Психические процессы и нарушение речи
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Никулина Лидия Викторовна

Психические процессы и нарушение речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narushenie_rechi_chast_1.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребёнок плохо говорит? В чем здесь задача психолога, в отличии от логопеда или в тандеме с логопедом?

Часть 1.

❇️Речь -это психический процесс, который является продуктом согласованности работы психических процессов, которые формируются намного раньше, чем сама речь и продолжают формироваться с речью вместе позже. Что это за процессы?

Ощущение, восприятие, представления. Внимание и память. Если западает хотя бы один из них, то в будущем придётся корректировать речь. И если логопед работает непосредственно с самой речью, то Психолог восстанавливает упущенные ранее процессы, в любом возрасте ребёнка.

Взгляните на схему на фото. Представьте, что верх купола-это уже сформировавшаяся взрослая личность, или ребёнок с формировавшиеся речью и мышлением. Я внизу, у основания то, что развивается с Рождения.

Как в слоеном пироге, в ребёнке развиваются сначала ощущения, затем восприятие, затем представление и уже через них снизу вверх, красная нитка внимания и памяти, которая их скрепляет швом наверх к речи и мышлению.

Так вот, если у ребёнка плохо развиты ощущения на более ранних стадиях, например до года, то однозначно, будут некоторые подтормаживания в речи. Непроизношение каких то звуков, невоприятие каких-слов и и т.д. Поэтому, когда дети маленькие, мы из обнимаем, желваки восьмерку пальчиком на стопе, берём на руки, позволяем копаться в манке, муке, Каутский на ортопедических мячиках, делаем массажи, развиваем мелкую моторику. Стимулируем тактильные ощущения, вестибулярные, когда носим на руках, зрительные и слуховые, когда берём ребёнка с собой в слинге, например или просто на руках. Обонятельные, вкусовые и так далее. Все это для развития речи. Для того, чтобы активировать центры ощущений. Надо ли говорить, что если ребёнок много лежит в кроватке, и вообще, депривирован от окружающей среды, то ощущения развиваются слабже. Именно поэтому психологи работают с детьми в песочной терапии, возвращая детей на более раннюю стадию развития, проходя с ним то, что немного упущено ранее. Это ползание на корточках, плавание и много ещё чего, что делает психолог параллельно с логопедом.

Далее на фоне ощущений развивается восприятие. Ребёнок начинает распознавать, большое-маленькое, длинное-короткое, холодно-тепло, гладкое-шероховатое и так далее. Ощущения и восприятие работают вместе, просто ощущение чуть более раньше заложено.

В след посте расскажу про представления.

Нужен прямой эфир про формирование речи и психических процессов?

Пишите в комментариях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал для работы с детьми с задержкой психического развития и нарушениями речи

Не смотря на то, что тема «Музыкальное развитие детей с проблемами в развитии и обучении» в отечественной педагогике и дефектологии изучена недостаточно, творческая группа музыкальных руководителей г....

Консультация "Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей"

Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей...

Адаптированная образовательная рабочая программа воспитателя для детей с задержкой психического развития и нарушениями речи на 2017-2018 учебный год

Рабочая Программа  определяет  содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с задержкой психического развития  и направлена на формирование общей культуры,...

Психические процессы и нарушение речи часть 2

Психические процессы и нарушение речи часть 2...

Психические процессы и нарушение речи часть 3

Психические процессы и нарушение речи часть 3...

Психические процессы и нарушение речи часть 4

Психические процессы и нарушение речи часть 4...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)

Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...