Социально-педагогическое сопровождение воспитанников ДОУ
статья на тему

Татьяна Александровна Лецко

Направления деятельности ДОУ по созданию социально-благополучной среды для каждого дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад общеразвивающего вида № 9

Мурманская область, Ковдорский район, н.п. Ёнский

Выступление на семинаре «Взаимодействие социального педагога с педагогическими работниками, специалистами учреждений социальной сферы, здравоохранения, правоохранительными органами» по теме:

«Социально-педагогическое сопровождение

воспитанников ДОУ»

Подготовила

Социальный педагог  

                             Лецко Татьяна Александровна

н.п. Ёнский

2014 год

Социально-педагогическое сопровождение воспитанников ДОУ

        В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

        В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию, и какова роль социального педагога ДОУ в этом?

Способствовать созданию социально — благополучной среды для каждого дошкольника — это главная задача, которая стоит передо мной, как социальным педагогом дошкольного учреждения.

Это возможно только при эффективном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Я выделила три основных направления деятельности:

  • работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса;
  • работа по защите прав ребенка;
  • работа по вопросам социального развития ребенка.

Организацию работы по данным направлениям я представила в виде структурно — функциональной модели, которая условно состоит из трех блоков: информационно — аналитического, практического и контрольно — оценочного.

I. Информационно — аналитический блок — это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление готовности семьи к сотрудничеству с  учреждением, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.

Для этого в своей практике использую:

  • традиционные методы: опрос воспитателей, индивидуальные беседы с детьми, родителями, анкетирование («Мой ребенок и его индивидуальные особенности»),  патронаж, который провожу самостоятельно и совместно с воспитателями групп или администрацией.
  • сотрудничаю с педагогом – психологом, учителем – логопедом, медицинской сестрой, старшим воспитателем, администрацией, так как для выявления реальных условий развития ребенка мне необходимы данные  диагностических методик,  медицинских карт, наблюдений, которые проводят специалисты.

Для анализа и оценки ситуации в семье предлагала детям анкету  «Семья глазами ребенка», которую проводила в форме стандартизированного интервью. Получив ответы на вопросы анкеты, могла в общих чертах определить, какой стиль воспитания присущ данной семье.

Содержательную информацию о психологическом климате в семье смогла получить также из рисунков детей на тему «Моя семья», «Мой самый любимый человек».

С целью определения степени удовлетворенности деятельностью детского сада, участвовала в проведении анкетирования среди родителей всех возрастных групп. Среди родителей вновь поступающих  детей — провожу опрос  на тему; «Ваши пожелания и ожидания от детского сада».

Для выявления профессионального мастерства педагогов использую опросник «Самооценка профессиональных навыков и умений, необходимых для эффективного общения с родителями».

С целью обогащения знаний родителей о правах ребенка использую следующие формы работы с родителями:  

  • индивидуальные и групповые консультации: «Нарушение прав ребенка в семье», «Дружеские взаимоотношения взрослых и детей — основа формирования положительных черт характера», «Игры для развития детей в домашних условиях», «Права первоклассника в школе»;
  • информационные листы на стендах в раздевалках каждой возрастной группы.  
  • листы — памятки для родителей и педагогов.  

В работе с педагогами в основном использую консультации: «Проблема зашиты прав ребенка», «Профилактика и коррекция нарушений прав ребенка в семье», проводилась деловая игра — викторина «Знаем ли мы права детей».

II. Второй блок условно называется практическим, потому что в рамках этого блока проводится работа, направленная на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей; социализация личности ребенка; коррекционная работа по решению проблем личностного развития детей.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация консультативного пункта. Обращаясь в него, родители получают консультативную или практическую помощь администрации ДОУ, старшего воспитателя, педагога - психолога, старшей медицинской сестры, учителя – логопеда, социального педагога, инструктора по физической подготовке. Специалисты помогают определить особенности развития каждого ребенка для подготовки его к поступлению в ДОУ или в школу, помогают решить проблемы общения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Школа молодых родителей организована для работы с семьями потенциальных воспитанников детского сада. Её цель: подготовить родителей и детей к поступлению в детский сад, выявить и помочь решить проблемы семейного воспитания, дать необходимые знания по вопросам психологического  развития детей раннего возраста.

Использование в практике работы с детьми  коммуникативных игр способствует развитию у последних навыков общения, коммуникативных способностей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников.

Особое внимание уделяю взаимодействию с неблагополучными семьями и относящимися к группе «риска»: многодетными, неполными, малообеспеченными, т. к. на сегодняшний день стабильно высоким остается количество неполных и малообеспеченных семей. Для работы педагогического коллектива с данной категорией семей разработала план профилактических мероприятий с семьями воспитанников, план работы с многодетными семьями. Для работы с семьями, состоящими на учете в детском саду и КДН, разработаны  комплексные коррекционные планы работы.

Цель, задачи и содержание социального воздействия на семью, направлены на оказание ей помощи и преодоление проблем.

- Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитывать их детей – это родительское право и обязанность.

- Укрепить у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости.

- Оказывать родителям помощь разумно выстраивать отношения с ребенком.

III блок - контрольно — оценочный  — это анализ эффективности работы по социализации личности ребенка в ДОУ.

Если в 2011 – 2012 учебном году интерес к проводимым мероприятиям в ДОУ проявили 55% родителей, то уже 2012 – 2013 этот процент составил 64

Все это свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, эффективности форм проводимых мероприятий для семей воспитанников.

В 2011 – 2012 учебном году на профилактическом учете в КДН состояло 3 семьи, в 2012 – 2013 году 2 семьи. На начало 2014 года эти семьи сняты с учета.

Целесообразно организованная социальная среда детского учреждения полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника. В свою очередь, это формирует устойчивое восприятие ребенком микросоциума (семья, группа детского сада) и себя в нем, что закладывает прочный фундамент для развития и становления полноценной личности.

Список используемой литературы

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика Учебное пособие/ Под ред. В.А. Сластенина. М.:- Академия, 2000
  2. Г.И. Федосеева «Роль социального педагога ДОУ в социализации личности ребенка».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое и социально-педагогическое сопровождение формирования успешной личности воспитанников в ДОУ

Для формирования успешной личности воспитанников ДОУ необходимо психологическое и  социально - педагогическое соправождение.Психологическое и социально - педагогическое соправождение представляет...

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...

Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков в условиях центра психолого-медико-социального сопровождения.

В статье предпринята попытка обоснования актуальности деятельности специалистов ППМС-центров в социально-педагогической поддержке дезадаптированных подростков на современном этапе развития нашего госу...

Социально-педагогическое сопровождение семьи.

Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система психолого-педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его выпуск...

Социально-педагогическое сопровождение воспитанников ДОУ

Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе....

Социально – педагогическое сопровождение воспитанников

профилактика и предупреждение семейного неблагополучия детей дошкольного возраста....