Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Антонова Нина Владимировна

Работа содержит в себе пример как можно оргагнизовать индивидуальное сопрвождение ребенка с легкой умственной отсталостью педагогом-дефектологом. Перечисленные основные направления коррекционной работы, выделены задачи и подобраны примеры игр и заданий для решения этих задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut_soprovozhdeniya_rebenka.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста

 Ф. И. ребенка: __________________________________

Срок реализации: _2016-2017 учебный год_________________

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Сроки проведения коррекционно-развивающей работы

Развитие восприятия (сенсорных эталонов)

Зрительное восприятие

Развивать восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

Развивать восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, шар, куб)

Развивать восприятие величины (большой-малый, длинный- короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий)

Слуховое восприятие

Развивать слуховое восприятие: развитие неречевого слуха и развитие речевого слуха)

«Подбери по цвету»

«Найди такого же цвета»

«Подбери домик для игрушки»

 «Разложи предметы по цветным ящикам»

«Подбери колеса для машины»

«Покажи шарик красного цвета, синего

цвета…»

 «Какого цвета колечко?»

«Назови цвет каждой из улиток»

«Найди такую же фигуру»

«Каждую фигуру на свое место»

«Коробка форм»

«Мебель для кукол»

«Покажи круг, квадрат…»

«Подбери предмет такой же формы»

«Что похоже на квадрат? круг?» «Геометрическая мозайка»

«Матрешки» (разбери и собери), «Пирамидка», «Елочки»

«Разбери пуговки» ( по величине)

«Расставь всех матрешек по росту»

«Строим лесенку» (палочки Кюизера)

«Дороги для машинок»

«Угадай, что звучит?»

 «Где спрятался колокольчик?» «Звени колокольчик»

«Кто в теремочке живет?», «Кто тебя позвал?»,

«Какая у меня картинка»

ноябрь – январь

февраль

март – май

май

ноябрь – декабрь

январь

январь – май

апрель - май

ноябрь – декабрь

январь

март – апрель

май

ноябрь – декабрь

январь - май

Развитие  восприятия  (сенсорных эталонов)

Тактильное восприятие

Развивать  тактильное восприятие

Пространственное восприятие

Развивать восприятие пространства и ориентировка в нем (высоко – низко, далеко – близко)

«Чудесный мешочек»

«Найди кубик, шарик…»

 «Тактильные дощечки»

«Чей это контур»

«Почтовый ящик»

«Спрячем и найдем»

«Дом для матрешки»,

«Будь внимательный, строй как я»

«Кто стоит наверху, внизу, рядом»

«Прятки»

ноябрь – март

ноябрь -февраль

март – май

Развитие внимания

Развивать объем внимания

Развивать  концентрацию внимания

Развивать устойчивость внимания

«Рассмотри картинки, назови картинки по памяти»

«Парные картинки»

«Найди отличия»

«Найди такую же»

«Найди  на картинке всех котят, все чашки», «Раскрась все грибочки»

«Найди на рисунке те предметы, которые стоят на полочке»

« Лабиринты», «Смотри и ищи»

май

февраль

февраль-март

апрель

март-май

май

Развитие памяти

Развивать слуховую

память

Развивать зрительную память (4-5 предметов)

Развитие двигательной памяти

«Какие инструменты ты слышал»

«Запомни звуки»

«У кого какой голос?»

«Послушай и запомни, кто что делает?»

«Что пропало?»

«Угадай, чего не стало?»

 «Что изменилось?»

«Наша зарядка»

«Покажи руками»

«Как достать игрушку с полки?»

«Кто как передвигается?»

февраль

март-апрель

май

март

апрель

май

январь-май

Развитие мышления

Развивать обобщение/конкретизация  

Развивать анализ

Развивать синтез

Развивать сравнение

Развивать систематизацию

 «Чей домик?»

«Покажи овощи…фрукты…грибы»

«Назови одним словом»

«Чего не хватает у каждого предмета»

 «Что лишнее?»

«Четвертый лишний»

«Покажи все красные предметы, все круглые предметы, все мячи»

«Разрезные картинки»

 «Собери картинку» (посуда)

«Кубики с картинками 4 – 6 кубиков»

«Найди отличия»

«Подбери заплатки к коврикам»

«Пустой квадрат»

ноябрь – январь

март

май

февраль

апрель - май

май

декабрь

январь - февраль

февраль – апрель

апрель – май

май

Овладение способами усвоению общественного опыта

Развитие подражания

Усвоение действий по образцу

«Покатай куклу»

«Зеркало»

«Обезьянка»

«Куклы пляшут»

«Ловкий мишка»

«Сделай как я»

Игры с бросовым материалом

Игры с природным материалом

Игры по конструированию простейших построек

ноябрь-декабрь

январь

февраль-май

Развитие речи

Импрессивная речь

Развивать лексические категории

- понимание конкретных существительных

- понимание обобщающих слов

- понимание действий

- понимание поручений (по речевой инструкции)

Развивать грамматические категории

- понимание форм ед. и мн. числа

существительных

- понимание форм ед. и мн. числа глаголов

«Покажи у мишки голову, лапы.уши…»

«Покажи стул, стол, окно, голову, руку…»

«Возьми стул, куклу…»

«Назови, что покажу»

Покажи на картинках:

 Игрушки

Посуду

Одежду

Животных

Машины

Профессии доктор, повар, продавец, парикмахер

«Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет»

«Принеси мне мишку»

«Принеси большой мяч»

«Найди и принеси зайчонка»

«Покажи где на картинках кот – коты, мяч – мячи, дом – дома, кукла – куклы»

«Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, летит птица – летят птицы»

ноябрь- январь

март – май

ноябрь

январь

февраль – март

март

Ноябрь

декабрь – январь

февраль

Развитие речи

- понимание падежных конструкций

- понимание существительных в уменьшительно-ласкательной форме

- понимание предложений (по содержанию знакомых сказок)

Развивать артикуляционную моторику

Слоговая структура

Развивать слоговую структуру слова

Фонематический слух

- развитие оппозиционных звуков

«Покажи, что стоит на полке, на столе, на шкафу»

«Покажи, что стоит в стаканчике, в шкафу…»

«Покажи на картинках мяч – мячик, куклу – куколку, медведя – медвежонка»

«Покажи на картинке, где бабушка и дедушка плачет»

«Покажи как курочка деда и бабушку успокаивала»

Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

«Улыбка»

«Хоботок»

«Лопатка»

«Иголка»

«Качели»

«Маятник»

«Лошадка»

«Повтори за мной» (дом, кот, дуб, бык, вата, Дима, Тома, вагоны, бананы)

«Как плачет кукла» (а-а-а)

«Покажи доктору горлышко и скажи а-а-а»

«Вот гудит паровоз у-у-у»

«Как кричит лошадка?» (и-и-и)

Как плачет малыш?» (уа)

«Плачет котенок – мяу»

«Как коровушка мычит?» (му)

«Полаем, как собачка» (ав)

«Как мышки пищат?» (пи-пи-пи)

«Как курочка зовет цыпляток?» (ко-ко-ко)

«Гуси, гуси- га-га-га»

январь - февраль

март

ноябрь – май

ежедневно

ноябрь – май

апрель-май

ноябрь - март

Развитие речи

- развитие дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

- развитие дифференциации оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении

Экспрессивная речь

Развитие делового эмоционального общения

Лексика

- развивать номинативный словарь

- развивать предикативный словарь

(стоит, сидит, играет, рисует)

- развивать атрибутивный словарь

 

«Покажи картинки: кот – кит»

«Покажи картинки: бак – мак, миска – киска»

«Согласие и отказ»

«Позови»

«Передай колокольчик»

«Помоги»

«Найди, с кем играть»

«Назови словом части тела, предмета» (по картинкам)

 «Назови предметы одним словом» (по картинкам)

 «Назови, кто это?»

«Скажи, кто что делает» (по картинкам)

«Рассмотри и расскажи, что делает мама»

«Что мы делали - не скажем»

«Водители и строители»

«Назови, какого цвета»

«Назови, какой формы»

март

апрель

ноябрь-декабрь

 январь

февраль-март

март

март – апрель

май

апрель – май

Развитие сюжетно-ролевой игры

Последовательное обыгрывание игрушек

Сюжетные игры

«Наведи порядок»

«Накрой на стол»

«Покорми куклу»

«Уложи зайчика спать»

«Одень куклу на прогулку»

«Завези машины в гаражи»

«Ремонт машины»

«Магазин»

«Доктор»

«Автобус»

«Кафе»

«Парикмахерская»

ноябрь  -январь

февраль - май

Развитие тонкой моторики рук

Развивать тонкую моторику

-

Пальчиковые игры

Самомассаж пальцев и кистей рук

«Пластилинография»

 «Игры с фасолью»

 «Рисуем по крупе»

«Собираем бусы»

«Собери картинку» (игры с прищепками)

«Рисуем ладошкой»

«Рисуем пальчиками»

«Нарисуй для коровушки много травки»

«Дорисуй котятам усы»

«Нарисуй ежику иголки»

ежедневно

ноябрь-декабрь

январь-март

февраль - март

апрель

май

При составлении индивидуального маршрута сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего  дошкольного возраста  пользовалась следующими источниками:

  1. Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 3-4 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
  2. Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
  3. «Что должен знать ребенок 3 – 4 лет». Тесты
  4.  О.Н. Земцова. Тесты для детей 3 – 4 лет. Умные книжки.
  5. Катаева А.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
  6. Л.Б. Баряева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; 2002.
  7. «Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии»: Учеб.--метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996.
  8.  Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д. Соколова "Диагностика - Развитие - Коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Методический материал отражает вариант индивидуального коррекционно – развивающего маршрута сопровождения ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста. Рассмотрены принци...

Формирование семантической стороны речи детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста.

данные представленны после проведенного исследования на базе компенсирующего детского сада....

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При З...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкими интеллектуальными нарушениями

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкими интеллектуальными нарушениями составлен с учетом основных направлений коррекционно-образовательной работы....

Педагогические условия развития игровой деятельности у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста

Игра выступает ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды  деятельности  и формируются умения коллективных творческих действий и...

Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Консультация для родителей«Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»...