Использование песочной терапии учителем логопедом и дефектологом в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью
статья по коррекционной педагогике
Дети с умеренной умственной отсталостью (УУО) представляют особую категорию, у них нарушена познавательная деятельность, не сформированы сенсомоторные навыки, а также проявляется несформированность всей речевой системы. У таких детей, даже в старшем дошкольном возрасте, сохраняется наглядно-действенный образ мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_praktika_inklyuzivnogo_obrazovaniya_kishchukova_kirpicheva.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование песочной терапии учителем логопедом и дефектологом в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (далее - ФГОС) для детей с умственной отсталостью, дает возможность, проявить свою индивидуальность.
Дети с умеренной умственной отсталостью (УУО) представляют особую категорию, у них нарушена познавательная деятельность, не сформированы сенсомоторные навыки, а также проявляется несформированность всей речевой системы. У таких детей, даже в старшем дошкольном возрасте, сохраняется наглядно-действенный образ мышления.
Для того чтобы ребенок с умственной отсталостью смог успешно развиваться и постепенно вливаться с социум педагогам необходимо организовать учебную деятельность так, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности ребенка.
Поэтому в нашей совместной коррекционно-развивающей работе, особое место занимает специальная техника – песочная терапия. Нами была поставлена цель и из неё мы выделили следующие задачи.
Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми с умеренной умственной отсталостью, для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно – образовательных задач детьми, посредствам технологии песочная терапия.
Задачи:
- развивать познавательные способности детей;
- развивать сенсорное восприятие;
- развивать мелкую моторику рук и тактильно-кинетическую чувствительность;
- развивать графо моторные функции;
- развивать навыки ориентировки в малом пространстве;
- развивать речь, фонематический слух;
- развивать коммуникативные навыки.
Ребенок с УУО нуждается в специальных методах, приемах и средствах воспитания и обучения, которые учитывают особенности его развития. Воспитание и обучение таких детей осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, а также степенью выраженности нарушения развития, спецификой вторичных отклонении в развитии. Наиболее эффективными в работе с умственно отсталыми детьми являются игровые, наглядные и практические методы обучения.
И поэтому мы хотим поделиться нашим опытом работы в организации коррекционной помощи детям с умеренной умственной отсталостью через песочную терапию.
Каковы же общие формы нашего взаимодействия?
В начале учебного года, совместно мы проводим диагностику детей, которая помогает нам выявить и учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка. Затем обсуждаем и планируем работу на год.
Составляется совместный план индивидуальных занятий, в зависимости от степени нарушений. Для подготовки данных занятий учитель – логопед подбирает речевой материал для детей, учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую.
На начальных этапах коррекционно-развивающего воздействия важно вести работу по развитию сенсорного восприятия. Одним из направлений работы является развитие тактильно-двигательного восприятия: дети учатся различать предметы на ощупь по различным признакам (форма, величина, текстура).
А учитель – логопед, в свою очередь, развивает мелкую моторику пальцев рук, как с речевым, так и без речевого сопровождения.
Все игры и задания проводятся с помощью песка.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает различные виды игр на песке.
Познавательные игры: игры на знакомство с окружающим миром, географические игры; фантастические и исторические, игры- экскурсии по городу.
Проективные игры: проективные можно проводить индивидуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. Ребёнок выбирает игрушки и строит свой мир, свою сказку. Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х человек, и более, в зависимости от размера песочницы.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:
- значительно возрастает интерес к коррекционным занятиям;
- развивается мелкая моторика рук;
- развивается мышление, память, внимание, восприятие;
- развивается фонематический слух и восприятие;
- развиваются коммуникативные навыки;
- расширяется словарный запас;
- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;
- сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.
Таким образом, игры с песком считаем очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной совместной работе учителя логопеда и дефектолога. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование коррекционно – педагогических технологий учителя - логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.»
laquo;Использование коррекционно – педагогических технологий учителя - логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.»...
Технологическая карта музыкального занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью
Не всегда педагог сориентируется как построить музыкальное занятие с детьми с ОВЗ, аутистами. Я попробовала и получилось....
Сказкотерапия в работе с детьми с глубокой умственной отсталостью
Применение сказки в коррекционной работе с детьми с глубокими умственными нарушениями интелекта...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ (умственная отсталость) в условиях специального учреждения
Аннотация: в статье освещены вопросы организации педагогической работы по формированию у детей с ОВЗ (умственная отсталость) навыков здоровьесбережения....
Семинар "Система коррекционно-развивающей работы с детьми с легкой умственной отсталостью в рамках реализации АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"
Выступление на семинаре....
Презентация "Нетрадиционные техники рисования, используемые в педагогической деятельности с детьми с умеренной умственной отсталостью, ТМНР"
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей с умеренной умственной отсталостью, ТМНР о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, ...
«Организация подгрупповой работы учителя-дефектолога с дошкольниками с легкой и умеренной умственной отсталостью в условиях коррекционной группы ДОУ»
Тема: Где спит рыбка?Дети: 6-9 лет, 1-3 класс коррекционной школы.Цель: создать условия для закрепления, уточнения и расширения знаний детей о диких животных леса.Задачи:Воспитател...