Психические процессы и нарушение речи
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Если ребёнок плохо говорит? В чем здесь задача психолога, в отличии от логопеда или в тандеме с логопедом?
Часть 1.
❇️Речь -это психический процесс, который является продуктом согласованности работы психических процессов, которые формируются намного раньше, чем сама речь и продолжают формироваться с речью вместе позже. Что это за процессы?
✅Ощущение, восприятие, представления. Внимание и память. Если западает хотя бы один из них, то в будущем придётся корректировать речь. И если логопед работает непосредственно с самой речью, то Психолог восстанавливает упущенные ранее процессы, в любом возрасте ребёнка.
✅Взгляните на схему на фото. Представьте, что верх купола-это уже сформировавшаяся взрослая личность, или ребёнок с формировавшиеся речью и мышлением. Я внизу, у основания то, что развивается с Рождения.
Как в слоеном пироге, в ребёнке развиваются сначала ощущения, затем восприятие, затем представление и уже через них снизу вверх, красная нитка внимания и памяти, которая их скрепляет швом наверх к речи и мышлению.
✅Так вот, если у ребёнка плохо развиты ощущения на более ранних стадиях, например до года, то однозначно, будут некоторые подтормаживания в речи. Непроизношение каких то звуков, невоприятие каких-слов и и т.д. ✅Поэтому, когда дети маленькие, мы из обнимаем, желваки восьмерку пальчиком на стопе, берём на руки, позволяем копаться в манке, муке, Каутский на ортопедических мячиках, делаем массажи, развиваем мелкую моторику. Стимулируем тактильные ощущения, вестибулярные, когда носим на руках, зрительные и слуховые, когда берём ребёнка с собой в слинге, например или просто на руках. Обонятельные, вкусовые и так далее. Все это для развития речи. Для того, чтобы активировать центры ощущений. Надо ли говорить, что если ребёнок много лежит в кроватке, и вообще, депривирован от окружающей среды, то ощущения развиваются слабже. ✅Именно поэтому психологи работают с детьми в песочной терапии, возвращая детей на более раннюю стадию развития, проходя с ним то, что немного упущено ранее. Это ползание на корточках, плавание и много ещё чего, что делает психолог параллельно с логопедом.
✅Далее на фоне ощущений развивается восприятие. Ребёнок начинает распознавать, большое-маленькое, длинное-короткое, холодно-тепло, гладкое-шероховатое и так далее. Ощущения и восприятие работают вместе, просто ощущение чуть более раньше заложено.
В след посте расскажу про представления.
Нужен прямой эфир про формирование речи и психических процессов?
Пишите в комментариях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал для работы с детьми с задержкой психического развития и нарушениями речи
Не смотря на то, что тема «Музыкальное развитие детей с проблемами в развитии и обучении» в отечественной педагогике и дефектологии изучена недостаточно, творческая группа музыкальных руководителей г....
Консультация "Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей"
Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического развития и нарушений речи детей...
Адаптированная образовательная рабочая программа воспитателя для детей с задержкой психического развития и нарушениями речи на 2017-2018 учебный год
Рабочая Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с задержкой психического развития и направлена на формирование общей культуры,...
Психические процессы и нарушение речи часть 2
Психические процессы и нарушение речи часть 2...
Психические процессы и нарушение речи часть 3
Психические процессы и нарушение речи часть 3...
Психические процессы и нарушение речи часть 4
Психические процессы и нарушение речи часть 4...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)
Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...