ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
статья на тему
Современная образовательная политика направлена на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал при вовремя начатом и адекватно организованном обучении, воспитании и психическом развитии, т.е. удовлетворении как общих, так и особых образовательных потребностей. С целью обеспечения доступности дошкольного образования, выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в школу на базе ДОУ организован консультационный центр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tegza_t.a._statya.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Тегза Татьяна Анатольевна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида
г. Североморска
Российское общество начала XXI века, основанное на современных демократических и гуманистических принципах, - новый этап на пути созидания инклюзивного общества, в котором люди независимо от пола, возраста, этнической и конфессиональной принадлежности и возможностей здоровья смогут участвовать в его жизни и вносить вклад в его развитие [9, с.3]
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. Реализация прав детей с особыми образовательными потребностями на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Получение такими детьми качественного дошкольного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.
Современная образовательная политика направлена на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство.Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал при вовремя начатом и адекватно организованном обучении, воспитании и психическом развитии, т.е. удовлетворении как общих, так и особых образовательных потребностей. Инклюзивное образование предполагает включение детей-инвалидов в группы здоровых сверстников с целью успешной адаптации к жизни.
Но далеко не все дети имеют возможность посещать детский сад (в силу особенностей здоровья), а родители - получать квалифицированную помощь специалистов по вопросам развития ребёнка.
С целью обеспечения доступности дошкольного образования, выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в школу, обеспечения единства семейного и общественного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей) несовершеннолетних и согласно нормативно-правовой документации на базе ДОУ организован консультационный центр.
В ДОУ созданы условия для оптимального взаимодействия педагогов с родителями в условиях центра: подобрано помещение с необходимым оборудованием, разработано Положение о Консультационном центре, составлены графики работы специалистов (воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда), паспорт центра, подготовлены документы для фиксации результатов сотрудничества (Журнал предварительной записи родителей (законных представителей), Журнал регистрации оказания методической, диагностической и консультативной помощи).Родители могут обратиться в консультационный центр по телефону или лично.
С родителями заключаются договора на оказание методической, диагностической и консультативной помощи, оказываемой специалистами консультационного центра: педагогом- психологом, учителем- логопедом, воспитателями. Деятельность учителя - логопеда ориентирована на детей, неохваченных логопедической помощью, и родителей (законных представителей), которые осуществляют дошкольное образование в форме семейного воспитания.
На логопедические занятия в Центр принимаются дети на основе обследования речи, проведённого по запросу родителей и в их присутствии.
Цель деятельности учителя - логопеда Центра: оказание логопедической помощи детям, в т.ч. с особыми образовательными потребностями, испытывающим трудности в социальной адаптации и комплексной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам развития и коррекции речи.
Задачи деятельности учителя – логопеда:
- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей;
- своевременное предупреждение нарушений устной и письменной речи;
-оказание консультативной помощи родителям (или их законным представителям) по проблемным вопросам речевого развития детей.
Функции учителя - логопеда в консультационном центре:
-диагностическая (обследование всех сторон речи детей, составление логопедического заключения по результатам обследования, отслеживание динамики развития речи);
-коррекционно – развивающая (проведение индивидуальных, подгрупповых логопедических занятий с детьми по коррекции речевых нарушений);
-профилактическая (оказание методической и консультативной помощи родителям).
Основной формой организации логопедической работы с детьми и родителями являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Целесообразность выбора формы организации работы с ребёнком определяется в зависимости от решаемой проблемы. Продолжительность обучения ребёнка по индивидуальным планам коррекционной (логопедической) работы в каждом отдельном случае зависит от психофизических и речевых возможностей.
Таким образом, методическая, диагностическая и консультативная помощь учителя – логопеда в условиях Консультационного центра позволяет оказывать родителям необходимую поддержку и помощь в речевом развитии ребёнка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1989.
- Афонькина Ю. Я. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2010.
- Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Игнатьева С. А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
- Ильина М. Н. Развитие ребенка с первого дня жизни до шести лет. – СПб.: КОРОНА, 2004.
- Кожина Т. С., Чудакова Н. В., Ковалева Т. В. Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6.
- Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика. – М.: АРКТИ, 2005..
- Светлова И. Е. Развиваем устную речь. Учебное пособие – М.: Эксмо, 2004.
- Сиротюк А.С. Воспитание ребенка в инклюзивной среде. Методика, диагностика. М.: ТЦ Сфера, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...
Взаимодействие учителя – логопеда и родителей ребёнка с особыми образовательными потребностями
Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможн...
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Взаимодействие учителя – логопеда и родителей ребёнка с особыми образовательными потребностями
СодержаниеВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3ГЛАВА 1. Организация взаимодействия логопеда с родителямив условиях ДОУ1.1. Условия эффективного взаимодейс...
Программа муниципальной опорной площадки "Реализация инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях современного ДОУ"
Создание модели инклюзивного образования детей дошкольногот возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Доклад на городском МО педагогов-психологов "Система психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в условиях МБДОУ ДС "Парус" г.Волгодонска"
Осущестивление комплексной работы по коррекции и развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения....
"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ В ДОУ"
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как буде...
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
ull;Консультирование по возникшим речевым проблемам;•проведение логопедической диагностики, с целью определения уровня актуального речевого развития ребенка;•проведение индивидуальны...