Мобилизация сохранных анализаторов как средство развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике
Дошкольный период освоение мира ребёнком осуществляется через сенсорно-эмоциональные и отечественно-практические способы познания, т.к. логика познания мира дощкольников выстраивается в цепочку: желание-чувство-мысль. Познавательная деятельность должна строиться так, чтобы активизировались личностные мироощущения, и накапливался личный опыт проживания. А при нарушенном зрении активизируется деятельность сохранных анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов чувствительности ( слуховой, тактильный, температурный, мышечно-суставной). При правильной организованной коррекционно-компенсаторной работе ребёнок с нарушением зрения сможет реализовать себя как личность, зная пути преодоления зрительной недостаточности за счет активизации всех сохранных анализаторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сообщение | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОБЩЕНИЕ
по теме: «Мобилизация сохранных анализаторов как средство развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения»
Анализаторы: зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный.
Любой анализатор состоит из:
- рецепторов (нужны для восприятия раздражений, поступающих как извне, так и из внутренних органов). К ним относятся: ухо, глаз, органы вкуса, обоняния, осязания;
- проводникового отдела (проводит нервное возбуждение);
- центрального (мозгового) отдела (анализирует).
Взаимодействие.
Деятельность анализаторов наиболее успешно проявляется при их взаимодействии. (Пример: чтобы получить наиболее полное представление об апельсине, то н. деятельность зрительного, обонятельного, вкусового, кожного (осязательного) слухового).
Зрительного система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих людей ведущую роль, выдвигает у плоховидящих на первый план другие анализаторы. Отечественная тифлопсихология исходит из положения, что в восприятии окружающего мира участвует вся система сохранных анализаторов.
Известно, что в дошкольный период освоение мира ребенком осуществляется через сенсорно-эмоциональные и отечественно-практические способы познания, т.к. логика познания мира дошкольников выстраивается в цепочку: желание - чувство – мысль. Познавательная деятельность должна строиться так, чтобы активизировались личностные мироощущения, и накапливался личный опыт проживания. А при нарушенном зрении активируется деятельность сохранных анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов чувствительности (слуховой, тактильный, температурный, мышечно-суставной). В свою очередь, совместное использование частичного зрения, слуха, осязания, обоняния дает значительно лучшие результаты при узнавании любого предмета.
Активная тренировка сохранных анализаторов компенсирует недостатки зрения в процессе познания окружающего мира, когда дети уверенно двигаются в пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов, быстрее адаптируются в незнакомом месте.
Необходимо помнить, что процесс компенсации за счет включения сохранных анализаторов спонтанно практический не происходит. Ведь, несмотря на зрительную патологию, для детей с нарушением зрения зрительная информация выступает основной при опознании предмета. Только организованная коррекционно – воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обуславливает положительный результат в процессе познания окружающего мира.
Зная эту особенность, учителя – дефектологи выделяют в своей работе коррекционно – компенсаторные задачи, направленные на:
- активизацию слухового восприятия;
- обогащение тактильной чувствительности с помощью осязательного анализатора;
- развитие целенаправленного ощупывания и манипулярной деятельности кистей рук;
- активизацию вкусового и обонятельного анализаторов;
- успешное усвоение языка в процессе общения.
Для решения этих поставленных задач, учителя-дефектологи используют различные упражнения и дидактические игры.
- Слуховое восприятие. С младшего дошкольного возраста, детей приучаем узнавать предмет по звуку – различать металл, дерево, стекло, по шелесту – бумага, ткань, по тембру голоса – взрослого человека, сверстника. Задачи игр и упражнений, направленных на развитие слухового аппарата – открыть для ребенка особый мир звуков, сделать их значимыми, привлекательными, говорящими о чем-то важном. Соответствующие игры и упражнения направлены на:
- отгадывание источника звука;
- улавливание знакомых звуков и передачу их характера с помощью движений, звукоподражаний, слов.
А также педагоги кроме игр и упражнений на развитие слухового восприятия, используют в своей работе игры для развития неречевого слуха.
Например: «Слушаем погоду», «Слушаем звуки улицы», «Угадай предмет по звуку» и т.д.
- Развитие тактильной чувственности и осязания.
Тактильная чувствительность дает знания о качествах предметов, болевая сигнализирует о вреде, наносимому организму; температурные рецепторы принимают участие в регуляции теплообмена между организмом и окружающей средой.
С помощью тактильного восприятия дети с нарушением зрения постигают разнообразный комплекс ощущений: прикосновение, давление, движение (вибрация), температура, боль.
Подбирая и используя упражнения, направленные на активизацию тактильного анализатора, учителя - дефектологи ставят перед собой следующие задачи:
- расширять представления ребенка о его осязании и различных способах осязания;
- развивать интерес ребенка к самому себе, к человеку и предмету, через активное исследование;
- максимально приблизить ребенка к реальной жизни;
- использовать коррекционные упражнения для овладения конкретной лексикой.
В практике работы игры и упражнения лучше сгруппировать для разных видов деятельности:
- Формирование тактильных представлений.
- Развитие способов восприятия предметов
Игры для формирования у детей тактильных представлений: «Сухие материалы», «Липкие материалы», «Вода», «Воздух».
Игры, направленные на развитие способов тактильного восприятия: «Веселые жмурки» (Дотронуться до сидящего в кругу, узнать кто это. Дать возможность обследовать сидящего, выделить характерные особенности, если догадается поменять игроков местами), «Моделирование», «Чудесный мешочек» и т.д.
Вывод:
- При правильно организованной коррекционно - компенсаторной работе ребенок с патологией зрения сможет реализовать себя как личность, зная пути преодоления зрительной недостаточности за счет активизации всех сохранных анализаторов.
- Активное использование предметно – практического обучения в разных видах деятельности, через коррекционные упражнения обеспечит ребенку практическую ориентировку в окружающей действительности.
- Заметно активизируется зрительная ориентация ребенка в окружающем его мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к процессу слушания и чтения, как важному уровню интеллектуального развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
использование нетрадиционных форм работы с детьми и родителями...
Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
В статье представлены основные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения....
Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Дидактические игры в развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения...
презентация_Создание условий для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
-Профилактика зрительных нарушений.-Активизация зрительных функций.-Тренировка сетчатки глаза.-Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения (боково...
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения.Работа над данной темой была выбрана нами не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, яв...
Особенности психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с косоглазием и амблиопией)
Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение специфических установок, опосредованно...