Главные вкладки
Использование песочной терапии учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Использование песочной терапии учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование песочной терапии учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ
Доклад подготовила
учитель-логопед Буланова Т.П.
г.Ульяновск, 2024г.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе, с которыми очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы.
Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:
- во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".
- в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.
Занятия можно проводить как самостоятельные, так и как часть коррекционного занятия. В зависимости от проблематики, занятия проводятся индивидуально или коллективно. В работе используются, как круглые, так и прямоугольные песочницы.
На занятиях можно использовать следующие упражнения и игры, которые способствуют развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста:
- Развитие зрительного восприятия.
- Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета.
- Соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке.
- Найти из разложенных на песке предметов одинаковые.
- Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.
- Узнать и дорисовать предмет по неполному изображению.
- Предложить выполнить такое задание: проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т.д.
- Развитие пространственной ориентации
Расположи игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т.д. В данных упражнениях отрабатывается ориентировка на листе бумаги, происходит развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания, формируется контроль собственного поведения.
- Развитие внимания.
Таких свойств внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, предлагаю детям рисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками).
- Актуализация знаний элементарных математических представлений:
- Повторение цифр и счет. Здесь ребенок может под диктовку учителя написать цифры; дополнить числовой ряд, самостоятельно вписав нужное число в нужное место; пересчитать определенные предметы в песочнице или поместить туда нужное количество счетного материала.
- Закрепление знаний изученных геометрических форм.
- При изучении новой геометрической формы для более прочного усвоения знаний можно попросить ребенка обвести нужную фигуру на песке пальчиком по трафарету.
- Изучение и актуализация знаний мер длины: длинный-короткий, высокий-низкий, маленький-большой и т.д. Здесь можно попросить ребенка выложить в песочницу соответствующие пары предметов или изобразить их на песке. Например, нарисуй длинную веревочку, а под ней короткую.
- Обучение ребенка умению решать задачи, особенно при мини театрализации условий задачи в песочнице, также происходит быстрее и легче.
- Развитие различных видов памяти
- Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого дефектолог просит разложить предметы по памяти в песочнице.
- В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, дефектолог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.
- В песочнице разложены несколько предметов, затем один из них закапывается в песок в том месте, где он находился в то время, как ученик отворачивается. Задача ребенка – вспомнить, какой предмет исчез и в каком месте он находился, а затем извлечь его из песка.
- Развитие мыслительных процессов
Интереснее для ребенка будет выполнение группировки предметов, их классификация, нахождение лишнего предмета и т.д. также при использовании игровых моментов в песочнице.
- Формирование слоговой структуры слова.
1. «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
2. «Исправь ошибку» - педагог чертит на песке ошибочное количество полосок и показывает картинку. Ребенок анализирует количество слогов в слове, изображённом на картинке, и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
3. «Раздели слово на слоги» - ребенок выкладывает буквами магнитной азбуки на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
4. «Художник» - педагог произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.
5. «Построй ступеньки» - педагог на песке располагает домики с одним, двумя и тремя окнами. Далее педагог предлагает детям разложить картинки по следующему принципу: возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.
- Совершенствование грамматического строя речи.
1. «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Педагог просит ребенка запомнить картинки, расположенные на песке, а затем прячет часть картинок в песок и просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
2. «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).
- Обучение грамоте.
1. «Напиши на песке» – ребенок лепит из песка заданные буквы, слоги и слова, и их читает. Допускается и другой вариант: педагог лепит, а ребенок читает.
2. «Буква потерялась». Можно предложить слепить из песка слово (с одним слогом, с двумя и т.д.), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Педагог угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:
- значительно возрастает интерес к коррекционным занятиям;
- развивается мелкая моторика рук;
- развивается мышление, память, внимание, восприятие;
- развивается фонематический слух и восприятие;
- развиваются коммуникативные навыки;
- расширяется словарный запас;
- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;
- происходит освоение навыков чтения и письма;
- сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.
Проведение ролевых игр в песочнице способствует развитию коммуникативных навыков, пополнению словарного запаса, расширению знаний об окружающем мире.
Цель: коррекция разных компонентов речи посредством песочной терапии
Задачи по реализации цели:
Коррекционно-образовательные:
- Активизация и актуализация словарного запаса детей с помощью песочной терапии.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие синтаксической стороны речи.
- Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
- Автоматизация звуков в речи.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие связной речи, памяти, мышления, творческого воображения, тонкой и артикуляционной моторики.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие диафрагмального дыхания.
Воспитательные:
- Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Таким образом, игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.
Как известно, порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета и песка в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую. Дети берут в руки предметы определённого цвета, выполняют с ними действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом и песком.
Автоматизация звука [Р]
Чистоговорки
Ра-ра-ра, начинается игра Ра-ра-ра, пробежаться нам пора Ра-ра-ра, продолжается игра
Ру-ру-ру, песок в горку соберу Ры-ры-ры, покатаю шар с горы
Ро-ро-ро, наберу песок в ведро Ра-ра-ра, высыпаю из ведра
«Песочные прятки»
#1042;ариант: Раскопай и узнаешь что спрятано: в правом нижнем углу? в правом верхнем углу? в середине? Ответы: -В правом нижнем углу я раскопала красный цилиндр. - В середине я раскопала красное ведро…и т.д. #1042;ариант: Нащупать предмет под песком, определить что это (шар). Затем достать и дать полный ответ: - да, это красный шар.
«Определить место звука [Р] в слове»
Логопед просит ребёнка построить два розовых забора и разложить предметы слева направо относительно себя (как читаем) и забора (закрепление предлогов). Ребёнок проговаривает свои действия: -Рыбка перед розовым забором. Звук Р в начале слова. Ведро и браслет между розовыми заборами. Звук Р в середине слова. Цилиндр и шар за розовым забором. Звук Р в конце слова
«Отгадай загадку» («Угадай, что спрятано в песке»)
Цель игры: развитие у ребенка мелкой моторики и мышления, развить у ребенка способность представлять предметы по их словесному описанию.
Для данной игры потребуются миниатюрные фигурки.
Суть игры: взрослый закапывает в песочницу маленькую фигурку, а затем загадывает ребенку загадку. Задача ребенка заключается в том, чтобы отгадать эту загадку, а в подтверждении правильности ответа откопать в песке эту фигурку.
«Чего на свете не бывает».
Цель игры: развивать воображение, связную речь.
Ход игры: предложить, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает»..Развивать связную речь, побудить сочинить сказку о получившемся.
«Общим словом назови и запомни»
Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Стимулирующий материал: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.
По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.
« Секреты сухого и мокрого песка»
Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоя-щие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгива-тель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей.
Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы». Игра «Норки-холмики»
Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.
Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия - инновационная технология психотерапевтической работы с детьми.
Статья рекомендована педагогам и психогоам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

СТАТЬЯ Использование песочной терапии в коррекционно–развивающей работе с детьми с особенностями психофизического развития
статья по песочной терапии...

Использование песочной терапии педагога-психолога в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общатьс...

Методические рекомендации по использованию Су-Джока учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми с ДЦП
Су-Джок терапия – простая и безопасная в применении нетрадиционная терапия (здоровьесберегающая технология)...

Использование песочной терапии учителем логопедом и дефектологом в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью
Дети с умеренной умственной отсталостью (УУО) представляют особую категорию, у них нарушена познавательная деятельность, не сформированы сенсомоторные навыки, а также проявляется несформированность вс...

«Использование технологии песочной терапии в коррекционно - развивающей работе с детьми »
Статья посвящена нетрадиционным формам работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно играм с песком. Описаны игры, направленные на развитие различных компонент...

Педагогический проект «Речевичок - здоровячок» (использование здоровьесберегающих технологий учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 6-и – 7-и лет)
Цель проекта: коррекция речевых нарушений детей через использование здоровьесберегающих технологий. Задачи проекта:- совершенствовать общую и мелк...