Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста. Педагогическое сопровождение воспитателей.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально - личностному развитию ребенка:
- Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
- Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
- Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
- Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
- государственным заказом;
- потребностями и запросами родителей;
- индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
- возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются для:
- детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
- детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
- формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.
- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
- формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
- Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
- Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
- Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
- Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
- Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута
- Этап наблюдения.
- Диагностический этап.
- Этап конструирования.
- Этап реализации
- Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
Первый этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»
(Предлагаю некоторые вопросы, решаемые воспитателем в процессе наблюдения)
Диагностический этап.
На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения педагогом-психологом заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»
(Предлагаю для воспитателя бланки с ключевыми вопросами на этом этапе: "Акт обследования ЖБУ", "Медицинское заключение", "Характеристика ребёнка", "Заключение по результатам социально-педагогического обследования")
Этап конструирования.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
(План мероприятий в приложении)
Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.! Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
На 5 этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась).
Предполагаемый результат (сопровождения всех специалистов ДОУ):
- развитие социальной компетентности;
- развитие коммуникативных навыков;
- коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ;
- развитие чувства самоценности;
- коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Предполагаемый результат (педагогического сопровождения воспитателей):
- Развиты общая и мелкая моторика.
- Развиты культурно-гигиенические и социально-коммуникативные навыки.
- Сформирована манипуляционная деятельность ребенка.
- Сформированы представления об окружающем мире.
- Сформированы представления о пространстве и времени.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Используемые источники:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
акт обследования жилищных условий | 39 КБ |
мед заключение | 13.6 КБ |
наблюдение за ребенком | 27.5 КБ |
заключение | 33.5 КБ |
характеристика | 35.5 КБ |
Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР из опекаемой семьи сентябрь - ноябрь | 40.4 КБ |
Индивидуальный маршрут ребёнка с ЗПР из опекаемой семьи декабрь-февраль | 43.19 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТ
обследования материально-бытового положения
от ______________ 20____г
1.ФИО обследованного (полностью)_____________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2.Место обучения_________________________________________________________
3.Домашний адрес___________________________________________________тел.______________
4.Дата рождения______________________________________
5. Данные св-ва о рождении (серия, номер, кем и когда выдан) _______________________________
____________________________________________________________________________________
6. Состав семьи: прописано _________чел., проживает совместно ____________чел.
ФИО | Родственные отношения | Дата рождения | Где работает или учиться | Размер дохода |
7.Жилищно-бытовые условия:___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. О чем заявление____________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписи членов комиссии проводивших обследование:
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
Родитель: ______________________________________
Предварительный просмотр:
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________
Дата рождения____.____.20_____ года рождения,
Группа №_______ МДОБУ д/с № 11.
Посещает детский сад № 11 с ____.____.20__ года.
Перенесенные заболевания:
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- _________________________________________________________________
Сопутствующие заболевания:
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
Профилактические прививки (не) сделаны по возрасту.
Физическое развитие ____________________________
Группа здоровья ________________________.
Медсестра ___________________________
Предварительный просмотр:
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОСПИТАННИКОМ
группы № ______МДОБУ д/с № 11
_______________________________________
«____»_______20_____г.
Наблюдение проводят индивидуально за каждым ребенком. При этом используют следующие критерии.
- Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
А) легко включается в работу
Б) активно действует
В) действует спокойно, без лишних слов
Г) робко, неуверенно
- Как реагирует ребенок на замечания педагога:
А) говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же
Б) не слушает или поступает по-своему
В) выслушивает молча
Г) молчит, обижен, переживает
- Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях:
А) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других
Б) быстро, со страстью, но не слушает
В) медленно, спокойно, но уверенно
Г) с большой уверенностью
- Как ведет себя в непривычной обстановке:
А) легко ориентируется, проявляет активность
Б) активен, проявляет повышенную возбудимость
В) спокойно рассматривает окружающее
В) робок, растерян.
РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЯ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитатель:______________
Предварительный просмотр:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.
1. Цель обследования (социальные, педагогические проблемы, трудности в воспитании, в общении, проблемы со здоровьем) _______________________________________________________________________
2. Дата обследования ___________________
3. Ф.И.О. ребенка _____________________________________________________________________________
4. Дата рождения _______________________
5. Домашний адрес ____________________________________________________________________________
6. Группа, № МДОБУ ___________________
7. С кем проживает ребенок ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Ф.И.О. родителей, их место работы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какое помещение занимает семья (комната в квартире, отдельная кв-ра, общежитие, времянка, частный дом)_________________________________________________________________________________________
10. Какие удобства имеются (горячая вода, ванна, лифт, телефон)_____________________________________
11. Санитарное состояние занимаемого помещения ________________________________________________
12. Имеются условия для занятий ________________________________________________________________
сна ___________________________________________________________________
отдыха ________________________________________________________________
Имеется библиотека _______________________________________________________________________
игрушки __________________________________________________________________________
13. Бюджет семъи ___________________________________________на_____________чел.
14. Взаимоотношения в семье___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
15. Поведение в МДОУ_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблемы у ребенка___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Выявлены интересы: любимое занятие ________________________________________________________
посещение кружков в ДОУ________________________________________________
17. Условия для отдыха в каникулярное время _____________________________________________________
в выходные дни __________________________________________________________
летом __________________________________________________________________
18. ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОБЛЕМАМ ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитатель МДОБУ № 11__________________________С.В. Файзуллина
Предварительный просмотр:
Характеристика на воспитанника
МДОБУ д/с № 11 комбинированного вида городского округа г. Нефтекамск РБ
ФИ ребенка_______________________________________________________________
Группа (возрастная) коррекционная________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________
Дата рождения___________________
С какого времени посещает ДОУ________________ данную группу________________
Характеристика семьи:
Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы:
Мать:______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________Отец:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав семьи: полная, неполная, многодетная.
Наличие братьев и сестер:____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)
Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?
_______________________________________________________________________
Успехами ребенка родители - интересуются/ не интересуются, родительские собрания посещают/ не посещают, участие в жизни группы принимают/ не принимают (подчеркнуть).
Контакт воспитателей с родителями (родственниками) установлен/ не установлен (избегают общения, конфликт), другое (указать)__________________________________ ___________________________________________________________________________
Взаимоотношения со сверстниками – общительный/ замкнутый/ агрессивный/ плаксивый/ предпочитает одиночество/ другое (указать)___________________________ ___________________________________________________________________________
Взаимоотношения с педагогами – доверительные, идет на контакт/ избегает общения/ агрессивно настроен/ другое (указать)___________________________________________ ___________________________________________________________________________
Соматическое здоровье – редко болеет/ часто болеет простудными заболеваниями/ имеются хронические заболевания/ плохо ест/ трудно засыпает и беспокойно спит/ иное (указать)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика деятельности:
навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.),
лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.
Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую.
Как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, к детям за помощью, самостоятельно ищет выход.
Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость. Преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное.
Нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.
Основная сложность при взаимодействии с ребенком и его семьей_______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ____.____.201___ г.
Воспитатели
_________________ (Бариева М.Н.)
_________________(Файзуллина С.В.)
Заведующий
_________________(Чигвинцева Е.Е.)
М. П.
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение воспитателей
План работы с родителями
Месяц | МЕРОПРИЯТИЯ | РЕЗУЛЬТАТ | |
СЕНТЯБРЬ | Цели и задачи:
|
|
|
ОКТЯБРЬ |
педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
|
|
|
НОЯБРЬ |
педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
|
- Экскурсия в зоопарк (при наличии). - Поход в спорт комплекс ФК «Торос». - «Экскурсии к памятным местам г. Нефтекамск» - Экскурсия в осенний лес с целью рассматривания деревьев родного края.
|
|
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение воспитателей
План работы с родителями
Месяц | Цели и задачи | МЕРОПРИЯТИЯ | РЕЗУЛЬТАТ |
ДЕКАБРЬ |
|
Индивидуальное консультирование специалистами (по четвергам). |
|
ЯНВАРЬ |
|
|
|
ФЕВРАЛЬ |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...
Педагогическое сопровождение ребенка раннего возраста при адаптации его к дошкольному учреждению
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР«ДЕТСКИЙ САД № 130»РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ,350049, ГОР...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год
Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...
Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста
Перспективное планирование в работе с детьми дошкольного возраста, с учетом индивидуальных особенностей в развитии...
Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год
Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешнойсоциализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, ча...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2019 -2020 год Образовательная область "Физическое развитие"
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на 2019 -2020 год Образовательная область "Физическое развитие"...
- Мне нравится (2)