Статья на тему: «Пальчиковые игры в работе с детьми».
статья

Кузнецова Людмила Александровна

5 ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ

ПАЛЬЧИКОВЫМИ ИГРАМИ:

Положительное воздействие на внутренние органы;

Тонизирующий и иммуностимулирующий эффект;

Развитие обоих полушарий мозга;

Общение мамы с ребенком, приносящее не только удовольствие, но и пользу.

Начинать можно с самого раннего возраста. Ведь еще в древности игры взрослого с младенцем и были теми самыми пальчиковыми играми. Они сопровождались потешками и пестушками. Но и в более позднем возрасте эти игры будут очень полезны ребенку. Они будут укреплять мышцы пальчиков, готовить руку к письму. В ваших руках уникальное, можно сказать, проверенное веками средство развития коры головного мозга.

Занимаясь с ребенком, он получает: развитие мышления, внимания, воображения, развивает память, речь становится более эмоциональной и выразительной, быстроту реакции, развитие обоих полушарий мозга. Зачем изобретать велосипед, когда за нас уже все давно придумано и проверено, покупать дорогие игрушки, о которых малыш через пару дней уже и не вспомнит? Введите себе за правило ежедневно заниматься с ребенком пальчиковыми играми максимум по 5 минут и через некоторое время вы увидите результат. Подарите малышу 5 минут полезного обращения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Пальчиковые игры в работе с детьми».

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

О важности пальчиковых игр написано немало. Благодаря незатейливым играм с пальчиками ребенок получает огромную пользу для своего развития. А когда же появились первые пальчиковые игры?

К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ

В Китае во втором веке до нашей эры знали о том, что развитие головного мозга неразрывно связано с моторикой рук. Древние китайцы обнаружили, что упражнения для пальцев и рук, производят невероятный эффект на организм в целом. Они гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура тоже это подтверждает. У каждого из нас на ладонях, кистях, пальцах рук расположено огромное количество рефлекторных точек. При стимуляции этих точек идут импульсы в центральную нервную систему. Таким образом, при массаже определенной точки, идет воздействие на внутренние органы, которые связаны с ней. Например, Большой палец отвечает за активность головного мозга; указательный палец – связь с желудком; средний – с кишечником; безымянный – с печенью и почками; мизинец – с сердцем.

Наши предки тоже активно использовали пальчиковые игры: «Сорока – ворона, ладушки». Возможно, они не догадывались о точной пользе этих игр. Отечественные физиологи тоже подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Так В.М Бехтерев доказал, что простые упражнения рук улучшают речь ребенка. Педагог В.А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

5 ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ

ПАЛЬЧИКОВЫМИ ИГРАМИ:

Положительное воздействие на внутренние органы;

Тонизирующий и иммуностимулирующий эффект;

Развитие обоих полушарий мозга;

Общение мамы с ребенком, приносящее не только удовольствие, но и пользу.

Начинать можно с самого раннего возраста. Ведь еще в древности игры взрослого с младенцем и были теми самыми пальчиковыми играми. Они сопровождались потешками и пестушками. Но и в более позднем возрасте эти игры будут очень полезны ребенку. Они будут укреплять мышцы пальчиков, готовить руку к письму. В ваших руках уникальное, можно сказать, проверенное веками средство развития коры головного мозга.

Занимаясь с ребенком, он получает: развитие мышления, внимания, воображения, развивает память, речь становится более эмоциональной и выразительной, быстроту реакции, развитие обоих полушарий мозга. Зачем изобретать велосипед, когда за нас уже все давно придумано и проверено, покупать дорогие игрушки, о которых малыш через пару дней уже и не вспомнит? Введите себе за правило ежедневно заниматься с ребенком пальчиковыми играми максимум по 5 минут и через некоторое время вы увидите результат. Подарите малышу 5 минут полезного обращения!

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет.

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет, учат вслушиваться в нашу речь и ее понимать.

Игра 1. Игрушечный зайчик в лесу. 

Ах, как жутко на лесной лужайке (руки, на щеки, покачивание головой) Бедному игрушечному зайке («ушки зайчика») Кружится над зайкой стрекоза (руки в кулаки, выставив указательный и средний пальцы, быстро ими шевелить) И глядит, глядит во все глаза. («глаза стрекозы») И пчела все уши прожужжала, (приставляют пальцы к ушам – «не слышать») У нее ужаснейшее жало. (руки в кулак, выставление указательного пальца) И жуки рогатые ползут (руки на колени, перебирание пальцами) Ахнуть не успеешь (взяться за голову руками) Загрызут. (пощекотать кого-нибудь рядом) Бегают по зайчику мурашки (быстро перебирать пальцами по груди) Ах, как страшно зайчику-бедняжке. («ушки зайчика»).

Игра 2. Паровоз.

Ехал, ехал паровоз (руки в «замок», большие пальцы вращаются) Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы) Ехал, ехал паровоз Прицепил вагон, повез.

Игра 3. Капустка.

Мы капустку рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям) Мы капустку солим-солим, (поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим) Мы капустку трём-трём, (потирать кулачок о кулачок) Мы капустку жмём-жмём. (сжимать и разжимать кулачки).

Игра 4. Пчёлки.

(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены. Вторая рука – улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.) Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? (заглядываем в улей) Надо в дом постучать, (постучать кулачками друг о друга) Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, где же, где же эти пчёлки? (стучим кулаками друг о друга, чередуя руки) Стали пчелки вылетать: Раз, два, три, четыре, пять! (разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают).

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет.

 Пальчиковые игры для детей 5-6 лет, помогают установить теплый телесный контакт между ребенком и взрослым.

Игра 1. Помощники.
Вот помощники мои, Как их хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Не сидится им опять. Постучали, повертели и работать захотели. Поработали немного, но дадим им отдохнуть. (Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения).

Игра 2. Белка.
Сидит белка на тележке, (исходное положение — кисти рук сжаты в кулак) Продает она орешки, (круговые движения кистью вправо, влево) Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец) Воробью, (разогнуть указательный палец) Синичке, (разогнуть средний палец) Мишке толстопятому, (разогнуть безымянный палец) Заиньке усатому. (разогнуть мизинец) Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.) «У Петиной сестрицы» У Петиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.) По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.) Ходит утка в юбке, в теплом полушубке, Курочка — в жилете, Петушок — в берете, Коза — в сарафане, Заинька — в кафтане. (На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

Игра 3. Дружная семейка.
Этот пальчик большой — Это папа дорогой. Рядом с папой — наша мама. Рядом с мамой — брат старшой. Вслед за ним сестренка — Милая девчонка. И самый маленький крепыш — Это славный наш малыш. (руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого) Дружная семейка! (сжать руку в кулак несколько раз).

Игра 4. На базар ходили мы.
На базар ходили мы, (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев) Много груш там и хурмы, (по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку) Есть лимоны, апельсины, (при этом ладони не соприкасаются) Дыни, сливы, мандарины, (пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх) Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз! *** Игра 5. Детский сад.

Игра 5. Детский сад
В нашей группе все друзья Самый младший- это я. (дети ритмично стучат кулачками по столу) Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика).

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет. 

Пальчиковые игры для детей 6-7 лет помогают в подготовке руки к письму.
Игра 1. Домик.
На поляне дом стоит, («дом» — изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом) Ну а к дому путь закрыт. (правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх) Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем. («ворота» — ладони разворачиваются параллельно друг другу).

Игра 2. Зимние забавы.
Лепим мы из снега дом Звери будут в доме жить, Веселиться и дружить, Вместе домик сторожить. (дети сжимают и разжимают кисти рук, соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны, хлопают в ладоши, соединяют руки в «замок»). Снежок. Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики) Мы с тобой снежок слепили. (снежок «лепят») Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую) И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальчиком) Раз — подбросим, («подбрасывают») Два — поймаем, («ловят») Три — уроним («роняют») И… сломаем. (хлопают по столу).

 Игра 3. Повар.
Лепим мы из снега дом Звери будут в доме жить, Веселиться и дружить, Вместе домик сторожить. (дети сжимают и разжимают кисти рук, соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны, хлопают в ладоши, соединяют руки в «замок»). Снежок. Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики) Мы с тобой снежок слепили. (снежок «лепят») Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую) И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальчиком) Раз — подбросим, («подбрасывают») Два — поймаем, («ловят») Три — уроним («роняют») И… сломаем. (хлопают по столу).

Игра 4. Моя семья.
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе) Дома дружная семья! (и в соответствии с текстом, в определенной последовательности загибают пальцы: сначала безымянный, затем мизинец, указательный средний и большой) Это – мама, это – я, это – бабушка моя, это – папа, это – дед. И у нас разлада нет.

Игра 5. Гномики.
Жили — были в домике Маленькие гномики: (дети сжимают и разжимают кулачки) Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших) Раз, два, три, четыре, пять (разгибают пальчики) Стали гномики стирать. (тереть кулачками друг о друга).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ на тему "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"

Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же тако...

Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....

Статья на тему: Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...

Статья на тему: "Пальчиковые игры"

Данная статья поможет познакомитьродителей что такое пальчиковые игры и для чего они нужны....

Статья на тему: «Пальчиковые игры в работе с детьми"

Развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведётся, начиная с младшей группы. Не зря существует выражение, что ум ребёнка находится на кончиках пальцев....

Статья "Пальчиковые игры в работе с детьми"

Пальчиковая игра - это процесс инсценировки стихов или историй при помощи пальцев ребенка и взрослого. Пальчиковые игры прекрасное средство для развития мелкой моторики у детей...