Главные вкладки
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка раннего возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
статья (младшая группа) на тему
Статья посвящена организации работы с семьей в первый год пребывания малыша с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении с учетом ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Для достижения наиболее высоких результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья необходимо участие семьи, родителей. В семье ребенок лучше развивает свою личность, раскрывает потенциальные возможности. Семья является естественной средой, в наибольшей степени, влияющей на развитие ребенка, раскрытие его индивидуальности.
Для ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья семья и детское образовательное учреждение являются основной средой развития. Речь маленького ребенка формируется в общении с взрослыми. И очень важно, чтобы это общение, с самого раннего возраста, было грамотным, логичным, последовательным, доступным по возрасту. Научить такому общению, создать единое речевое пространство – является ключевым аспектом взаимодействия учителя-логопеда и семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ. Однако многие родители недооценивают важность семейного воспитания, тем самым замедляя или останавливая процесс развития ребенка. В этой связи большое внимание надо уделять организации работы с родителями. Задачей специалистов является установить партнерские, диалоговые взаимоотношения, знакомить родителей с основными факторами и условиями благоприятного психологического развития ребенка на данном возрастном этапе. Надо терпимее относиться к фактам несовершенства и неосведомленности семьи в вопросах речевого развития, обучения и воспитания ребенка. Необходимо вызывать у родителей доверие к детскому саду и готовность сотрудничать со специалистами в вопросах диагностики, педагогической поддержки, профилактики возрастных проблем. Период раннего детства сопровождается изменениями в развитии и поведении малыша. Взрослые сталкиваются с определенными проблемами и далеко не всегда выбирают правильные формы реагирования. Очень важно помочь родителям овладеть необходимыми знаниями, умениями. При этом специалисту важно знать особенности воспитания, семейный микроклимат, взаимоотношения между ребенком и взрослыми.
Но в целом, анализ практики показывает, что в целом работа с родителями детей раннего возраста проводится формально и односторонне. Литература, касающаяся вопросов развития и воспитания детей 2-3 лет, часто носит теоретический характер, сложна для восприятия.
Главным и труднопреодолимым препятствием в развитии, обучении и воспитании детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья является их тяжелая адаптация к детскому саду, проживание возрастного кризиса развития, сопровождающиеся частыми болезнями и эмоциональными стрессами детей. Следует уделять серьезное внимание проблемам организации жизнедеятельности ребенка в условиях семейного воспитания, развитию навыков осознанного отношения родителей к возникающим проблемам. Организация работы с семьей должна осуществляться в условиях реализации ФГОС. В документе уделяется большое внимание сотрудничеству детского сада с семьей. Необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Надо создать условия для непосредственного вовлечения родителей в образовательную деятельность. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников направлено на решение следующих задач:
- Формирование мотивации к участию в образовательном процессе;
- Вовлечение родителей в образовательно-коррекционный процесс;
- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- Повышение уровня педагогической компетенции родителей;
- Объединение усилий для развития и коррекции воспитанников;
- Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки родителей;
В связи с вышеизложенным неизбежно встает вопрос о том, как организовать работу с семьей в первый год пребывания малыша с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении, какие знания в первую очередь необходимы родителям?
На начальном этапе взаимодействия с семьей педагогам необходимо тщательно планировать работу. Первичное знакомство родителей с ДОУ и педагогами группы необходимо начинать с проведения родительского собрания и лекции на тему «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ». Чтобы выявить наиболее актуальные проблемы для родителей, их настрой и ожидания, целесообразно провести анкетирование и тестирование, анализ социального состава родителей, а так же установить тип семейного воспитания.
Затем начинается работа по обследованию состояния речевых и неречевых психических функций у детей. Ведется оценка индивидуального развития каждого ребенка с целью его индивидуализации образования, построения образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития.
Далее на индивидуальных беседах-консультациях происходит знакомство родителей с результатами диагностики (индивидуальный коммуникативный профиль ребенка). Необходимо помочь родителям своевременно увидеть проблемы в психоречевом развитии своего ребенка и обратиться к специалистам за помощью. Важно создать атмосферу общности интересов, информационной поддержки родителей. Создание странички группы в социальной сети «В контакте» дает возможность осуществлять постоянную 2-стороннюю связь педагога с семьей. Наличие рубрики «Вопрос - ответ» позволяет родителю в любое время задать педагогу вопрос или получить рекомендацию. Педагог или родитель имеет возможность провести опрос-голосование по решению какого-либо вопроса. Учитель-логопед имеет возможность проинформировать родителей о текущей лексической теме. Специалист всегда может отследить, кто из родителей ознакомился с информацией, а кто - нет. Родители всегда в курсе учебного процесса. Родители имеют возможность просматривать фото и видео сюжеты занятий, праздников, прогулок. У специалиста есть возможность дистанционно управлять коррекционно-образовательным процессом (индивидуальные консультации в виде личных сообщений). Особенно удобно для болеющих детей. Удобная форма по обмену информацией между педагогом и родителями. На дальнейших этапах взаимодействия с семьей в первый год пребывания малыша с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении используются следующие формы работы:
- индивидуальные беседы и консультации;
- обучающие семинары, тренинги, педагогические мастерские для родителей;
- демонстрация родителям видео индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий;
- проведение логопедических досугов совместно с родителями;
- регулярное использование проектной деятельности с активным привлечением родителей;
- проведение совместных праздников с чаепитиями;
- использование информационных стендов;
- использование ИКТ;
- совместные выездные экскурсии в выходные дни (ферма домашних животных, пожарная часть и др.).
Принципы взаимодействия педагога с родителями:
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;
- индивидуальный подход;
- сотрудничество, а не наставничество;
- серьезная подготовка;
- динамичность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
1. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»2. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного...
"Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»".
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пр...
Презентация на тему "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"
Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и ...
Педсовет Тема: «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Цель: Совершенствование работы ДОУ и семьи по вопросам правового воспитания дошкольников и повышения правовой компетенции родителей.1. « Детский сад и семья на защите пра...
Аспекты взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
примеры взаимодействия ДОУ с семьей...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т.е. развития личности ребенка. Когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольни...