Организация режима и режимных процессов в доме ребенка
консультация по коррекционной педагогике

Гришина Татьяна Леонидовна

В доме ребенка только при строгом соблюдении режима возможна четкая работа персонала и выполнение задач воспитания. Поэтому установление режима дня в каждой группе является основным разделом воспитательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezhim_i_rezhimnye_protsessy_na_1_g.zh_.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Организация режима и режимных процессов в домах ребенка

(1 год жизни)

        Режим – это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне и пище), а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

        В доме ребенка только при строгом соблюдении режима возможна четкая работа персонала и выполнение задач воспитания. Поэтому установление режима дня в каждой группе является основным разделом воспитательной работы.

        При составлении и назначении режима соблюдаются следующие основные принципы:

  1. Возможная длительность бодрствования каждого ребенка определяется пределом работоспособности его нервной системы.
  2. Число часов сна в сутки обеспечивают своевременное и полное восстановление затраченной энергии, правильный ритм работы и отдыха нервной системы.
  3. Ритм кормления должен быть согласован с ритмом бодрствования и сна.

Где бы ни находился ребенок (в изоляторе, одновозрастной или смешанной группе), он должен жить по режиму, соответствующему его возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и индивидуальным особенностям. Соблюдение режима  обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, закаливающих процедур, своевременность занятий, самостоятельных игр и прогулок. Именно поэтому режим способствует нормальному функционированию организма ребенка, являясь основным условием его своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения и спокойного поведения.

        Правильный ритм охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования. Своевременное приучение ребенка к правильному режиму способствует формированию спокойного бодрствования. Это одно из средств предупреждения отрицательных привычек, таких как раскачивание, сосание пальца и др.

        К концу 1-го месяца жизни устанавливается суточный ритм. Количество раздражителей (свет, звуки, предметы), воспринимаемых ребенком, днем увеличивается, а ночью резко сокращается, поэтому периоды бодрствования приходятся на день, а сон – на ночь. Следующим этапом формирования режима является выработка дневного ритма чередования бодрствования, сна и кормления. Дневной ритм можно выработать к 2-2,5 месяцам, т.к. к этому возрасту суточный ритм уже сформирован, бодрствование становится более спокойным, устойчивым, а активность ребенка возрастает.

        Для поддержания активного бодрствования детей необходимо с 1-го месяца их жизни воздействие разнообразных сменяющихся раздражителей, соответствующих возрасту и уровню развития. Условия бодрствования должны резко отличатся от условий сна: ребенка надо выкладывать в манеж, часто менять положение – положить на живот, потом на спину, повесить над ним игрушку, привести ее в движение, поговорить с ребенком, затем взять его на руки и т.д. Эмоциональное общение с ребенком – одно из важных условий его активного бодрствования.

        Ритм кормления определяется суточной потребностью ребенка в пище. Кроме того, ритм кормления тесно связан с ритмом бодрствования и сна.

        Очень важно установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей ребенка. Для детей до года наиболее целесообразна очередность, при которой ребенок сначала ест, потом  активно бодрствует и затем спит. В возрасте до 9 месяцев проснувшегося ребенка сразу кормят, а затем он бодрствует активно и радостно. Изменение этой последовательности после 9 месяцев связано с увеличением длительности бодрствования и уменьшением числа отрезков дневного сна.

На 1-ом году жизни 4 режима: режим новорожденных с 6 или 7 кормлениями; режим №1 для детей от 1 до 3 месяцев; режим №2 для детей от 3 до 6 месяцев; режим №3 для детей от 6 до 9 месяцев; режим №4 для детей от 9 месяцев до года.

При назначении режима дня и его изменении необходимо учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности ребенка, уровень физического развития и состояние здоровья. Ослабленные, часто болеющие дети, недоношенные нуждаются в более частом отдыхе, кормлении и укороченном бодрствовании. Необходимо учитывать, что каким бы длительным ни был сон, он не может компенсировать затрат нервной энергии при чрезмерно длительном бодрствовании.

Показателем правильности выбранного режима является поведение ребенка: он спокоен и активен, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, спокойно и быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым.

Недостаточно установить правильный режим, очень важно методически правильно осуществлять все  режимные процессы. Правильная организация сна, гигиенического ухода, кормления имеет большое воспитательное значение, способствует своевременному нервно-психическому развитию ребенка, поддержанию оптимального состояния возбудимости его нервной системы. При проведении режимных процессов расширяется ориентировка детей в окружающем, обогащается словарь, формируется поведение, культурно-гигиенические привычки.

Одна из основных воспитательных задач – создание у детей положительного отношения ко всем процессам.  Надо развивать умения, соответствующие возрастным возможностям. На 1-ом году жизни необходимо воспитывать положительное эмоциональное отношение к приему пищи и формировать первые умения при кормлении (есть с ложки, пить из чашки, держать ее руками, есть хлеб), приучать к высаживанию на горшок, мытью рук.

Эффективность всех процессов зависит от эмоционального состояния. Трудно накормить, уложить спать, одеть ребенка, находящегося в отрицательном эмоциональном состоянии. Поэтому необходимо соблюдать определенные правила, которые облегчат работу персонала, улучшат состояние детей и повысят эффективность режимных процессов. А именно:

  1. Предложения взрослого – идти спать, есть, в туалет должны совпадать с потребностью ребенка.
  2.  Необходимо избегать неприятных ощущений, нельзя причинять ребенку боль.
  3. При введении нового вида пищи или нового процесса необходимо постепенно приучать к нему ребенка, создавать установку на процесс, т.к. ко всему новому, неожиданному, малоизвестному ребенок относится отрицательно.
  4. Начиная какую-либо процедуру после игры, надо постепенно подготовить к ней ребенка словом, видом создающейся обстановки, переключать его, не действуя неожиданно, резко и не применяя насилия. В противном случае в дальнейшем эта процедура будет вызывать протест.
  5. Начинать проведение процесса следует при оптимальном состоянии нервной системы ребенка. Ничего нельзя делать в момент плача или возбуждения ребенка. Его необходимо успокоить и лишь потом можно накормить, умыть, одеть.
  6. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.
  7. С первых месяцев жизни ребенка все действия взрослого, а затем и его самого надо сопровождать соответствующими словами. Это настраивает ребенка на предстоящее действие, вызывает интерес, развивает понимание речи.
  8. Во время каждого процесса необходимо привлекать детей к посильному активному участию. Это создает положительное эмоциональное отношение к процессу, способствует выработке навыков самообслуживания.
  9. Все режимные процессы должны проводиться так, чтобы ребенку не надо было ждать.
  10. Необходимо соблюдать постоянство требований к ребенку и методики проведения режимных процессов со стороны всех взрослых.
  11. Осуществлять принцип постепенности при проведении всех режимных процессов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека художественного слова в ходе руководства режимными процессами для детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка

Ипользования художественного слова в режимных моментах обеспечивает более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, основных психических процессов и...

Доклад к родительскому собранию на тему: «Организация режима ребенка в детском саду и дома»

Доклад к родительскому собранию на тему: «Организация режима ребенка в детском саду и дома»...

Конспект Организации и проведения режимных процессов I половины дня

КонспектОрганизации и проведения режимныхпроцессов I половины дня...

Конспект Организации и проведения режимных процессов 2 половины дня

КонспектОрганизации и проведения режимныхпроцессов 2 половины дня...

Организация и проведения режимных процессов в младшей группе в I половине дня.

Организация и проведения режимных процессов в младшей группе в I половине дня....

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙВ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема недели: «Подводный мир России»Цель: Закрепить и обобщить знание о воде и ее обитателях. Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о...

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙВ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема недели: «Неделя детской книги»Цель: Обогащать читательский опыт детей (опыт слушателя), способствовать восприятию и пониманию текста детьми, поддерживать непосредственный эмоциональны...