«Взаимодействие с семьей: технология сопровождения – логоритмика»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бохан Оксана Алексеевна

Любого ребёнка детского сада нельзя рассматривать без его родителей, которые зримо и незримо стоят за спиной каждого из них. Своевременное, адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения, в сотрудничестве со специалистами дошкольного образования - залог успешного развития детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с семьей:  технология сопровождения – логоритмика»

Любого ребёнка детского сада нельзя рассматривать без его родителей, которые зримо и незримо стоят за спиной каждого из них. Своевременное, адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения, в сотрудничестве со специалистами дошкольного образования - залог успешного развития детей.

Слайд. Основания включения родителей в образовательную деятельность

Конституция РФ

        Семейный кодекс

        Конвенция о правах ребенка

        Закон об образовании в РФ

        Концепция дошкольного воспитания

         ФГОС  ДО (3.1)

Слайд.  Функции семьи

Репродуктивная

Экономическая

Рекреативная

Коммуникативная

Регулятивная

Сексуальная

Фелицитарная

Воспитательная

Факторы реализации воспитательной функции семьи

 осознание родителями ответственности за выполнение воспитательной функции;

психолого-педагогическая компетентность родителей в области основ дошкольной педагогики и психологии, разных видов культуры;

наличие эмоционально комфортной обстановки воспитания ребенка в семье;

устойчивость и постоянство информационного и эмоционального взаимодействия с детьми в семье;

 наличие семейных традиций, праздников, реликвий;

создание условий для активного включения ребенка в разнообразные виды деятельности

одно из направлений взаимодействия ДОО с семьей, предполагающее достижение их эмоциональной и интеллектуальной приверженности целевым ориентирам дошкольного образования, побуждающее к реализации воспитательных функций.

В Статье 44 пункт 1  Закона об образовании,  который действует в настоящее время   говорится о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».  Пункт 2 та же статья гласит    2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Т.о.  закон ориентирует на взаимодействие с родителями, которые должны участвовать в реализации программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Такое положение обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Всё выше сказанное, актуально и в работе педагогов групп компенсирующей направленности, одним из важнейших направлений коррекционной - воспитательной деятельности которого является работа с родителями - как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки непосредственным общением. В последние годы население страны резко разделилось на несколько уровней по доходам. Если раньше тоже имелись более и менее обеспеченные семьи, и это не имело принципиального значения при работе с детьми в ДОУ, то сейчас ситуация в корне изменилась Другим стало и отношение многих родителей к образованию своих детей. Причем, к сожалению, не только в лучшую сторону.

   Многие родители считают, что ребенок не выговаривает «Р» и не видят недостатки психофизического недоразвития своего ребенка, некоторые не хотят принять.  Поэтому  педагогу необходимо познакомить родителей с   адаптированной   программой   обучения ребенка, разъяснить необходимость разностороннего развития ребенка, психического и физического здоровья, и что для этого необходимо. Родители должны владеть знаниями индивидуальных особенностей своего ребенка, которые не всегда смогут заметить сами; уметь использовать полученные знания на практике.

Цель нашей деятельности: активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, средствами логоритмических игр и упражнений, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние — более эффективным.

Задачи:

установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимо поддержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

помочь родителям научиться играть и общаться с ребенком;

познакомить родителей с музыкальными, коммуникативными, пальчиковыми играми и речевыми упражнениями.

повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;

воспитать привычку обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.

Принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детским садом, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей, воспитание чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Условия:

целенаправленность, систематичность, плановость;

индивидуально-дифференцированный подход;

доброжелательность.

Формы и методы:

индивидуальные беседы с родителями по вопросам:

а) состояния речевого развития их детей (логопед);

родительские собрания;

консультации (плановые, неплановые — по мере необходимости).

Проводятся в виде:

обмен опытом,

стенды, папки-передвижки, буклеты.

открытые занятия;

совместные мероприятия.

На первой встрече родители узнают, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. И именно логоритмика в детском саду помогает дошкольнику развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.

Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Направления логоритмической работы

развитие неречевых процессов:

совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;

регуляция мышечного тонуса;

активизация всех видов внимания и памяти.

развитие речи:

развитие дыхания, голоса;

выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

развитие артикуляционной и мимической моторики;

координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Логоритмические игры и упражнения

под музыку;

под счёт;

словесное сопровождение;

стихотворное сопровождение.

Виды логоритмических упражнений рекомендуемые родителям:

пальчиковые игры или массаж пальцев

стихотворения, сопровождаемые движениями

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

чистоговорки;

мимические упражнения;

музыкальные произведения для релаксации

небольшие по объему

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с ребенком. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников — их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.

«Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной мелкой моторики, координации движений воображения, образности мышления. Совместные действия с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с ОНР, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.

Таким образом, возникает необходимость в рамках логопедического занятия уделить внимание этому аспекту речи. Как правило, игры и упражнения направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются элементом подгруппового занятия и могут быть представлены на различных его этапах в зависимости от содержания.

 

Примерные игры и упражнения первого этапа:

1. «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов)

2. «Послушай и хлопни столько же раз, сколько я»

3. «Положи столько счетных палочек, сколько раз я хлопну в ладоши»

4. «Барабанщик» Послушай, как я постучу по столу и сыграй так же на барабане.

5. «Дятел» Послушай, как стучит «дятел» (предъявляется игрушка или картинка) и повтори так же.

6. «Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом и т.д.  Затем переходим на воспроизведение ритма речевых фраз.

Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Поэтому важно включать логоритмические игры и упражнения в различные виды деятельности.

Таким образом, эффективное использование логоритмических игр и упражнений способствует развитию всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей и семей находящихся в социально опасном положении.

Опыт работы детского сада в работе с семьями находящимися в социально опасном положении....

Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождение ребенка ОВЗ

Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении ребенка ОВЗ...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

"Оздоровление ребёнка в семье: технологии здоровьесбережения детей дошкольного возраста ."

Виды активного отдыха с семьей.Принципы правильного питания в семье....

Модель взаимодействия специалистов в процессе сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС

В современном мире проблема обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи стоит крайне остро. Сегодня они составляют достаточно многочисленную группу среди детей дошкольного возраст...

Проект модель взаимодействия специалистов ДОУ при сопровождении ребенка с ТНР

в данном проекте представлен управленческий опыт по обновлению содержания образования дошкольников в условиях ДОУ при совершенствовании механизмов взаимодействия всех участников образовательного проце...

Таблица "Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении ребёнка с ОВЗ"

В таблице кратко раскрыты основные задачи и содержание работы педагогов ДОО при взаимодействии коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ....