Консультация для родителей: "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с нарушениями речи"
консультация по логопедии (старшая группа)

Васильева Ирина Геннадьевна

 

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с на­рушениями речевого развития определяется следующими факторами.

Во-первых, успешной работой с се­мьями воспитанников дошкольного образовательного учрежде­ния, от которой зависит эффективность деятельности самого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и его мате­риальное обеспечение.

Во-вторых, особенностями современной семьи (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности по­лучения образования и т.д.), заставляющими искать новые фор­мы взаимодействия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с нарушениями речи

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется, на наш взгляд, следующими факторами. Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения, от которой зависит эффективность деятельности самого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и его материальное обеспечение. Во-вторых, особенностями современной семьи (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и т.д.), заставляющими искать новые формы взаимодействия.

Одна из наиболее сложных проблем — различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в использовании этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и речевого развития детей.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволяют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования. В ней указано, что семья и

ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании», Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, — «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Обладая необходимой информацией, учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

— изучение особенностей родителей воспитанников логопедической группы, уровня их педагогической наблюдательности;

— определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка;

— привлечение родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы.

В работе с семьей удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как беседа, важнейший принцип проведения которой — двусторонняя активность беседующих. Учитель-логопед придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача — вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, при общении со сверстниками; начать беседу можно с постановки острой проблемы.

Беседа — одновременно и форма и метод общения с родителями.

В самом начале учебного года, при поступлении детей в логопедическую группу, проводится анкетирование родителей. Воспитатель вручает родителям каждого воспитанника экземпляр анкеты, которая используется в разных целях, в том числе для изучения педагогической наблюдательности родителей в соответствии с тремя уровнями:

— низкий: родители могут лишь выделить определенные явления и факты поведения ребенка;

— средний: родители могут выражать свое эмоциональное отношение к выделенным фактам;

— высокий: родители стремятся дать анализ явлениям, раскрыть суть и при необходимости разработать программу воздействия на выделенное явление.

Низкий уровень (эмпирический) определяется с помощью вопросов типа: «Каковы любимые занятия ребенка?» или «Замечали ли Вы трудности в речи ребенка?» и т.п.

Средний уровень (эмпатийный) определяется с помощью вопросов типа: «Каково Ваше отношение к трудностям в речи ребенка?», «Что Вам нравится в Вашем ребенке?» и т.п.

Высокий уровень (аналитический) выявляется с помощью таких вопросов, как: «Какие занятия в детском саду не нравятся Вашему ребенку? Почему?»; «Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению именно в логопедической группе? В какую сторону? Что способствовало этим изменениям?» и др.

Анкета 1 для родителей детей с недостатками речи (первичная - ознакомительная)

Уважаемые родители!

Ваша информация поможет нам лучше узнать ребенка и значительно повысить эффективность коррекционно-воспитательной работы.

1. Фамилия, имя, отчество ребенка  ___________________________________

__________________________________________________________________

2. Дата рождения __________________________________________________

3. Домашний адрес  (телефон) ________________________________________

__________________________________________________________________

4.  Фамилия, имя, отчество матери, место работы и номер телефона __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5.  Фамилия, имя, отчество отца, место работы и номер телефона ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Кого из домашних ребенок больше слушается?  _______________________

__________________________________________________________________

7. Чем ребенок больше всего любит заниматься?  ________________________

__________________________________________________________________

8. Какие трудности вы замечаете в речи ________________________________

__________________________________________________________________

9.  Каково Ваше отношение к трудностям в речи ребенка? ________________

__________________________________________________________________

10.  Какие особенности характера ребенка,  по Вашему мнению, необходимо учитывать педагогам (например, раздражительность, плаксивость,  тревожность, впечатлительность, ранимость и др.)  _____________________

_________________________________________________________________

11. Сообщите данные о ходе речевого развития ребенка:

— когда появилась лепетная  речь?  __________________________________

— когда появились первые  слова?  __________________________________

— когда появились простейшие фразы? ______________________________

— когда появилась развернутая  речь?  _______________________________

12.  Какое детское образовательное учреждение посещал ребенок? __________________________________________________________________

Спасибо за помощь!

