«Взаимодействие с семьей: технология сопровождения – логоритмика»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Любого ребёнка детского сада нельзя рассматривать без его родителей, которые зримо и незримо стоят за спиной каждого из них. Своевременное, адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения, в сотрудничестве со специалистами дошкольного образования - залог успешного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие с семьей: технология сопровождения – логоритмика»
Любого ребёнка детского сада нельзя рассматривать без его родителей, которые зримо и незримо стоят за спиной каждого из них. Своевременное, адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения, в сотрудничестве со специалистами дошкольного образования - залог успешного развития детей.
Слайд. Основания включения родителей в образовательную деятельность
Конституция РФ
Семейный кодекс
Конвенция о правах ребенка
Закон об образовании в РФ
Концепция дошкольного воспитания
ФГОС ДО (3.1)
Слайд. Функции семьи
Репродуктивная
Экономическая
Рекреативная
Коммуникативная
Регулятивная
Сексуальная
Фелицитарная
Воспитательная
Факторы реализации воспитательной функции семьи
осознание родителями ответственности за выполнение воспитательной функции;
психолого-педагогическая компетентность родителей в области основ дошкольной педагогики и психологии, разных видов культуры;
наличие эмоционально комфортной обстановки воспитания ребенка в семье;
устойчивость и постоянство информационного и эмоционального взаимодействия с детьми в семье;
наличие семейных традиций, праздников, реликвий;
создание условий для активного включения ребенка в разнообразные виды деятельности
одно из направлений взаимодействия ДОО с семьей, предполагающее достижение их эмоциональной и интеллектуальной приверженности целевым ориентирам дошкольного образования, побуждающее к реализации воспитательных функций.
В Статье 44 пункт 1 Закона об образовании, который действует в настоящее время говорится о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Пункт 2 та же статья гласит 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Т.о. закон ориентирует на взаимодействие с родителями, которые должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Такое положение обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Всё выше сказанное, актуально и в работе педагогов групп компенсирующей направленности, одним из важнейших направлений коррекционной - воспитательной деятельности которого является работа с родителями - как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки непосредственным общением. В последние годы население страны резко разделилось на несколько уровней по доходам. Если раньше тоже имелись более и менее обеспеченные семьи, и это не имело принципиального значения при работе с детьми в ДОУ, то сейчас ситуация в корне изменилась Другим стало и отношение многих родителей к образованию своих детей. Причем, к сожалению, не только в лучшую сторону.
Многие родители считают, что ребенок не выговаривает «Р» и не видят недостатки психофизического недоразвития своего ребенка, некоторые не хотят принять. Поэтому педагогу необходимо познакомить родителей с адаптированной программой обучения ребенка, разъяснить необходимость разностороннего развития ребенка, психического и физического здоровья, и что для этого необходимо. Родители должны владеть знаниями индивидуальных особенностей своего ребенка, которые не всегда смогут заметить сами; уметь использовать полученные знания на практике.
Цель нашей деятельности: активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, средствами логоритмических игр и упражнений, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние — более эффективным.
Задачи:
установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимо поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
помочь родителям научиться играть и общаться с ребенком;
познакомить родителей с музыкальными, коммуникативными, пальчиковыми играми и речевыми упражнениями.
повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
воспитать привычку обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.
Принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детским садом, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей, воспитание чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.
Условия:
целенаправленность, систематичность, плановость;
индивидуально-дифференцированный подход;
доброжелательность.
Формы и методы:
индивидуальные беседы с родителями по вопросам:
а) состояния речевого развития их детей (логопед);
родительские собрания;
консультации (плановые, неплановые — по мере необходимости).
Проводятся в виде:
обмен опытом,
стенды, папки-передвижки, буклеты.
открытые занятия;
совместные мероприятия.
На первой встрече родители узнают, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. И именно логоритмика в детском саду помогает дошкольнику развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.
Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Направления логоритмической работы
развитие неречевых процессов:
совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
регуляция мышечного тонуса;
активизация всех видов внимания и памяти.
развитие речи:
развитие дыхания, голоса;
выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики;
координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Логоритмические игры и упражнения
под музыку;
под счёт;
словесное сопровождение;
стихотворное сопровождение.
Виды логоритмических упражнений рекомендуемые родителям:
пальчиковые игры или массаж пальцев
стихотворения, сопровождаемые движениями
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
чистоговорки;
мимические упражнения;
музыкальные произведения для релаксации
небольшие по объему
Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с ребенком. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.
Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.
«Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной мелкой моторики, координации движений воображения, образности мышления. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с ОНР, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.
Таким образом, возникает необходимость в рамках логопедического занятия уделить внимание этому аспекту речи. Как правило, игры и упражнения направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются элементом подгруппового занятия и могут быть представлены на различных его этапах в зависимости от содержания.
Примерные игры и упражнения первого этапа:
1. «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов)
2. «Послушай и хлопни столько же раз, сколько я»
3. «Положи столько счетных палочек, сколько раз я хлопну в ладоши»
4. «Барабанщик» Послушай, как я постучу по столу и сыграй так же на барабане.
5. «Дятел» Послушай, как стучит «дятел» (предъявляется игрушка или картинка) и повтори так же.
6. «Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом и т.д. Затем переходим на воспроизведение ритма речевых фраз.
Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
Поэтому важно включать логоритмические игры и упражнения в различные виды деятельности.
Таким образом, эффективное использование логоритмических игр и упражнений способствует развитию всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей и семей находящихся в социально опасном положении.
Опыт работы детского сада в работе с семьями находящимися в социально опасном положении....
Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождение ребенка ОВЗ
Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении ребенка ОВЗ...
Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР
Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...
"Оздоровление ребёнка в семье: технологии здоровьесбережения детей дошкольного возраста ."
Виды активного отдыха с семьей.Принципы правильного питания в семье....
Модель взаимодействия специалистов в процессе сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС
В современном мире проблема обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи стоит крайне остро. Сегодня они составляют достаточно многочисленную группу среди детей дошкольного возраст...
Проект модель взаимодействия специалистов ДОУ при сопровождении ребенка с ТНР
в данном проекте представлен управленческий опыт по обновлению содержания образования дошкольников в условиях ДОУ при совершенствовании механизмов взаимодействия всех участников образовательного проце...
Таблица "Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении ребёнка с ОВЗ"
В таблице кратко раскрыты основные задачи и содержание работы педагогов ДОО при взаимодействии коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ....