Особенности применения образовательных технологий в процессе воспитания с использованием оборудования сенсорной комнаты
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Князева Ю.И., Ракитина И.В.
Аннотация. В статье представлен опыт применения образовательных технологий с использованием оборудования сенсорной комнаты.
Ключевые слова: сенсорная комната, образовательные технологии.
МКДОУ Яменский детский сад с января 2014г. является одной из 16 инновационных (экспериментальных) площадок Воронежской области по введению и реализации ФГОС ДОпо направлению «Создание моделей ППС». Дело в том, что в последние годы российская система образования, в том числе и дошкольного, оказалась втянутой в процесс непрерывного реформирования всех ступеней образовательной лестницы. Уже очевидна необходимость разработки современных моделей обучения, учитывающих различные культурные особенности школьников и уровни их готовности к обучению, а также разработки подходов к обновлению дошкольного образования в русле развития компетентностного, деятельностного, интегративного подходов. Возникает объективная потребность в новых подходах, моделях, сценариях развития дошкольного образования, идеи которых как раз и заложены в новом государственном стандарте для дошкольного образования (ФГОС ДО). Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированном дошкольном учреждении. Гуманизация отношений предполагает переход от подчинения к сотрудничеству в отношениях с коллегами, учащимися и их родителями.
Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий.
Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». Это и В. М. Шепель, Б. Т. Лихачев, В. П. Беспалько, И. П. Волков, Ю. К. Бабанский, Н. Р. Талызина, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова. И все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne –искусство, мастерство, умения и «логия» - наука. В толковом словаре технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. А вот понятие «образовательная технология» рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего воспитательного процесса и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. С учетом всего вышесказанного, мы также стремимся к применению новых образовательных технологий. В нашей работе для достижения более эффективных результатов применения образовательных технологий мы активно используем оборудование сенсорной комнаты, Сенсорная комната, другими словами, комната психологической разгрузки, - это помещение, в котором создана максимально безопасная и комфортная среда, наполненная разнообразными стимулами и предметами, вызывающими у взрослого или ребёнка желание исследовать окружающее пространство.
С целью обеспечения социально-психологического благополучия ребенкаиспользуются эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки, различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн»,Всё это способствует гармонизации психического и социального здоровья ребенка и направлено на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. В качестве здоровьесберегающих технологий мы используем песочную терапию, цветотерапию, музыкотерапию, игротерапию, аромотерапию.
Что касается технологии исследовательской деятельности, то ее целью в детском саду является формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, развитие способности к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Все, что окружает дошкольников с самого раннего возраста – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у них интерес. Они любят исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами, находящимися в нашей сенсорной комнате: водой, песком, пластилином, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность ребёнка дошкольного возраста, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Наша роль в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес дошкольников к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать их любознательность.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Мы пытаемся создавать условия личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в развивающем пространстве сенсорной комнаты, которые будут позволять ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. В этом помогает сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества и сама сенсорная комната как мощный инструмент этого воспитания. Пространство сенсорной комнаты можно разделить на две половины: релаксационный и активационный блок. Определённые стимулы – музыка, цвета, свет, ароматы, тактильные ощущения, их сочетания по-разному влияют на человека – тонизируют, стимулируют к действиям или же, наоборот, снимают напряжение, зажатость, скованность и расслабляют. Активные и гиперактивные дети легко успокаиваются в релаксационной зоне, могут посидеть в тихом темном уголке, например, рядом с колонной со световыми и воздушно- пузырьковым эффектом. Оборудование релаксационного блока снимает стресс, мягкое освещение и успокаивающая мелодия расслабляют. Дети, страдающие потерей внимания и сниженным интересом, в активном блоке сенсорной комнаты получают заряд энергии, активизируют эмоциональный фон. Веселые упражнения и занятия в окружении ярких красок и меняющихся картинок, веселых игровых консолей пробуждают интерес к познанию и обучению. Таким образом, мы реализуем цели личностно-ориентированного подхода.
Применяя игровые технологии, мы преследуем цель не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игровые технологии с использованием оборудования сенсорной комнаты направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей. НОД в сенсорной комнате всегда представляет собой игру, сказку. Занимаясь игровой терапией систематически, мы стремимся к тому, чтобы дети приобретали способность управлять своим поведением, легче переносили запреты, становились более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступали в сотрудничество, более адекватно выражали гнев, избавлялись от страха.
Помимо детей, сенсорную комнату также посещают сотрудники нашего учреждения, родители воспитанников совместно со своими детьми. Для взрослого человека сенсорная комната поможет отдохнуть от рабочего стресса, побыть в своем внутреннем мире, где никто не мешает разобраться с мыслями и чувствами, лучше узнать своего ребёнка.
Подводя итог, можно сказать о том, что применение современных образовательных технологий с использованием сенсорной комнаты даёт положительную динамику развития воспитанников, которую мы отслеживаем при систематическом проведении мониторинга и отмечают родители детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferentsii_no2.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
Ракитина И.В.- заведующая,
Князева Ю.И.- педагог-психолог,
МКДОУ Яменский сад, Воронежская область, Рамонский район, с. Ямное,
ул. Атамана Платова, д. 17.
Аннотация. В статье представлен опыт применения образовательных технологий с использованием оборудования сенсорной комнаты.
Ключевые слова: сенсорная комната, образовательные технологии.
МКДОУ Яменский детский сад с января 2014г. является одной из 16 инновационных (экспериментальных) площадок Воронежской области по введению и реализации ФГОС ДО по направлению «Создание моделей ППС». Дело в том, что в последние годы российская система образования, в том числе и дошкольного, оказалась втянутой в процесс непрерывного реформирования всех ступеней образовательной лестницы. Уже очевидна необходимость разработки современных моделей обучения, учитывающих различные культурные особенности школьников и уровни их готовности к обучению, а также разработки подходов к обновлению дошкольного образования в русле развития компетентностного, деятельностного, интегративного подходов. Возникает объективная потребность в новых подходах, моделях, сценариях развития дошкольного образования, идеи которых как раз и заложены в новом государственном стандарте для дошкольного образования (ФГОС ДО). Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированном дошкольном учреждении. Гуманизация отношений предполагает переход от подчинения к сотрудничеству в отношениях с коллегами, учащимися и их родителями.
Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий.
Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». Это и В.М. Шепель, Б.Т. Лихачев, В.П. Беспалько, И.П. Волков, Ю.К. Бабанский, Н.Р. Талызина, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова. И все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne –искусство, мастерство, умения и «логия» - наука. В толковом словаре технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. А вот понятие «образовательная технология» рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего воспитательного процесса и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. С учетом всего вышесказанного, мы также стремимся к применению новых образовательных технологий. В нашей работе для достижения более эффективных результатов применения образовательных технологий мы активно используем оборудование сенсорной комнаты, Сенсорная комната, другими словами, комната психологической разгрузки, - это помещение, в котором создана максимально безопасная и комфортная среда, наполненная разнообразными стимулами и предметами, вызывающими у взрослого или ребёнка желание исследовать окружающее пространство.
С целью обеспечения социально-психологического благополучия ребенка используются эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки, различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн», Всё это способствует гармонизации психического и социального здоровья ребенка и направлено на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. В качестве здоровьесберегающих технологий мы используем песочную терапию, цветотерапию, музыкотерапию, игротерапию, аромотерапию.
Что касается технологии исследовательской деятельности, то ее целью в детском саду является формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, развитие способности к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Все, что окружает дошкольников с самого раннего возраста – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у них интерес. Они любят исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами, находящимися в нашей сенсорной комнате: водой, песком, пластилином, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность ребёнка дошкольного возраста, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Наша роль в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес дошкольников к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать их любознательность.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Мы пытаемся создавать условия личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в развивающем пространстве сенсорной комнаты, которые будут позволять ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. В этом помогает сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества и сама сенсорная комната как мощный инструмент этого воспитания. Пространство сенсорной комнаты можно разделить на две половины: релаксационный и активационный блок. Определённые стимулы – музыка, цвета, свет, ароматы, тактильные ощущения, их сочетания по-разному влияют на человека – тонизируют, стимулируют к действиям или же, наоборот, снимают напряжение, зажатость, скованность и расслабляют. Активные и гиперактивные дети легко успокаиваются в релаксационной зоне, могут посидеть в тихом темном уголке, например, рядом с колонной со световыми и воздушно- пузырьковым эффектом. Оборудование релаксационного блока снимает стресс, мягкое освещение и успокаивающая мелодия расслабляют. Дети, страдающие потерей внимания и сниженным интересом, в активном блоке сенсорной комнаты получают заряд энергии, активизируют эмоциональный фон. Веселые упражнения и занятия в окружении ярких красок и меняющихся картинок, веселых игровых консолей пробуждают интерес к познанию и обучению. Таким образом, мы реализуем цели личностно-ориентированного подхода.
Применяя игровые технологии, мы преследуем цель не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игровые технологии с использованием оборудования сенсорной комнаты направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, творческих способностей. НОД в сенсорной комнате всегда представляет собой игру, сказку. Занимаясь игровой терапией систематически, мы стремимся к тому, чтобы дети приобретали способность управлять своим поведением, легче переносили запреты, становились более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступали в сотрудничество, более адекватно выражали гнев, избавлялись от страха.
Помимо детей, сенсорную комнату также посещают сотрудники нашего учреждения, родители воспитанников совместно со своими детьми. Для взрослого человека сенсорная комната поможет отдохнуть от рабочего стресса, побыть в своем внутреннем мире, где никто не мешает разобраться с мыслями и чувствами, лучше узнать своего ребёнка.
Подводя итог, можно сказать о том, что применение современных образовательных технологий с использованием сенсорной комнаты даёт положительную динамику развития воспитанников, которую мы отслеживаем при систематическом проведении мониторинга и отмечают родители детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога
Учебно-методическое пособие с презентацией ориентировано на реальную помощь педагогу-психологу в освоении навыков и умений и в организации самостоятельного изучения представленного вида работы....
Игры-упражнениядля детей дошкольного возраста с использованием оборудования сенсорной комнаты.
Игры-упражнениядля детей дошкольного возраста с использованием оборудования сенсорной комнаты: сухой бассейн, тактильный стенд, музыкально-шумовой стенд, зеркальный уголок с пузырьковой колонной, пучо...
Экскурсия для родителей «Использование оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» в рамках проведения Дня открытых дверей
Цель:Знакомство с работой педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи в сенсорной комнате. Задачи:Раскрыть все положительные стороны посещения детьми сенсорной комнаты, а именно, как ...
Конспект для старшей группы с использованием оборудования сенсорной комнаты «Первооткрыватели»
Цель: создание условий для сенсорного и эмоционального развития воспитанников.Задачи:Социально-коммуникативные:1. Развивать навыки саморегуляции и релаксации для формирова...
Консультация для учителей-логопедов: "Использование оборудования сенсорной комнаты в логопедической работе с детьми с ОВЗ"
Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые...
Конспект занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в чудесный лес»
Занятие с использованием оборудования сенсорной комнаты, направленное на развитие саморегуляции и релаксации, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения. В ходе занятия используется сенсо...
Мастер- класс "Использование оборудования сенсорной комнаты в работе учителя- логопеда"
Данный мастер- класс знакомит педагогов с приемами использования оборудования сенсорной комнаты для работы с детими с речевыми нарушениями....