Модель взаимодействия специалистов в процессе сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС
методическая разработка
В современном мире проблема обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи стоит крайне остро. Сегодня они составляют достаточно многочисленную группу среди детей дошкольного возраста, при этом их количество увеличивается с каждым годом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_logopeda_i_psihologa_v_rabote_s_detmi_s_tnrdoklad.docx | 90.03 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области
«Детский сад комбинированного вида №28»
346537 г. Шахты, Ростовской обл., ул. Ландау, 5 т. 26-00-31 e-mail dou28@shakhty-edy.ru
Согласлвано: зам. заведующего ВМР
------------ Ершова.О.В
Доклад
на тему :“Модель взаимодействия специалистов в процессе сопровождения детей с ТНР в условиях реализации ФГОС”.
подготовил педагог-психолог:
Т.Н Абазян
Шахты 2022г.
В современном мире проблема обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи стоит крайне остро. Сегодня они составляют достаточно многочисленную группу среди детей дошкольного возраста, при этом их количество увеличивается с каждым годом.
Общее недоразвитие речи и другие речевые нарушения могут спровоцировать различные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка: низкая познавательная активность, проблемы с коммуникацией со своими сверстниками, недостаточная ориентированность в явлениях окружающей среды, бедность содержания игровой и художественно-творческой деятельности, низкий словарный запас и т.д. Помимо этого, на фоне проблем с речью часто развиваются психоэмоциональные расстройства, ведь ребенок чувствует себя «не таким, как все», а другие дети в этом возрасте могут не понимать всей серьезности этой проблемы, и будут всячески подначивать или дразнить ребенка с речевым дефектом.
У детей с нарушениями речи при нормальном уровне развития интеллекта наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: недостаточное внимание, ребенок быстро отвлекается и переключается на другое занятие, он плохо запоминает информацию, истощаемость психических процессов, связная речь затруднена. Такие дети, как правило, либо излишне импульсивны и агрессивны, либо апатичны, заторможены и замкнуты. Наблюдается резкая смена настроения и другие негативные проявления.
Соответственно, помимо коррекции и развития речи, у таких детей необходимо развивать память, мышление, воображение и эмоциональную сферу. Прослеживается очевидная необходимость взаимодействия нескольких специалистов в коррекционной работе. В частности, речь идет о совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.
Логопед и психолог: разные задачи, но общие цели.
Ставки психолога-педагога и учителя-логопеда есть практически в каждом ДОУ. Как правило, они входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ограниченными возможностями. Именно взаимодействие логопеда и психолога является необходимым условием результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, а также укреплению его физического и психического здоровья.
Эти специалисты преследуют в своей работе разные задачи, но способы их достижения часто оказываются идентичными. Важно учитывать, что в любом ДОУ наверняка есть группа детей, которые в равной степени нуждаются в помощи обоих специалистов.
Задачи логопеда следующие:
-развитие звуковой стороны речи;
-помощь в пополнении словарного запаса и освоении грамоты;
-обучение связному выражению своих мыслей;
-развитие слухового внимания и мелкой моторики;
-формирование навыков, необходимых для дальнейшего обучения в школе.
Задачи психолога:
-развитие высших психических функций: память, внимание, мышление;
-совершенствование зрительно-моторной координации;
-развитие эмоционально-личностной сферы;
-формирование волевых качеств и самоконтроля;
-обеспечение комплексной психологической поддержки.
Как мы видим, задачи этих специалистов разные, но цель одна – социальная адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевой дефект, в среду нормально развивающихся сверстников.
В последнее время уделяется большое внимание коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Взаимодополняемость позиций педагога -психолога и учителя - логопедав подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого - логопедической службы в детском саду. Психолого - педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью, нарушением психических функций. У детей при сохранном интеллекте наряду с тяжёлым нарушением речи, зачастую наблюдаются проблемы в развитии:
Познавательная сфера:объём запоминания и воспроизведения материала снижен, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня осмысления и обобщения действительности; затруднена развёрнутая связная речь.
Эмоционально - волевая сфера:повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, многократная смена настроения.
Социально - коммуникативная сфера:трудности в общении и взаимодействии ребёнка с взрослыми и сверстниками, замкнутость, обидчивость, плаксивость. Одной из основных задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе, их эмоционального благополучия). Поэтому основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.Задачи логопедической работысводятся к социальной адаптации ребёнка, имеющего речевое нарушение, в среду сверстников.Деятельность психологаохватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.
Целью сотрудничества учителя - логопеда и педагога - психолога в МДОУ являются: содействие личностному развитию ребёнка; определение психологических (логопедических) причин нарушения личностного и социального развития, трудностей в освоении образовательных программ; своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития; разъяснение специальных психологических (логопедических) знаний среди участников образовательного процесса (родителей, воспитателей). Сотрудники осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей, администрации, педагогов. По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребёнка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно - образовательного процесса.
Не смотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя - логопеда и педагога - психолога видна общая логика построения коррекционно - образовательного процесса, поэтому выделяются основные направления работы взаимодействия: диагностическое, коррекционно -развивающее, консультативное, просветительское направление. При разработке коррекционно - развивающей программы учитель - логопед и педагог - психолог учитывает задачи, разработанные в ФГОС:
Задачи учителя - логопеда и педагога - психолога в
коррекционно - развивающей работе.
Задачи учителя -логопеда | Задачи педагога-психолога |
Развитие коммуникативной деятельности (активизация активного словаря, развитие грамматически правильной, связной, диалогической и монологической речи). | Развитие навыков общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, снятие тревожности у детей при негативном настрое. |
Развитие звуковой и интонационной культуры речи. | Развитие познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления и т.д.). |
Развитие фонематического восприятия, развитие слухоречевого и зрительного внимания, зрительной и речевой памяти, словесно - логического мышления. | Развитие зрительной, слуховой произвольной деятельности и т. д. |
Развитие звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. | Развитие произвольности навыков самоконтроля, волевых качеств. |
Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы: системность, комплексность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, адекватность требований и нагрузок, индивидуализация темпа работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация логопедического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО"
В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения. Особо значимым явлением можно считать разработку федерального образовательного стандарта дошкольного образо...
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, в группе детей раннего возраста, в условиях реализации ФГОС ДОО.
Создание работниками ДОО психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей....
Сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что комплексный подход к обучению детей с ОВЗ с участием специалистов, родителей, и с использованием интегративной среды позволяет им более полно раскры...
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Перед ДОУ стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов ...
Опыт работы «Модель организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Как сложно бывает достучаться до родителей! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, ра...
Статья на тему: "Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
Развитие познавательной активности - одна из важнейших задач современного учителя. Особенно актуален этот вопрос для педагога, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, т.к. у ...
Консультация для педагогов «Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС».
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области ...