Сопровождение воспитанника с ОВЗ в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Уткина Лариса Геннадьевна

Сопровождение воспитанника с ОВЗ в ДОУ - это комплект документов по сопровождению воспитанника с ОВЗ в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon dokumenty_po_rabote_s_rebyonkom_ovz_v_dou.zip814.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «29 «Гномик»

Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

_________ Ваня П.._________________

Ф.И. ребенка

__6-7 лет подготовительная группа_______

Возраст, возрастная группа

Срок реализации: 2018 – 2019 учебный год

Г. Олонец 2018г.

Психолого-педагогическое представление на ребенка дошкольного возраста

          В детский сад мальчик поступил  в сентябре 2014г. в возрасте 2г.9м., данную группу посещает с сентября 2015г. Адаптация прошла хорошо: Ваня с желанием пришел в детский сад. Общительный, доброжелательный  ребенок. На данный момент мальчик с удовольствием посещает  детское учреждение.

Ребёнок из неполной, многодетной, приемной семьи. Состав семьи:  семья состоит из 4 детей: Ваня (2012г),  Кира (2012г), Вика (2013г) Костя (2015г.) В воспитании принимают участие мама и бабушка.        Отношение опекуна к ребенку внимательное, заботливое, она всегда интересуются делами, успехами Вани, прислушивается к советам педагогов.

  Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания у Вани достаточно хорошо сформированы. Проявляет самостоятельность  при одевании и раздевании. Самостоятельно принимает пищу. Аппетит хороший.

В период укладывания на дневной сон, ребенку свойственны ритмично повторяющиеся раскачивающие движения из стороны в сторону (яктации). В детском саду ребенок не спит. Болеет Ваня редко.

 

   Ване присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесным инструкциям. Наблюдается низкое качество выполнения движений, нарушение их порядка и количества. Есть трудности при прохождении по ограниченной плоскости (скамейка) и в спрыгивании с возвышенности (15-20см.). Также проявляет не уверенность, страх при спускании и подъеме по лестнице.

   У Вани недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у ребёнка проявляется  в работе с карандашом (слабый нажим), вырезывание ножницами (не может удержать ножницы),  в работе с пластилином.

  Характеристика речи ребенка:

Словарь:  словарный запас достаточный.

Связная речь:  развита достаточно. Умеет отвечать на вопрос полной фразой, сам задает вопросы.

  Усвоение программных требований идет на среднем уровне. К занятиям по познавательной деятельности проявляет интерес. Ваня не всегда  усидчив, внимание неустойчивое. Ребенок отвлекается на внешние факторы, вернуть ребенка к занятию сложно. Узнает диких и домашних животных, различает  овощи и фрукты. С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации. Сложность возникает при запоминании словесного материала (стихи. потешки..),  требуется неоднократный  повтор. Память недолговременная.

 

  Игровая деятельность ребёнка:  Игры носят одиночный характер,  Ваня выполняет игровые действия с игрушками. Играет в основном лежа на полу. Иногда наблюдает за играми детей со стороны.  К дидактическим и настольно-печатным играм ребенок проявляет интерес. Со строительным материалом играет по предложению педагога.  Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной игровой деятельности. Эмоционально и заинтересованно  следит за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

     Ваня с помощью взрослого выполняет простейшие трудовые поручения. Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы.

 

Конструктивная и графическая деятельность: умеет   правильно собирать пирамидку, «вкладыши» обращает внимание на цвет, форму, величину.   Складывает  мозаику, выполнять постройки из кубиков.

Преобладающее настроение,  поведение: спокойное, адекватное ситуации.

Затруднения, возникающие в процессе деятельности, стремится преодолеть, иногда     плачет  и нервничает, обращается к воспитателю, к детям за помощью.

 Нравственные качества: адекватное отношение к родным, сверстникам, другим людям, развито чувство привязанности, добра, склонность прийти на помощь к другим,  адекватные эмоциональные реакции на одобрение и порицание. По отношению к детям мальчик доброжелателен, отзывчив, агрессии не проявляет.  Дети группы спокойно и доброжелательно относятся к Ване.  

 Выводы и рекомендации.

Ребенок испытывает трудности при усвоении программы по областям: художественно – эстетическое развитие и физическое развитие. Нуждается в индивидуальной работе, направленной на развитие  внимания и памяти.

Логопедическое представление ребенка дошкольного возраста

1. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Состояние дыхательной и голосовой функции.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Звукопроизношение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.   Фонематическое восприятие.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Состояние словаря.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Грамматический строй речи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Связная речь.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Предварительное логопедическое заключение.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель образовательного маршрута:

- Отработка механизма личностно ориентированной системы образования на основе   рекомендаций врачей, диагностики физического, психического и личностного развития ребенка, создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Задачи.

  • Определить и создать адаптированные  условия воспитания и обучения ребенка;
  • Развивать коммуникативную функцию речи;
  • Обеспечить   повседневный  санитарно-гигиенический режим;
  • Осуществлять  ежедневный контроль за психофизическим состоянием;
  • Организовать проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, создать условия для  повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Условия реализации

 Специалист

Форма работы с ребёнком

Форма работы с родителями

Форма работы со специалистами ДОУ

Заместитель по ВМР

Диагностико -прогностическая работа: изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей; круга общения; выявление позитивных и негативных влияний в структуре личности ребенка;;

Консультативная работа,

Предоставление консультативной и методической помощи через сайт ДОУ

Анкетирование родителей во взаимодействии с воспитателями

анализ социальных отношений в семье ребенка, материальных и жилищных условий обучающегося, воспитанника во взаимодействии с воспитателями

Организует работу  по сопровождению,    которая обеспечивает условия для выявления потенциальной и реальной «групп риска» детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов социального, психолого-педагогического неблагополучия.

Психолог

 формирование у воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

 Индивидуальные консультации,

Тренинги, практикумы

 психологический анализ социальной ситуации развития  в ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

 • содействие педагогическому коллективу ДОУ в гармонизации социально-психологического климата;

• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям воспитанников.

Педагоги

 Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных  для данного ребенка условий развития, коррекционная работа  по ориентированию  пространстве в режимные моменты и в совместной образовательной деятельности

Показ практической деятельности с детьми, информирование о результатах развития  

Консультативная работа,

Предоставление консультативной и методической помощи через сайт ДОУ

Анкетирование родителей во взаимодействии с воспитателями

анализ социальных отношений в семье ребенка, материальных и жилищных условий обучающегося, воспитанника

 Предоставление материалов  по результатам индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах его обучения и воспитания

Музыкальный руководитель

 Индивидуальная работа во время организации занятий

 Подготовка рекомендаций для родителей

Предоставление материалов  по результатам индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах его обучения и воспитания

Инструктор по физкультуре

 Индивидуальная работа во время организации занятия

 Подготовка рекомендаций для родителей

Предоставление   материалов  по результатам индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах его обучения и воспитания

 

Содержание программы

Период: __01.09.2018 г. по 31.08.2019 года 

Диагностический этап

Психологическое сопровождение;

Определение возможностей ребенка

Медицинское сопровождение

Оценка функциональных и адаптивных возможностей для определения оптимальных воспитательно-образовательных  нагрузок.

Логопедическое сопровождение

Логопедическое обследование

Аналитический этап

Цель – определение задач коррекционно-развивающей работы с ребенком, а также планирование работы с педагогами и родителями, каждым специалистом.

Медицинское сопровождение.

Информация о здоровье детей постоянно анализируется. Определяется план профилактических и оздоровительных мероприятий по назначению врача.

Психологическое сопровождение.

 Определяется план психологического сопровождения ребенка.

Логопедическое сопровождение.

Определяется план коррекционного  индивидуального сопровождения  ребенка с ОВЗ по речевому развитию в дошкольном учреждении.

Педагогическое сопровождение.

Определяется план коррекционного  индивидуального сопровождения  ребенка с ОВЗ по  созданию условий в группе и содержанию работы.

Музыкальное сопровождение.

Определяется план коррекционного  индивидуального сопровождения  ребенка с ОВЗ по коррекции ориентировки в пространстве на музыкальных занятиях и музыкальной деятельности.

Физическое сопровождение.

Определяется план коррекционного  индивидуального сопровождения  ребенка с ОВЗ  с учетом четкого выполнения назначений врача на физкультурных занятиях, досугах, праздниках.

Стратегический  этап

Психологическое сопровождение

п/п

Период

Направления работы

с ребенком

с родителями

1.

 

 

 

2.

 

 

 

 Логопедическое  сопровождение

п/п

Период

Направления работы

с ребенком

с родителями

1.

 

 

 

2.

 

 

 

Педагогическое сопровождение: приложение №1 АОП «Примерное тематическое планирование по образовательным областям»

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Психологические

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедические

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагогические

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и рекомендации.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в сопровождении воспитанников с ОНР по подготовке к обучению в школе.

Взаимодействие учителя-логопеда  и педагога-психолога  в сопровождении детей с ОНР по подготовке к обучению в школе.    О.А. Кропова, учитель-логопед,  С.В.Кос...

Дневник индивидуального сопровождения воспитанника

Данный дневник является альтернативой сводной таблицы результатов мониторинга образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы) и мониторинга детского развития , данны...

Психологическое сопровождение воспитанников детского дома

Информация об особенностях организации работы педагога - психолога в детском доме...

Проект психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ по технологии теории решения изобретательских задач

В документах, положенных в основу коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического пл...

Психологическое сопровождение воспитанников по ФГОС ДОО

Психологическое сопровождение по ФГОС ДОО реализуется по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование. ...

Социально-педагогическое сопровождение воспитанников ДОУ

Направления деятельности ДОУ по созданию социально-благополучной среды для каждого дошкольника....