звукопроизношения.
- речевое развитие ребенка.
- обучение грамоте. Домашние уроки русского языка.
- речевые и психологические тесты.
- риторика для детей.
Регулярно обновляя информацию в «Родительском уголке», мы стараемся выставлять для родителей тематические папки для ознакомления дома, например: «Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста», «Компьютерные игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте».
Важным и значимым направлением в работе с родителями является показ открытых индивидуальных занятий с ребенком, где логопед может показать весь спектр особенностей нарушений у ребенка, осуществляя индивидуальный подход к нему.
Для удобства родителей два раза в неделю я работаю в вечернее время. По договоренности, родители могут посетить индивидуальные занятия с их ребенком , где они имеют возможность увидеть, чем и как мы занимаемся, что малышу необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.
В течение года в детском саду проводится «День открытых дверей» для родителей. Они посещают все режимные моменты и занятия, в том числе логопедическое.
Перед занятием учитель-логопед разъясняет его цель, обращает внимание на используемые методы и приемы. Постепенно родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников коррекционного процесса, видя, как их дети преодолевают свой речевой дефект. Вопросы учителя-логопеда могут быть обращены и к родителям, и к ребенку, что создает на занятии непринужденную атмосферу. Совместные занятия способствуют более ответственному отношению родителей к выполнению домашних заданий учителя-логопеда.
Полезно объединить открытое занятие с консультацией (см. таблицу). В зависимости от темы проводить ее следует воспитателю или логопеду.
Информация р проведении собраний (консультаций), открытых занятий вывешивается заранее.
Темы занятий и консультаций
Месяц | Тема | Дата проведения | Ответственный |
Сентябрь | «Единство требований детского учреждения» | Логопед, воспитатель | |
Октябрь | «Поощрение и наказание в семье» | Воспитатель, логопед | |
Ноябрь | «В гости к свистящим» | Логопед | |
Декабрь | «Что и как читать ребенку?» | Воспитатель, логопед | |
Январь | «Игрушки полезные и вредные» | Воспитатель | |
Февраль | «Умники и умницы» | Логопед | |
Март | «Что такое нравственность и как ее воспитывать?» | Воспитатель | |
Апрель | «О воспитании детской самостоятельности и самоконтроля» | Логопед, воспитатель | |
Май | «Надо ли ребенка учить «давать сдачи»», «О доверии к окружающему миру» | воспитатель |
Но, не смотря на многообразие форм работы с родителями, остаются проблемы. Как, например: родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например: слоговая структура слова), названия некоторых звуков (ль, й(йот)…), принцип выполнения задания (ставить схему предложения, отхлопать слово…). Все это подробным образом надо объяснить каждому родителю, особенно в начале обучения, когда родителям все непонятно: и индивидуальные тетради и необходимость дома заниматься с детьми, и масса специальных терминов. Очень важной проблемой является убеждение родителей в необходимости закрепления того материала, который пройден на занятиях в детском саду, т.к. без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении. Еще более значимой проблемой является решение вопроса – как заинтересовать и научить родителей правильно! заниматься с ребенком. Только в том случае коррекционная работа даст положительный результат, если логопеди родители, имея общую цель, будут действовать согласованно, будет осуществляться преемственность в работе между педагогами и родителями.
Никакая, самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.
Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речером общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, т.е. в повседневной жизни.
Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.
В процессе работы по данной проблеме важно решить еще один аспект: как привлечь родителей к более эффективным занятиям с детьми дома, используя новый материал. Многие родители занимаются с детьми по заданию логопеда очень поверхностно. Я использую различные специфические приемы с целью привлечения родителей к более эффективному выполнению заданий с детьми дома и к более глубокому осознанному пониманию речевых проблем своего ребенка, что дало возможность родителям наблюдать успехи ребенка в динамике.
Приемы-задания для родителей
- отметить знаком (+) на печатном материале те виды заданий, с которыми ребенок справился хорошо, и знаком (-), те задания, с которыми не справился или были трудности;
- записать ответы детей по пределенным заданиям;
- записать ошибки, которые допускал ребенок;
- записать самые интересные или смешные ответы детей или просто высказывания ребенка в процессе занятий дома;
- записать пересказ рассказа за ребенком (рассказ напечатан в материале);
- записать рассказ (в материале только вопросы по рассказу);
- записать рассказ за ребенком (который составляли в детском саду) только по памяти, дается только название рассказа и другие варианты.
Созерцание результатов своего труда радует и детей, и, конечно же, их родителейю они начинают более активно интересоваться успехами своих ребят, контролируют и нацеливают их на красивую, правильную речь, помогая им, а родительский авторитет и совместная деятельность, как уже говорилось, безотказно действуют на ребятишек.
Таким образом, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, родителей и детей нам удается добиться самого главного – хороших результатов в развитии наших воспитанников.
Вывод: в процесе такой «добровольно-принудительной» работы были получены следующие результаты:
- родители стали более заинтересованы в занятиях с детьми дома;
- родители стали глубже и осознаннее понимать нарушения и проблемы развития своих детей;
- занятия с детьми дома стали проводиться на более качественном и эффективном уровне;
- родителям значительно легче стало возможным повторять и закреплять пройденный материал летом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон РФ «Об образовании», М., 2008.
Каше Г.А.,Филичева Т.Б., Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.
Козина И.Б., Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников // Дефектология.1997. № 5.
Миронова С.А., Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Ред.-сост. Миронова С.А. М., 1987.
Перчаткина Е., Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998. № 11.С. 47-49.
Степанова О.А., Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. М.,2008.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М., 1993.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). М., 2002.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в условиях специального детского сада.. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). М., 1993.
Фоминых Е.Н., Взаимодействие учителя-логопеда с воспитанниками: традиционная и инновационная формы. Логопед. № 7. 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка раннего возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Статья посвящена организации работы с семьей в первый год пребывания малыша с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении с учетом ФГОС....
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи в условиях логопедической группы детского сада. Индивидуальное занятие-практикум. Мини-музей «Буквы».
ldquo;Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”.В.А.Сухомлинский...
Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада. (обобщение опыта работы)
Опыт работы по теме "Сотрудничество логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи в условиях логопедического пункта детского сада....
Консультация "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи"
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется, на наш взгляд, следующими факторами. Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного обра...
Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи на логопункте ДОУ
Из опыта работы. Создание условий для речевой активности ребенка, распостранение логопедических знаний в среде родителей.Приобщение родителей к кокоррекционной работе поможет им увидеть актуальн...
Статья "Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка с ОВЗ".
Статья из опыта работы....
Консультация для родителей: "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с нарушениями речи"
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется следующими факторами.Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образ...