Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкими интеллектуальными нарушениями
методическая разработка по коррекционной педагогике
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкими интеллектуальными нарушениями составлен с учетом основных направлений коррекционно-образовательной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пример вариант индивидуального маршрута сопровождения ребенка с умственной отсталостью
Ф. И. ребенка: ______________________
Срок реализации: ___________________
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Социально – коммуникативное развитие
Задачи
Первый – третий квартал
-закреплять невербальные (жестовые) и вербальные (речевые) способы общения;
- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
- формировать представления о своей семье, выделять состав семьи с помощью фотографий;
-продолжать формировать представления о частях собственного тела и лица, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
- развивать стремление действовать вместе, подражая взрослому и сверстникам, брать предметы в руки, действовать с ними: взять мяч, прокатить мяч через ворота; погрузить кубики в машину; покатать куклу в коляске, посадить куклу на стул, спеть кукле песенку, пожалеть куклу; и т.д.
- развивать восприятие сверстника как объекта взаимодействия на положительной эмоциональной основе;
- закреплять представление о половой принадлежности (мальчик, девочка, сынок, дочка)
-продолжать формировать представления об окружающем предметном мире; выделять, узнавать предметы и их изображения на картинках;
- знакомить с назначением и способами использования бытовых предметов, орудий по подражанию действиям взрослого, по образцу его действий и по словесной просьбе - инструкции;
- знакомить с праздниками.
Речевое развитие
Задачи
Первый – третий квартал
- учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату;
- накапливать пассивный словарь;
- воспитывать потребность в речевом общении;
- развивать понимание и выполнение одно и двухступенчатых инструкций;
- обучать пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы, овощи, фрукты;
- создавать условия для пробуждения речевой активности детей в быту, в играх, в самообслуживании, на занятиях;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения;
- учить высказывать в речи свои потребности «Хочу пить», «Дай покушать», «Хочу в туалет»
Познавательное развитие
Задачи
Первый – третий квартал
- учить обыгрывать предметы, действовать с ними в процессе игр с математическим содержанием;
- учить действовать по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием;
- знакомить со способами проверки, используя приемы наложения и приложения для определения количества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;
- осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию);
- развивать зрительно-двигательную координацию, учить прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т.п.;
- знакомить с геометрическими фигурами - круг, квадрат, треугольник.
- учить находить фигуры из ряда картинок.
-вызвать интерес к разнообразию окружающего мира;
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых для жизни человека (мебель, посуда, одежда, обувь и др.);
- формировать первичные представления о домашних и диких животных и птицах, детенышах ,внешнем виде и образе жизни.
Сенсорное развитие
1. Развитие зрительного восприятия и внимания
Задачи.
Первый – третий квартал
-учить выделять предмет из общего фона;
- развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов «Ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп», а потом с предметами, сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»;
- учить соотносить игрушку с ее изображением «Покажи, где ляля», «Покажи, где паровоз»;
- учить сличать парные предметы и картинки;
- учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого «Дай, что катится», «Возьми, что не катится»
- учить складывать из двух – трёх частей разрезную предметную картинку.
- учить воспринимать величину (большой, маленький)
- учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого «Кубик на кубик», «Дай такой же»
- учить находить парные предметы, расположенные в разных местах игровой комнаты.
2.Развитие слухового восприятия и внимания
Задачи
Первый – третий квартал
- знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки
- вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах (бубен, металлофон, барабан, дудочка, детское пианино)
- вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов (шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен)
- учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием: «ав-ав» - собака; «мяу» -кошка; «ку-ка-ре-ку» - петух; «пи-пи-пи» - цыпленок, игра «Кто в домике живет?» - учить различать на слух три слова с опорой на картинки
- учить дифференцировать звукоподражания, игра «Кто тебя позвал: кошка, лягушка, собака?» выбор из двух-трех предметов или картинок.
