СЕНСОРНАЯ КОМНАТА – ОСОБЕННОСТИ ОСНАЩЕНИЯ
консультация по коррекционной педагогике

Гостяйкина Лидия Павловна

Сенсорная комната – помещение, оборудованное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНСОРНАЯ КОМНАТА – ОСОБЕННОСТИ ОСНАЩЕНИЯ

Научно доказано, что гармоничное и полноценное развитие ребенка невозможно без воздействия на его органы восприятия – глаза, уши, вкусовые рецепторы, кожные покровы и т.д. Поэтому сегодня во многих дошкольных учреждениях большой популярностью пользуются специально оборудованные различными стимуляторами комнаты, направленные на сенсорное развитие дошкольников (то есть, на развитие их восприятия в широком понимании этого слова).

Необходимо отметить, что для России само понятие "сенсорная комната" является достаточно непривычным, а значит для многих родителей непонятным. Из-за этого для большинства обывателей сенсорная комната представляется неким помещением, наполненным различными высокотехнологичными гаджетами (по аналогии с сенсорными панелями современных телефонов и компьютеров), призванными заменить традиционные игровые комнаты в детсадах. На самом же деле сенсорные комнаты представляют собой абсолютно самостоятельную систему развития детей, существующую параллельно с традиционными методиками и техниками развивающих занятий, применяющихся сегодня в дошкольных учреждениях.

Сегодня мы постараемся подробно рассказать вам обо всех особенностях оснащения сенсорной комнаты, а также о том, какими преимуществами обладают занятия в ней.

ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРНАЯ КОМНАТА?

Сенсорная комната – помещение, оборудованное стимуляторами, воздействующими на органы обоняния, осязания, слуха, зрения и т.д., и направленное на развитие высших психических функций (речь, память, мышление, внимание, воображение, восприятие и т.д.), эмоциональной сферы и личностных качеств ребенка. Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке (релаксации), восстановлению и поддержанию психологического здоровья детей.

Для оснащения сенсорной комнаты, как правило, используется такое оборудование, как:

  • воздушно-пузырьковые колоны – активно используются для зрительной стимуляции, стимуляции тактильных ощущений и релаксации;
  • интерактивные сенсорные панели – предназначены для звуковой и зрительной стимуляции, развития воображения, творческих способностей и фантазии, а также для выработки причинно-следственных связей и интерактивных игр;
  • оптоволокно с боковым свечением – применяется для привлечения, поддержания и стимуляции внимания;
  • тактильные панели – способствуют развитию фантазии, мелкой моторики и двигательной активности, а также активации физической активности и мозговой деятельности;
  • развивающие и реабилитационные элементы – направлены на развитие физических навыков, мозговой деятельности, общего расслабления, тонизирования мышц и достижению психологического равновесия ребенка;
  • элементы декора со световыми эффектами (подвесной потолок, потолочные модули, настенные и напольные ковры с оптоволокном, световые проекторы, флуоресцентные картины или мини-планетарии) – развивают исследовательский интерес, привлекают внимание, способствуют развитию зрительных ощущений и общему расслаблению.

Помимо этого, оснащение сенсорной комнаты практически всегда включает в себя оборудование, использующее при звуко- и ароматерапии: генераторы запахов, ионизаторы и увлажнители воздуха, музыкальные панели, аудиопроигрыватели, наборы дисков с музыкальными произведениями и т.д.

Особого уюта и атмосферы комфорта сенсорным комнатам придают необычные светильники (например, светильники "Пламя", "Плазма", "Вулкан" или соляные лампы), а также нестандартная мягкая мебель (например, пуфик-мяч, водяной матрас или кресло-кубик) и различные мягкие игровые модули: домики-трансформеры, сухие бассейны с шарами, дидактические столы, игровые ширмы, тактильные дорожки, напольные конструкторы и многое другое. Помимо своего основного предназначения – проведения игровых занятий, развития тактильных ощущений и физических способностей детей – мягкое наполнение сенсорных комнат оказывает массажный и расслабляющий эффекты, а также гарантирует безопасность развивающих занятий.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА СЕНСОРНАЯ КОМНАТА?

