Организация режима и режимных процессов в доме ребенка
консультация по коррекционной педагогике
В доме ребенка только при строгом соблюдении режима возможна четкая работа персонала и выполнение задач воспитания. Поэтому установление режима дня в каждой группе является основным разделом воспитательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezhim_i_rezhimnye_protsessy_na_1_g.zh_.docx | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация режима и режимных процессов в домах ребенка
(1 год жизни)
Режим – это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне и пище), а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования.
В доме ребенка только при строгом соблюдении режима возможна четкая работа персонала и выполнение задач воспитания. Поэтому установление режима дня в каждой группе является основным разделом воспитательной работы.
При составлении и назначении режима соблюдаются следующие основные принципы:
- Возможная длительность бодрствования каждого ребенка определяется пределом работоспособности его нервной системы.
- Число часов сна в сутки обеспечивают своевременное и полное восстановление затраченной энергии, правильный ритм работы и отдыха нервной системы.
- Ритм кормления должен быть согласован с ритмом бодрствования и сна.
Где бы ни находился ребенок (в изоляторе, одновозрастной или смешанной группе), он должен жить по режиму, соответствующему его возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и индивидуальным особенностям. Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, закаливающих процедур, своевременность занятий, самостоятельных игр и прогулок. Именно поэтому режим способствует нормальному функционированию организма ребенка, являясь основным условием его своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения и спокойного поведения.
Правильный ритм охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования. Своевременное приучение ребенка к правильному режиму способствует формированию спокойного бодрствования. Это одно из средств предупреждения отрицательных привычек, таких как раскачивание, сосание пальца и др.
К концу 1-го месяца жизни устанавливается суточный ритм. Количество раздражителей (свет, звуки, предметы), воспринимаемых ребенком, днем увеличивается, а ночью резко сокращается, поэтому периоды бодрствования приходятся на день, а сон – на ночь. Следующим этапом формирования режима является выработка дневного ритма чередования бодрствования, сна и кормления. Дневной ритм можно выработать к 2-2,5 месяцам, т.к. к этому возрасту суточный ритм уже сформирован, бодрствование становится более спокойным, устойчивым, а активность ребенка возрастает.
Для поддержания активного бодрствования детей необходимо с 1-го месяца их жизни воздействие разнообразных сменяющихся раздражителей, соответствующих возрасту и уровню развития. Условия бодрствования должны резко отличатся от условий сна: ребенка надо выкладывать в манеж, часто менять положение – положить на живот, потом на спину, повесить над ним игрушку, привести ее в движение, поговорить с ребенком, затем взять его на руки и т.д. Эмоциональное общение с ребенком – одно из важных условий его активного бодрствования.
Ритм кормления определяется суточной потребностью ребенка в пище. Кроме того, ритм кормления тесно связан с ритмом бодрствования и сна.
Очень важно установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей ребенка. Для детей до года наиболее целесообразна очередность, при которой ребенок сначала ест, потом активно бодрствует и затем спит. В возрасте до 9 месяцев проснувшегося ребенка сразу кормят, а затем он бодрствует активно и радостно. Изменение этой последовательности после 9 месяцев связано с увеличением длительности бодрствования и уменьшением числа отрезков дневного сна.
На 1-ом году жизни 4 режима: режим новорожденных с 6 или 7 кормлениями; режим №1 для детей от 1 до 3 месяцев; режим №2 для детей от 3 до 6 месяцев; режим №3 для детей от 6 до 9 месяцев; режим №4 для детей от 9 месяцев до года.
При назначении режима дня и его изменении необходимо учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности ребенка, уровень физического развития и состояние здоровья. Ослабленные, часто болеющие дети, недоношенные нуждаются в более частом отдыхе, кормлении и укороченном бодрствовании. Необходимо учитывать, что каким бы длительным ни был сон, он не может компенсировать затрат нервной энергии при чрезмерно длительном бодрствовании.
Показателем правильности выбранного режима является поведение ребенка: он спокоен и активен, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, спокойно и быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым.
Недостаточно установить правильный режим, очень важно методически правильно осуществлять все режимные процессы. Правильная организация сна, гигиенического ухода, кормления имеет большое воспитательное значение, способствует своевременному нервно-психическому развитию ребенка, поддержанию оптимального состояния возбудимости его нервной системы. При проведении режимных процессов расширяется ориентировка детей в окружающем, обогащается словарь, формируется поведение, культурно-гигиенические привычки.
Одна из основных воспитательных задач – создание у детей положительного отношения ко всем процессам. Надо развивать умения, соответствующие возрастным возможностям. На 1-ом году жизни необходимо воспитывать положительное эмоциональное отношение к приему пищи и формировать первые умения при кормлении (есть с ложки, пить из чашки, держать ее руками, есть хлеб), приучать к высаживанию на горшок, мытью рук.
Эффективность всех процессов зависит от эмоционального состояния. Трудно накормить, уложить спать, одеть ребенка, находящегося в отрицательном эмоциональном состоянии. Поэтому необходимо соблюдать определенные правила, которые облегчат работу персонала, улучшат состояние детей и повысят эффективность режимных процессов. А именно:
- Предложения взрослого – идти спать, есть, в туалет должны совпадать с потребностью ребенка.
- Необходимо избегать неприятных ощущений, нельзя причинять ребенку боль.
- При введении нового вида пищи или нового процесса необходимо постепенно приучать к нему ребенка, создавать установку на процесс, т.к. ко всему новому, неожиданному, малоизвестному ребенок относится отрицательно.
- Начиная какую-либо процедуру после игры, надо постепенно подготовить к ней ребенка словом, видом создающейся обстановки, переключать его, не действуя неожиданно, резко и не применяя насилия. В противном случае в дальнейшем эта процедура будет вызывать протест.
- Начинать проведение процесса следует при оптимальном состоянии нервной системы ребенка. Ничего нельзя делать в момент плача или возбуждения ребенка. Его необходимо успокоить и лишь потом можно накормить, умыть, одеть.
- Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
- С первых месяцев жизни ребенка все действия взрослого, а затем и его самого надо сопровождать соответствующими словами. Это настраивает ребенка на предстоящее действие, вызывает интерес, развивает понимание речи.
- Во время каждого процесса необходимо привлекать детей к посильному активному участию. Это создает положительное эмоциональное отношение к процессу, способствует выработке навыков самообслуживания.
- Все режимные процессы должны проводиться так, чтобы ребенку не надо было ждать.
- Необходимо соблюдать постоянство требований к ребенку и методики проведения режимных процессов со стороны всех взрослых.
- Осуществлять принцип постепенности при проведении всех режимных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека художественного слова в ходе руководства режимными процессами для детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка
Ипользования художественного слова в режимных моментах обеспечивает более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, основных психических процессов и...
Доклад к родительскому собранию на тему: «Организация режима ребенка в детском саду и дома»
Доклад к родительскому собранию на тему: «Организация режима ребенка в детском саду и дома»...
Конспект Организации и проведения режимных процессов I половины дня
КонспектОрганизации и проведения режимныхпроцессов I половины дня...
Конспект Организации и проведения режимных процессов 2 половины дня
КонспектОрганизации и проведения режимныхпроцессов 2 половины дня...
Организация и проведения режимных процессов в младшей группе в I половине дня.
Организация и проведения режимных процессов в младшей группе в I половине дня....
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙВ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема недели: «Подводный мир России»Цель: Закрепить и обобщить знание о воде и ее обитателях. Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о...
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙВ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема недели: «Неделя детской книги»Цель: Обогащать читательский опыт детей (опыт слушателя), способствовать восприятию и пониманию текста детьми, поддерживать непосредственный эмоциональны...