3. Развитие тактильно-двигательного восприятия
Задачи
Первый – третий квартал
- учить воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб
- учить различать на ощупь шар, куб; проводить выбор из двух шаров (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно
- учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно
- учить производить выбор по величине и форме по слову («Дай большой мяч», «Дай маленький мяч») на ощупь
- учить дифференцировать предметы по признаку «мокрый - сухой» полотенце, одежда, камешки, дорожки, листочки; «горячий – холодный» суп, чай, снег, дождь
4.Развитие вкусовой чувствительности
Задачи
- знакомить с различными вкусовыми характеристиками продуктов питания игра «Угадай на вкус»
Формирование элементарных количественных представлений
Задачи
Первый – третий квартал
- знакомить с практическими действиями с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами
- учить выделять 1 и много предметов из группы по подражанию, образцу
- учить понимать вопрос сколько? отвечать на вопрос (ответы детей могут быть в вербальной и невербальной форме)
- учить различать количества пустой - полный
- учить выделять 2 предмета из группы по подражанию, образцу.
Ознакомление с окружающим миром
Задачи
Первый – третий квартал
- формировать представление об изменчивости погоды, знакомить с признаками осени
- знакомить с овощами и фруктами (морковь, лук, огурец, картошка, яблоко, груша, апельсин, лимон, помидор
- закреплять представления о домашних животных: кошке, собаке, корове, лошади, козе, свинье (части тела — голова, туловище, лапы, хвост; глаза, уши, нос, рога)
- учить узнавать знакомых животных по их голосам (звукоподражанию)
- знакомить с профессиями врача, шофёра
- знакомить с дикими животными: зайцем, ежом, медведем, лисой (строение, образ жизни)
- формировать представления о зиме как о времени года, закреплять представления детей о праздниках зимы
- расширять представления о посуде:
- познакомить с блюдцами, ножом, кастрюлей, чайником, половником, сковородой;
- знакомить с предметами одежды и обуви: пальто, шапка, шарф, варежки, сапоги, ботинки, туфли
- закреплять понятие о пище, знакомить с блюдами
- учить наблюдать за повадками и поведением птиц
- учить дифференцировать деревья, траву и цветы
Ознакомление с художественной литературой
Задачи
Первый – третий квартал
- разучивать наизусть стихи, песни и загадки, содержание которых связано с календарем природы и праздниками;
- продолжать учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок;
- формировать умение слушать и понимать содержание художественных произведений при использовании различных дидактических приемов (кукольный и настольный театр, фланелеграф, пальчиковый театр);
-формировать бережное отношение к книге, стремление самостоятельно рассматривать и пересматривать иллюстрации, желание повторно послушать любимую книгу;
-привлекать к участию в совместном с взрослым рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации;
Развитие ручной моторики
Задачи
Первый – третий квартал
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений обеих
рук, зрительно - двигательную координацию в процессе игр с предметами-
орудиями;
- учить нанизывать крупные бусы из разного материала на шнурок по образцу, по словесной инструкции взрослого;
- продолжать учить бросать мелкие предметы (горох, фасоль, орехи) в сосуд с широким горлышком, используя захват предметов щепотью
- развивать операционально-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета и различные предметы бытового назначения);
- учить проводить пальцами по дорожке на листе бумаги, от ее начала до конца (ширина дорожки от 2,5—2 до 1,5— 1 см)
- учить проводить карандашом непрерывную линию от ее начала до конца дорожки (ширина дорожки от 2,5—2 до 1,5—1 см)
- учить выкладывать дорожки из мелких предметов (гороха, фасоли, семечек) по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу («Грядки»)
- продолжать проводить с детьми игры с пальцами с речевым сопровождением по подражанию и образцу (пальчиковая гимнастика) «Пальчики в лесу», «Туки – тук», «Пальчик где твой домик»
- учить проводить прямые линии по пунктирам до определенной точки сверху вниз, слева направо «Дождик», «Светит солнышко», «Заборчик»
Обучение игре
Задачи
Первый – третий квартал
- развивать интерес к ролевым играм, стремление играть вместе со
взрослыми и другими детьми;
- организовывать условия для игры: подбор и изготовление атрибутов,
расположение их в пространстве для игры и т. п.;
- разнообразить действия с куклой и другими образными игрушками;
- поощрять самостоятельное желание играть в знакомые игры;
- учить воспроизводить цепочку игровых действий: кормление, укладывание куклы спать, гулянье с ней, мытье куклы, одевание, раздевание куклы.
- учить участвовать в инсценировании сказок «Колобок», «Репка», «Теремок»
- знакомить с сюжетными играми «Магазин», «Доктор»
- закреплять умение участвовать в коллективной строительной игре «Построим дом», «Построим гараж для машин», «Построим зоопарк»
Варианты игр
Игра «Дочки-матери»
«У нас в гостях кукла Катя»,«Кукла хочет спать», «День рождения медвежонка», «Прогулка малышей», «Купание малышей-голышей», «Стирка», «Праздник елки», «Оденем доченьку на прогулку», «Кукла Катя проснулась», «Поездка в гости на автобусе».
Игра «Автобус»
«Строим автобус», «Едем в школу», «Едем в парк», «Катаемся по городу», «Едем в гости».
Игра в магазин»
«Овощной магазин», «Продуктовый магазин», «Магазин игрушек», «Магазин
одежды».
Игра «Парикмахерская»
«Мама ведет дочку в парикмахерскую (игры с куклой)», «Папа ведет сына в
парикмахерскую (игры с куклой)», «Едем на автобусе в парикмахерскую»,
«Делаем прически к празднику» и т. п.
Игра «Доктор»
«На приеме у врача в медицинском кабинете», «Кукла Катя заболела», «Осмотр у врача», «В процедурном кабинете», «На приеме у врача в поликлинике
«Врачи скорой помощи едут лечить Катю».
Конструирование
Задачи
Первый – третий квартал
- вызывать интерес и эмоциональные реакции на конструктивную деятельность взрослого, создание простых построек для сюжетных игр («Башня для мышки», «Дорожка для мишки», «Гараж для машины», «Лесенка для зайчика» и т. д.)
- привлекать к совместным действиям со взрослым для создания простых построек; использование их в игре, сопровождаемой речевыми комментариями: «Вот строим домик для ежика. Открой дверь, туда ежик войдет. Вот так, вошел. Теперь закрой дверь, ежик там будет жить, спать»
- создавать условия для развития интереса к процессу конструирования, вовлекать в создание совместных напольных конструкций из строительного материала или мягких модулей («Дом для зайчика», «Дорожка для детей», «Ворота»)
-учить детей участвовать в коллективных постройках и играть, используя их
- учить строить из палочек «Домик» из трех палочек, «Дорожка», «Заборчик»
- учить создавать конструкции в разных условиях - на полу и на столе
- закреплять умение создавать простые постройки по образцу «Елочка» из палочек, «Мебель для куклы»
Физическое развитие
Задачи
Первый – третий квартал
-учить выполнять инструкцию взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.
-учить выполнять движения и действия по подражанию, показу и речевой инструкции взрослого.
-формировать интерес к участию в подвижных играх, обучать правилам некоторых подвижных игр
-учить бросать мяч в цель двумя руками.
-учить ловить мяч среднего размера.
-учить ходить по дорожке и следам.
-учить бегать вслед за воспитателем.
-учить прыгать на двух ногах на месте, передвигаться прыжками.
-учить ползать по гимнастической скамейке.
-учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе.
Культурно – гигиенические навыки
Задачи
- поддерживать и поощрять стремление ребенка к самостоятельности;
- привлекать внимание к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. п.;
- учить раздеваться и одеваться самостоятельно, с частичной помощью
взрослого и помощью друг другу;
- воспитывать культурные привычки: пользоваться носовым платком и
личной расческой;
-учить своевременно пользоваться туалетом;
- учить пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи;
- учить умывать лицо, руки в определенной последовательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальный маршрут сопровождения ребенка
один из видов индивидуального маршрута сопровождения ребенка на дому или в ДОУ...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР младшего (среднего) дошкольного возраста
Индивидуализация дошкольного образования является актуальным в период перехода на ФГОС. В связи с тем, что в настоящее время дети с заключениями ПМПКа остаются в группах общеобразовательно...
Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)
Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)
Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ....
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего вида
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем....
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение воспитателей.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста
Работа содержит в себе пример как можно оргагнизовать индивидуальное сопрвождение ребенка с легкой умственной отсталостью педагогом-дефектологом. Перечисленные основные направления коррекционной работ...