Статья Сенсорные игры в работе с детьми с РАС
статья по коррекционной педагогике

Кускова Наталия Викторовна

Использование грамотно подобранных сенсорных игр позволяет сделать процесс обучения детей с РАС максимально удобным, комфортным и эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_igry_v_rabote_s_detmi_s_ras.docx42.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Буревестниковский детский сад»

Использование сенсорных игр в индивидуальной и групповой работе с детьми с расстройствами аутистического спектра на основании диагностики особенностей сенсорной интеграции.

Подготовила: педагог-психолог Кускова Н.В

Расстрoйствo аутистическoгo спектра в международной классификации болезней десятого пересмотра относится к категории общих расстройств психологического развития. Данная группа расстройств характеризуется качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий [4].

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях увеличилось количество детей  с расстройством аутистического спектра. Работа с данными детьми вызывает много сложностей ввиду отсутствия в детских садах опытных и подготовленных специалистов, а также ввиду низкой общественной осведомленности по данному вопросу. В соответствии со статьей 19 закона № 181 – Федерального закона от 24 ноября 1995 года, каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право бесплатно получать любой вид образования, доступный всем гражданам страны [1].
Для реализации закона об инклюзивном образовании на практике необходим комплексный подход, который включал бы в себя обеспечение материальными и кадровыми ресурсами дошкольные учреждения, а также разработку и внедрение действенных  психолого – педагогических программ, создающих условия  индивидуального развития и обучения детей с расстройством аутистического спектра.

Целью нашей работы является использование сенсорных игр, с учетом индивидуальных особенностей сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра.

Задачи:

- сбор и систематизация данных об индивидуальных особенностях сенсорной интеграции;

- формирование адекватного восприятия объектов и явлений окружающего мира за счет корректной стимуляции всех органов чувств;

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

Мы ожидаем, что итогами работы будут являться: расширение представлений ребенка с расстройствами аутистического спектра об окружающем мире, нормализация чувствительности к зрительным, слуховым, обонятельным и тактильным стимулам.

Особенности поведения при расстройстве аутистического спектра наблюдается в  сферах:

  • социального взаимодействия,
  • социального общения,
  • интересов и действий.

Обусловлены поведенческие особенности состоянием аффективной сферы и специфической обработки сенсорной информации. Дети  с аутизмом своеобразным образом реагируют на различные сенсорные раздражители, они являются повышено сенсорно чувствительными.

Для  ребенка с расстройством аутистического спектра окружающая реальность  наполнена яркими сенсорными вспышками, фрагментами событий реального мира, отголосками звуков, эхом отраженной речи, отблесками ярких событий, обонятельных и тактильных переживаний. Все это приводит к сенсорным перегрузкам и дезадаптации.

Поэтому перед коррекционной работой должны быть обязательно реализованы несколько этапов:

  • диагностический,
  • аналитический,
  • практический,

На диагностическом этапе очень важно получить информацию об особенностях сенсорной интеграции у конкретного ребенка.

Сформировать представление об особенностях функционирования сенсорных систем возможно на основании анализа данных полученных из нескольких источников, таких как:  

  • заключение от невролога и психиатра,
  • анкетирование родителей (сенсорно-перцептивный профиль ребенка) [11],
  • данные наблюдения специалиста педагога, психолога.

Мы предлагаем проанализированные данные свести в единую таблицу особенностей сенсорной интеграции (таблица 1.).  

Таблица 1.

Индивидуальная таблица чувствительности.

ФИО

Дата

Уровень чувствительности

Высокая чувствительность

Низкая  чувствительность

Вестибулярная система

Проприоцептивная (тактильная система)

Обонятельная система

Зрительная система

Слуховая система

Тактильная система

Вкусовая система

В данной таблице описываются поведенческие проявления уровня чувствительности следующих сенсорных систем:

  • Вестибулярная  система - это органы и рецепторы, которые расположены во внутреннем ухе. Её основное назначение – анализ положения тела в пространстве [12, с. 34].

В случае очень низкой чувствительности данной системы, в поведении можно наблюдать необходимость в раскачивании, вращении, беге в различном направлении.

В ситуации же высокой чувствительности вестибулярной системы наблюдаются  затруднения в видах деятельности, связанных с движением, постоянные трудности в быстрой остановке во время движения,  затруднения при выполнении действий при изменении положения головы и ног.

  • Проприоцептивная система служит для формирования мышечного чувства, регулирующего разнообразные движения и являющееся средством ориентации тела в пространстве[12, с. 34].

При низкой чувствительности данной системы в поведении наблюдается  стремление к чрезмерной близости, сложности в ориентировании в помещении, отсутствие концентрации на окружающих предметах, при движении, что приводит к постоянному задеванию предметов и людей частями тела.

В случае высокой чувствительности проприоцептивной системы нарушается мелкая моторика, возникают сложности в манипуляции с предметами, проблемы с застегиванием и расстегиванием пуговиц, шнуровкой, действиями с мелкими предметами, общая неловкость и неуклюжесть. Может отсутствовать сбалансированные  движения рук во время ходьбы.

  • Обонятельная система позволяет нам различать запахи, при  помощи работы химических рецепторов, расположенных в носу. [12, с. 34].

В случае очень низкой чувствительности обонятельной системы наблюдается отсутствие чувствительности к запахам, даже самым неприятным или зловонным. В поведении очень низкая чувствительность проявляется в виде потребности в облизывать предметы.

Очень высокая чувствительность приводит к затруднениям в посещении туалета, общественных мест наполненных разнообразными  запахами Даже легкий аромат воспринимается гипертрофировано и негативно, формирует стремление к изоляции.

  • Зрительная система - передает нашему мозгу информацию за счет проекции любого изображения на сетчатку [12, с. 35].

Благодаря нашему зрению мы можем  видеть и различать различные предметы и их расположение, а это важная информация необходимая для уверенной ориентации в пространстве.  При очень низкой чувствительности зрительной системы восприятие предметов искажается, возникают  проблемы в распознавании линий и очертаний предметов, часто наблюдается  преобладание периферийного зрения над центральным, возможно преувеличение размеров предметов при центральном зрении и размытость очертаний при периферийном. Нарушение в области глубинного зрения, необходимого для точной оценки расстояния, приводит к трудностям с бросками и ловлей предметов. Высокая чувствительность зрительной системы  также приводит к  искажению зрительного восприятия окружающих предметов, но проявляется это иначе, в виде дробление зрительного образа на мелкие фрагменты из-за наличия огромного количества источников. В поведении это проявляется в предпочтении играть с мелкими предметами, рассматривании  и  сосредоточении  внимания на мелких деталях, а не на общей картине.

  • Слуховая система – предоставляет нам  информацию о звуках мира, которые нас окружают и является  дистанционной системой человека [12, с. 36].

При очень низкой чувствительности слух снижен или отсутствует. Может наблюдаться, что  не распознаются определенные звуки и/или наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами. При высокой чувствительности восприятие громкости шума преувеличенно. Концентрация внимания затруднена из-за невозможности абстрагироваться от посторонних звуков. Порог слышимости снижен, поэтому они чувствительны к слуховой стимуляции и слышат беседу на приличном расстоянии. Такие особенности оказывают большое влияние на непосредственные коммуникативные способности.

  • Тактильная система, предоставляет мозгу информацию о положении и передвижении тела в пространстве, помогает ориентироваться в окружающей среде, в частности определять температуру[12, с.37].

При низкой чувствительности тактильной системы в поведении наблюдается стремление к сильным объятиям, высокий болевой порог (низкая чувствительность болевых и температурных ощущений), самоповреждение (аутоагрессия), получение удовольствия от нахождения тяжелых предметов. При высокой чувствительности,  прикосновения других могут доставлять боль или дискомфорт, вызывающие избегание любых прикосновений, что оказывает негативное влияние на межличностные отношения. В поведении может наблюдаться протест против надевания предметов одежды на руки и ноги, т.к. это доставляет дискомфорт. Наблюдается негативное отношение к мытью и расчесыванию волос, предпочтения к определенным видам тканей и одежды.

  • Вкусовая система, помогает нам оценить качество пищи, благодаря  действию  химических раздражителей на органы вкуса[12, с. 38].

В случае низкой чувствительности вкусовой системы в поведении наблюдается чрезмерная любовь к острой пище. В качестве еды возможно  употребление несъедобных  вещей: ткани, зубную пасту, обычную землю, любые растения и т.п. При высокой чувствительности некоторые виды вкусовых ощущений и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые. Доставлять неприятные ощущения могут различные по структуре виды еды: едят или совсем мягкую (пюре, каша) или совсем твердую пищу.

У детей с расстройствами аутистического спектра наблюдается сочетание гипочувствительности по одним системам с гиперчувствительностью по другим, что приводит к дезадаптации и стремлению к действиям снижающим дискомфорт от стимулов внешней среды.

Использование грамотно подобранных сенсорных игр в коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра позволяет:

  • сформировать  положительный настрой и избежать дезадаптивного поведения; 
  •  установить положительный эмоциональный контакт с  ребенком, сформировать у него  доверие и уверенность, что его понимают;
  • внести в игру новые социальные смыслы, посредством введения сюжетов, дать новые представления о социальных взаимоотношениях. 

На практическом этапе мы формируем программу занятий, используя игры и игрушки, которые подходят для существующего у ребенка вида чувствительности.

 Конструктивные и содержательные особенности игр и упражнений мы оформили в таблицу (таблица 2):

Системы

Уровень чувствительности

Игры, упражнения, средства

Низкий уровень

Высокий уровень

Вестибулярная система

Разнообразие ощущений. Постепенное увеличение интенсивности и длительности воздействия. Контроль утомляемости.

Ограниченность упражнений по времени, создание условий безопасности, физическая (тактильная), при обязательном согласии ребенка, поддержка.

Оборудование: гимнастическая скамейка, скакалки, гимнастические мячи (фитболы), гимнастическая лестница, лесенка – качели.

Упражнения: носим яйцо на подносе, переходим через овраг, речку, ручеек, прыгаем по кочкам, взбираемся на гору.

Проприоцептивная (тактильная система)

Разнообразие и контрастность фактур, материалов, температур.

Материал для игры «найди клад» лучше помещать в прозрачный контейнер. Предметы, имеющие холодные, колющие, грубые поверхности должны быть предварительно изучены визуально.

Оборудование: шнуровка, прищепки, ортопедические коврики, кисточки, щетки, губки, вибрирующие игрушки, массажные мячи, массажные варежки, крупы, макароны, бусы, стеклярус разных форм, цветов и размеров.

Игры: Волшебный мешочек, логоритмика, поиск клада, что спряталось в мешочках, кочки для ладошки.

Обонятельная система

Аромотерапия должна проводится с предварительными пробами и оценкой реакции на различные запахи.  Может использоваться на протяжении всего занятия (ароматические свечи, палочки). Расположение свечей в не зоне доступа ребенка.

Исключить использование резких запахов и длительной интенсивности. Постепенное увеличение длительности воздействия. Использовать в ситуациях необходимости переключить внимание. Всегда следить и оценивать эмоциональное состояние (чтобы использовать в дальнейшем как положительное подкрепление или актуализации положительных эмоций).

Оборудование: «ароматные мешочки», «ароматические свечи». «аромалампы», ароматические палочки, пакетики со специями, флакончики с запахами, куклы, набитые ароматными травами.

Зрительная система

Крупные предметы, насыщенные цвета, расположение предмета на уровне глаз, рядом с лицом педагога.

Средние размеры предмета. Защитные средства (очки, папка конверт прозрачные, сито), чтобы между глазами и предметом была защита, создающая ощущение безопасности.