Ваши педагоги

После заполнения анкет родители передают бланки воспитателям, которые анализируют в них данные, а затем учитывают их в работе.

Все сведения, полученные при беседе и анкетировании родителей, должны быть проверены в наблюдениях, беседах с воспитателями, детьми.

Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель-логопед строит свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями: темы

собраний не определяются вышестоящими инстанциями, как это делалось в 1980-х гг., например, в соответствии с Программой педагогического всеобуча родителей. Каждый учитель-логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

В начале учебного года (сентябрь) на традиционно проводимом родительском собрании учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения детей группы того или иного речевого профиля. Для такого общения с родителями можно использовать схему организации логопедической службы в дошкольном учреждении.

Организация логопедической службы в ДОУ

Методом работы с родителями на подобном собрании будет комментирование учителем-логопедом позиций рассматриваемой схемы.

Родительские собрания — важный элемент стратегии общения с семьей, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.

Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, т.е. в повседневной жизни.

Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.

На рис. 1 представлены направления взаимодействия специалистов детского учреждения, работающих с детьми, имеющими недостатки речи.

Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель помогают родителям правильно организовать эту работу. В их задачи входит показать индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка и наметить общий перспективный план преодоления имеющихся проблем в развитии.

Тетрадь индивидуальных заданий является азбукой обучения ребенка правильной речи. Индивидуализация обеспечивается последовательностью прохождения разделов плана работы и объемом материала в каждом из них. Это дает возможность родителям составить представление об общем плане работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что — только уточнения и повторения.

Эффективная форма выявления динамики развития ребенка — систематическое проведение открытых занятий специалистами в присутствии родителей, включающих: знакомство с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей, наблюдение за своим ребенком «со стороны», за его успехами не на словах, а на деле, за достижениями сверстников и при необходимости сравнение их; оценку имеющихся трудностей.

В течение года учитель-логопед периодически планирует групповые встречи-занятия с родителями, присутствие которых на открытых просмотрах с последующим обсуждением является действенной формой обучения родителей. Виды занятий следует чередовать, чтобы за 2—3 года обучения продемонстрировать их разнообразие и эффективность.

Перед занятием учитель-логопед разъясняет его цель, обращает внимание на используемые методы и приемы. Постепенно родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников коррекционного процесса, видя, как их дети преодолевают свой речевой дефект. Вопросы учителя-логопеда могут быть обращены и к родителям, и к ребенку, что создает на занятии непринужденную атмосферу. Совместные занятия способствуют более ответственному отношению родителей к выполнению домашних заданий учителя-логопеда.

Полезно объединить открытое занятие с консультацией. В зависимости от темы проводить ее следует воспитателю или логопеду.

Информация о проведении собраний (консультаций), открытых занятий вывешивается заранее.

 «Учимся у тех, кого любим» — это выражение как нельзя точно объясняет роль мамы на занятиях. Учитывая интерес родителей к поведению ребенка на занятии, к тому, как он усваивает преподносимый материал, какими методами учитель-логопед добивается правильного произношения, можно практиковать посещение обычных занятий в течение года (при необходимости) с учетом возможности родителей. Комплексные занятия, подсказывающие чему учить и как; простейшие психологические тесты, заставляющие задуматься об уровне развития ребенка; различные советы и предложения по воспитанию помогут родителям в их педагогических поисках.

Удачной находкой для согласования работы ДОУ и родителей стали совместные мероприятия, такие как «Сирень победы», посвященное 70-летию победы в ВОВ, совместные субботники. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают эмоциональную атмосферу доверия как для сотрудников ДОУ, так и для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей: "Взаимодействие учителя-логопеда и семьи при подготовке ребенка к школе"

Данная информация для родителей представлена в виде мультимедийной презентации к родительскому собранию в подготовительной к школе группе. В ней освещаются следующие вопросы:- что такое речь,- кто явл...

Консультация "Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется, на наш взгляд, следующими факторами. Во-первых, успешной работой с семьями воспитанников дошкольного обра...

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи, направленное на развитие речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Взаимодействие детского сада и семьи, направленное на развитие речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Речь является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценн...

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи, направленное на развитие речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи, направленное на развитие речи детей дошкольного возраста»...