ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
статья на тему

Тегза Татьяна Анатольевна

Современная образовательная политика направлена на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал при вовремя начатом и адекватно организованном обучении, воспитании и психическом развитии, т.е. удовлетворении как общих, так и особых образовательных потребностей. С целью обеспечения доступности дошкольного образования, выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в школу на базе ДОУ организован консультационный центр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tegza_t.a._statya.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Тегза Татьяна Анатольевна

учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида

г. Североморска

Российское общество начала XXI века, основанное на современных демократических и гуманистических принципах, - новый этап на пути созидания инклюзивного общества, в котором люди независимо от пола, возраста, этнической и конфессиональной принадлежности и возможностей здоровья смогут участвовать в его жизни и вносить вклад в его развитие [9, с.3]

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. Реализация прав детей с особыми образовательными потребностями на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Получение такими детьми качественного дошкольного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

Современная образовательная политика направлена на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство.Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал при вовремя начатом и адекватно организованном обучении, воспитании и психическом развитии, т.е. удовлетворении как общих, так и особых образовательных потребностей. Инклюзивное образование предполагает включение детей-инвалидов в группы здоровых сверстников с целью успешной адаптации к жизни.

Но далеко не все дети имеют возможность посещать детский сад (в силу особенностей здоровья), а родители  - получать квалифицированную помощь специалистов по вопросам развития ребёнка.

С целью обеспечения доступности дошкольного образования, выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в школу, обеспечения единства семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) несовершеннолетних и  согласно нормативно-правовой  документации   на базе ДОУ организован консультационный центр.

В ДОУ созданы условия для оптимального взаимодействия педагогов с родителями в условиях центра: подобрано помещение с необходимым оборудованием, разработано Положение о  Консультационном центре, составлены графики работы специалистов (воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда), паспорт центра, подготовлены  документы  для  фиксации   результатов сотрудничества (Журнал предварительной записи родителей (законных представителей),  Журнал регистрации оказания методической, диагностической и консультативной помощи).Родители могут обратиться в консультационный центр по телефону или лично.

С родителями заключаются договора на оказание  методической, диагностической и консультативной помощи, оказываемой специалистами консультационного центра: педагогом- психологом, учителем- логопедом, воспитателями. Деятельность учителя - логопеда ориентирована на детей, неохваченных логопедической помощью, и родителей (законных представителей), которые осуществляют дошкольное образование в форме семейного воспитания.  

На логопедические занятия в Центр принимаются дети на основе обследования речи, проведённого по запросу родителей и в их присутствии.

Цель деятельности учителя - логопеда Центра: оказание логопедической помощи детям, в т.ч. с особыми образовательными потребностями, испытывающим трудности в   социальной адаптации и комплексной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам развития и коррекции  речи.

Задачи деятельности учителя – логопеда:

- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей;

- своевременное предупреждение нарушений устной и письменной речи;

-оказание консультативной помощи родителям (или их законным представителям) по проблемным вопросам речевого развития детей.  

Функции учителя - логопеда в консультационном центре:

-диагностическая (обследование всех сторон речи детей, составление логопедического заключения по результатам обследования, отслеживание динамики развития речи);

-коррекционно – развивающая (проведение индивидуальных, подгрупповых логопедических занятий с детьми по коррекции речевых нарушений);

-профилактическая (оказание методической и консультативной помощи родителям).

 Основной формой организации логопедической работы с детьми и родителями являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Целесообразность выбора формы организации работы с ребёнком определяется в зависимости от решаемой проблемы. Продолжительность обучения ребёнка по индивидуальным планам коррекционной (логопедической) работы в каждом отдельном случае зависит от психофизических и речевых возможностей.

Таким образом, методическая, диагностическая и консультативная помощь  учителя – логопеда  в условиях Консультационного центра позволяет оказывать родителям  необходимую поддержку и помощь в  речевом развитии ребёнка.      

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом.  – М.: Просвещение, 1989.
  2. Афонькина Ю. Я. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010.
  3. Верещагина Н.В. «Особый  ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,  2009.
  4. Игнатьева С. А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
  5. Ильина М. Н. Развитие ребенка с первого дня жизни до шести лет. – СПб.:  КОРОНА, 2004.
  6. Кожина Т. С., Чудакова Н. В., Ковалева Т. В. Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6.
  7. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика. – М.: АРКТИ, 2005..
  8. Светлова И. Е. Развиваем устную речь. Учебное пособие – М.: Эксмо, 2004.
  9. Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика. М.: ТЦ Сфера, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

Взаимодействие учителя – логопеда и родителей ребёнка с особыми образовательными потребностями

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможн...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Взаимодействие учителя – логопеда и родителей ребёнка с особыми образовательными потребностями

СодержаниеВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3ГЛАВА 1. Организация взаимодействия логопеда с родителямив условиях ДОУ1.1.         Условия эффективного взаимодейс...

Программа муниципальной опорной площадки "Реализация инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях современного ДОУ"

Создание модели инклюзивного образования детей дошкольногот возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Доклад на городском МО педагогов-психологов "Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях МБДОУ ДС "Парус" г.Волгодонска"

Осущестивление комплексной работы по коррекции и развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения....

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ В ДОУ"

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как буде...

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

ull;Консультирование по возникшим  речевым проблемам;•проведение логопедической диагностики, с целью определения уровня актуального речевого развития ребенка;•проведение индивидуальны...