Использование песочной терапии учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Использование песочной терапии учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_pesochnoy_terapii_uchitelya_1.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Использование песочной терапии учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ

Доклад подготовила

учитель-логопед Буланова Т.П.

г.Ульяновск, 2024г.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе, с которыми очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы.

Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:

  • во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".
  • в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.

Занятия можно проводить как самостоятельные, так и как часть коррекционного занятия. В зависимости от проблематики, занятия проводятся индивидуально или коллективно. В работе используются, как круглые, так и прямоугольные песочницы.

На занятиях можно использовать следующие упражнения и игры, которые способствуют развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста:

  • Развитие зрительного восприятия.
  1. Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета.
  2. Соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке.
  3. Найти из разложенных на песке предметов одинаковые.
  4. Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.
  5. Узнать и дорисовать предмет по неполному изображению.
  6. Предложить выполнить такое задание: проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т.д.
  • Развитие пространственной ориентации

Расположи игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т.д. В данных упражнениях отрабатывается ориентировка на листе бумаги, происходит развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания, формируется контроль собственного поведения.

  • Развитие внимания.

Таких свойств внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, предлагаю детям рисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками).

  • Актуализация знаний элементарных математических представлений:
  1. Повторение цифр и счет. Здесь ребенок может под диктовку учителя написать цифры; дополнить числовой ряд, самостоятельно вписав нужное число в нужное место; пересчитать определенные предметы в песочнице или поместить туда нужное количество счетного материала.
  2. Закрепление знаний изученных геометрических форм.
  3. При изучении новой геометрической формы для более прочного усвоения знаний можно попросить ребенка обвести нужную фигуру на песке пальчиком по трафарету.
  4. Изучение и актуализация знаний мер длины: длинный-короткий, высокий-низкий, маленький-большой и т.д. Здесь можно попросить ребенка выложить в песочницу соответствующие пары предметов или изобразить их на песке. Например, нарисуй длинную веревочку, а под ней короткую.
  5. Обучение ребенка умению решать задачи, особенно при мини театрализации условий задачи в песочнице, также происходит быстрее и легче.
  • Развитие различных видов памяти
  1. Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого дефектолог просит разложить предметы по памяти в песочнице.
  2. В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, дефектолог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.
  3. В песочнице разложены несколько предметов, затем один из них закапывается в песок в том месте, где он находился в то время, как ученик отворачивается. Задача ребенка – вспомнить, какой предмет исчез и в каком месте он находился, а затем извлечь его из песка.
  • Развитие мыслительных процессов

Интереснее для ребенка будет выполнение группировки предметов, их классификация, нахождение лишнего предмета и т.д. также при использовании игровых моментов в песочнице.

  • Формирование слоговой структуры слова.

1. «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

2. «Исправь ошибку» - педагог чертит на песке ошибочное количество полосок и показывает картинку. Ребенок анализирует количество слогов в слове, изображённом на картинке, и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

3. «Раздели слово на слоги» - ребенок выкладывает буквами магнитной азбуки на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

4. «Художник» - педагог произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

5. «Построй ступеньки» - педагог на песке располагает домики с одним, двумя и тремя окнами. Далее педагог предлагает детям разложить картинки по следующему принципу: возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.

  • Совершенствование грамматического строя речи.

1. «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Педагог просит ребенка запомнить картинки, расположенные на песке, а затем прячет часть картинок в песок и просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

2. «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

  • Обучение грамоте.

1. «Напиши на песке» – ребенок лепит из песка заданные буквы, слоги и слова, и их читает. Допускается и другой вариант: педагог лепит, а ребенок читает.

2. «Буква потерялась». Можно предложить слепить из песка слово (с одним слогом, с двумя и т.д.), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Педагог угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

- значительно возрастает интерес к коррекционным занятиям;

- развивается мелкая моторика рук;

- развивается мышление, память, внимание, восприятие;

- развивается фонематический слух и восприятие;

- развиваются коммуникативные навыки;

- расширяется словарный запас;

- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;

- происходит освоение навыков чтения и письма;

- сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.

Проведение ролевых игр в песочнице способствует развитию коммуникативных навыков, пополнению словарного запаса, расширению знаний об окружающем мире.

Цель: коррекция разных компонентов речи посредством песочной терапии

Задачи по реализации цели:

Коррекционно-образовательные:

  • Активизация и актуализация словарного запаса детей с помощью песочной терапии.
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие синтаксической стороны речи.
  • Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.
  • Автоматизация звуков в речи.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие связной речи, памяти, мышления, творческого воображения, тонкой и артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие диафрагмального дыхания.

Воспитательные:

  • Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Таким образом, игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.

Как известно, порой утомительно и долго длится период автоматизации поставленного звука. Использование цвета и песка в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую. Дети берут в руки предметы определённого цвета, выполняют с ними действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом и песком.

Автоматизация звука [Р]

Чистоговорки

Ра-ра-ра, начинается игра Ра-ра-ра, пробежаться нам пора Ра-ра-ра, продолжается игра

Ру-ру-ру, песок в горку соберу Ры-ры-ры, покатаю шар с горы

Ро-ро-ро, наберу песок в ведро Ра-ра-ра, высыпаю из ведра

«Песочные прятки»

#1042;ариант: Раскопай и узнаешь что спрятано: в правом нижнем углу? в правом верхнем углу? в середине? Ответы: -В правом нижнем углу я раскопала красный цилиндр. - В середине я раскопала красное ведро…и т.д. #1042;ариант: Нащупать предмет под песком, определить что это (шар). Затем достать и дать полный ответ: - да, это красный шар.

«Определить место звука [Р] в слове»

Логопед просит ребёнка построить два розовых забора и разложить предметы слева направо относительно себя (как читаем) и забора (закрепление предлогов). Ребёнок проговаривает свои действия: -Рыбка перед розовым забором. Звук Р в начале слова. Ведро и браслет между розовыми заборами. Звук Р в середине слова. Цилиндр и шар за розовым забором. Звук Р в конце слова

«Отгадай загадку» («Угадай, что спрятано в песке»)

Цель игры: развитие у ребенка мелкой моторики и мышления, развить у ребенка способность представлять предметы по их словесному описанию.

Для данной игры потребуются миниатюрные фигурки.

Суть игры: взрослый закапывает в песочницу маленькую фигурку, а затем загадывает ребенку загадку. Задача ребенка заключается в том, чтобы отгадать эту загадку, а в подтверждении правильности ответа откопать в песке эту фигурку.

«Чего на свете не бывает».

Цель игры: развивать воображение, связную речь.

Ход игры: предложить, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает»..Развивать связную речь, побудить сочинить сказку о получившемся.

«Общим словом назови и запомни»

Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Стимулирующий материал: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры:

Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.

По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т. д.


« Секреты сухого и мокрого песка»
Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоя-щие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгива-тель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей.
Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы». Игра «Норки-холмики»
Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия - инновационная технология психотерапевтической работы с детьми.

Статья рекомендована педагогам и психогоам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

Использование песочной терапии педагога-психолога в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общатьс...

Методические рекомендации по использованию Су-Джока учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми с ДЦП

Су-Джок терапия – простая и безопасная в применении нетрадиционная терапия (здоровьесберегающая технология)...

Использование песочной терапии учителем логопедом и дефектологом в работе с детьми с умеренной умственной отсталостью

Дети с умеренной умственной отсталостью (УУО) представляют особую категорию, у них нарушена познавательная деятельность, не сформированы сенсомоторные навыки, а также проявляется несформированность вс...

«Использование технологии песочной терапии в коррекционно - развивающей работе с детьми »

Статья посвящена нетрадиционным формам работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а именно играм с песком. Описаны игры, направленные на развитие различных компонент...

Педагогический проект «Речевичок - здоровячок» (использование здоровьесберегающих технологий учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 6-и – 7-и лет)

Цель проекта:  коррекция речевых нарушений детей через использование здоровьесберегающих технологий.         Задачи проекта:- совершенствовать общую и мелк...