Оборудование: разрезные картинки, пазлы, парные картинки, фонарики, разноцветные неоновые палочки, зеркала, разноцветные ленты, мишура, рамки вкладыши.

Игры: нахождение предмета по образцу, нахождение предмета по контуру.

Слуховая система

Использование широкого спектра и диапазона частот звуки.

Необходимо наличие беруш, наушников, минимизация резких неожиданных звуков (контроль интенсивности, громкости. продолжительности звука). Отсутствие постороннего шума (звукоизоляция помещения).

Оборудование:  музыкальные звучащие игрушки, плакаты, музыкальные инструменты, магнитафон.

Игры: логоритмика, выполнение простых инструкций, различение звуков окружающего мира, игра на музыкальных инструментах.

На этапе практической разработки программы также важно учесть потребность ребенка с аутизмом в предсказуемости происходящего. Мы в своей работе используем  чек листы.

Чек – лист – это перечень этапов (заданий), которые необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат, изучить тему. Этап обязательно должен быть изображен в виде картинки, быть очевидным, понятным и знакомым ребенку

Обязательно нужно помнить о корректной длительности занятий, чтобы не допустить перегрузки. Используя все вышеперечисленное мы ожидаем следующих результатов:

  1. Улучшение эмоционального фона,
  2. Улучшение способности  к обучению и коммуникации,
  3. Улучшение концентрации внимания,
  4. Снижение уровня  двигательного беспокойства, при улучшении двигательной координации,
  5. Улучшение ориентации в пространстве,
  6. Нормализации  чувствительности к зрительным, слуховым, обонятельным и тактильным стимулам.

Список литературы:

  1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/
  2. American Psychiatric Association Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders — American Psychiatric Association, 2013;
  3. https://vawilon.ru/statistika-autizma-v-mire/;
  4. https://mkb-10.com 
  5. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. [Пер.с англ. Ю. Даре]. Т.: Теревинф, 2009 г.
  6. Большакова Г.Е. «Коррекция сенсорного развития учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»/ Г.Е. Большакова. Москва, 2010. 320 с.
  7. Гилберг К., Питерс Т. «Аутизм: медицинские и педагогические аспекты» / К. Гилберг, Т. Питерс [Под ред. Л.М. Шипициной]. Санкт-Петербург, 1998 г. 124 с.
  8. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, рас познать проблему, помочь обрести равновесие / У. Кислинг. Под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. М.: Теревинф, 2010. 
  9. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений: Книголюб, 2007. 
  10. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально – поведенческий подход». Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014 г.
  11. О.Б. Богдашина «Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме». Международный институт аутизма. Красноярск. 2014
  12. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефекто- логия, 2000. 
  13.  Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения раз вития, 2013. № 2. С. 33—45. 239 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (использование сенсорных коробок в работе с детьми)

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Огромную  роль в  работе с детьми играет сенсорное развитие.Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формированиепредста...

ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ...

Статья на тему: «Пальчиковые игры в работе с детьми».

5 ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯПАЛЬЧИКОВЫМИ ИГРАМИ:Положительное воздействие на внутренние органы;Тонизирующий и иммуностимулирующий эффект;Развитие обоих полушарий мозга;Общение мамы с ребенком...

Статья на тему: «Пальчиковые игры в работе с детьми"

Развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведётся, начиная с младшей группы. Не зря существует выражение, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев....

Статья на тему: "Применение методов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ"

Число детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья неуклонно растет с каждым годом. Все больше детей имеют сложный дефект, расстройства аутистического спектра, задержку психич...

Статья "Пальчиковые игры в работе с детьми"

Пальчиковая игра - это процесс инсценировки стихов или историй при помощи пальцев ребенка и взрослого. Пальчиковые игры прекрасное средство для развития мелкой моторики у детей...

Сенсорно-тактильные игры для работы с детьми дошкольного возраста

Представленные сенсорно – тактильные игры носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Игры направлены, на развитие всесторонне развитой личности и раскрытие потенциальных возможностей...