Хорошо известно, что человек воспринимает самого себя и окружающий мир посредством рецепторов, нервных волокон и отделов головного мозга, которые реагируют на свет, цвет, звуки, запахи и тактильные ощущения. Поэтому сочетание разных стимулов (например, свето-, звуко- или ароматерапии) позволяет оказывать комплексное воздействие на органы чувств человека и достигать колоссальных успехов в развитии детей всех возрастных категорий. При этом, использование разных наборов стимулов может оказывать как тонизирующий/стимулирующий эффект, так и успокаивающее/расслабляющее действие.

В зависимости от возрастной категории сенсорную комнату в детском садике можно использовать:

  • в раннем возрасте (1-3 года) – для развития общей и мелкой моторики, эмоциональной сферы, тактильных ощущений, наблюдательности и внимания, а также коррекции двигательных нарушений, зрительной координации, ориентировочных реакций и обогащения пассивного и активного словарного запаса;
  • в дошкольном возрасте (3-6 лет) – для развития непроизвольного и логического мышления, высших психических функций (памяти, воображения, внимания и восприятия), эмоциональной сферы, мотивации к обучению, познавательного интереса, а также обучения навыкам расслабления, повышению устойчивости к стрессовым ситуациям и психоэмоциональной разгрузки.

Отметим, что занятия в сенсорной комнате могут проводиться как в группах, так и индивидуально. В случае групповых занятий, состав группы формируется исходя из потребностей и физических/психологических/эмоциональных особенностей каждого ребенка. В зависимости от потребностей каждой группы или отдельно взятого ребенка занятия проводятся по таким направлениям, как:

  • психокоррекция эмоциональной сферы и поведения – агрессия и вспыльчивость, замкнутость и неуверенность в себе, синдром дефицита внимания и пассивность, страхи и гиперактивность;
  • нейропсихологическая коррекция "школьных" проблем – отсутствие учебной мотивации и познавательного интереса;
  • развивающие занятия – развитие высших психических функций и эмоциональной сферы, достижение психоэмоциональной разгрузки, поддержание/восстановление психологического здоровья;
  • психотерапия широкого спектра психоневрологических проблем.

ПРЕИМУЩЕСТВА СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

Несмотря на то, что в российских детских садах сенсорные комнаты относятся скорее к категории экспериментальной педагоги, чем к традиционным методам развития и воспитания детей, отечественные педагоги уже успели оценить ошеломляющие результаты стимулирования основных органов чувств.

В частности, даже самый гиперактивный ребенок быстро успокаивается в релаксационной зоне, а мягкие покачивания на водяном матрасе, приглушенное освещение и успокаивающая мелодия помогают ему снять стресс и расслабиться. Дети, страдающие снижением интереса и потерей внимания, легко получают необходимый им заряд энергии и активизируют эмоциональный фон в активной зоне сенсорной комнаты, а веселые упражнения и занятия "под аккомпанемент" ярких красок и меняющихся картинок гарантировано пробудит у них интерес к обучению и познанию. Играя с водой и песком, аутичные дети слушают разнообразные звуки, что позволяет взрослым нащупать ниточку контакта с подобными малышами, которые заключены в себе.

Таким образом, основным преимуществом сенсорной комнаты является возможность комплексной коррекции детей. На одном занятии можно одновременно развивать и мелкую моторику, и воображение, и самостоятельные двигательные навыки, и манипуляционную деятельность... А заодно снизить эмоциональную напряженность, обогатить чувственный мир и расширить жизненный опыт детей. Но самое главное, сенсорная комната наполняет жизнь ребенка положительными эмоциями, что, в свою очередь, улучшает его общее самочувствие и психоэмоциональное состояние, а также повышает его жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сенсорная комната" Демонстрационное открытое занятие для педагогов во второй младшей группе в сенсорной комнате.

Открытое занятие направлено на формирование представлений у воспитателей о сенсорной комнате, ее оборудовании, методах и сферах его применения в детском саду...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий детей с психологом в сенсорной комнате «Сенсорная комната- волшебный мир здоровья» »

Психологическое здоровье необходимо ребенку, и в настоящем и в бедующем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей. Эмоц...

ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ...

Сенсорная комната как условие нормализации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты

В моей работе описано использование ресурсов тёмной сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста....