Практико-ориентированны, информационный проект "Кинезиология для детей"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kineziologiya_dlya_detey.docx | 32.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационный, практико-ориентированный
проект
"Кинезиология для детей"
Авторы проекта:
Воробьева Ольга Александровна - педагог-психолог
Трачук Е.М., Кучерова И.В – воспитатели группы № 3
Лавренчук Наталья Александровна – инструктор по физической культуре
Учебная тема проекта: «Кинезиологические упражнения в системе дошкольного образования»
Тема проекта: «Кинезиология для детей»
Вид проекта:
информационный, практико-ориентированный
Участники проекта:
воспитатели групп, педагог - психолог, физ. инструктор, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Срок реализации:
ноябрь - май
Тип проекта:
Среднесрочный
Проблема:
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.
Актуальность проблемы:
Ползание в младенческом возрасте, как давно известно, играет решающую роль в активизации сенсорного восприятия и учения. При ползании воспроизводятся движения, пересекающие серединную линию тела и возбуждающие оба полушария мозга. Перекрестно-латеральные движения помогают нам развить способности, включающие доступ ко всей сенсорной информации (слуховой, зрительной, осязательной) от обеих сторон тела.
Некоторые люди не могут делать Перекрестные шаги, однако успешно выполняли «гомолатеральные» движения (т.е. односторонние, когда одновременно движутся рука и нога одной и той же стороны тела). Такие люди обычно используют одно полушарие мозга в определенный момент и страдают от неспособности к полному сенсомоторному функционированию. Между неспособностью делать Перекрестные шаги и проблемами учения обнаруживается очень тесная взаимосвязь.
Кинезиология с ее перекрестно-латеральными, активизирующими тонкую моторику движениями, балансирует и равномерно тренирует мышцы обеих сторон тела. Это непосредственно связано с интегрированной и равномерной активизацией моторной коры лобных долей мозга, обеспечивающей произвольные движения тела и участвующей в планировании и выполнении сложной двигательной активности, базального ганглия, обеспечивающего регуляцию двигательных и вегетативных функций, участвующего в осуществлении интегративных процессов высшей нервной деятельности, а также мозжечка, отвечающего за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Многократная, регулярная активизация моторной коры способствует развитию нервных сетей в остальной части лобной доли.
Так как эти специфические движения активируют нервные пути в мозге в обоих полушариях одновременно, то они необходимы для возможности обучения в течение всей жизни.
Цель проекта:
«Активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий»
Задачи проекта:
Для детей:
- Развитие межполушарной специализации.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Развитие межполушарных связей.
- Синхронизация работы полушарий.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие способностей.
- Развитие памяти, внимания.
- Развитие речи.
- Развитие мышления.
- Устранение дислексии и дисграфии.
Для педагогов:
- Создать информационную базу.
- Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
- Повышение профессиональной компетентности.
- Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
Для родителей:
- Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
- Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.
Пояснительная записка
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения»
Ж. Тассо.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
На развитие головного мозга еще влияют растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы!
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Условия реализации проекта:
- Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
- От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
- Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
- Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).
Первый этап - организационно-подготовительный
1. Постановка проблемы, определение цели и задач.
2. Подбор программно-методического обеспечения.
За основу были приняты: развивающая кинезиологическая программа «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона; Учебно-методическое пособие Сазонов «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О. П.; Практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Сиротюк А. Л.
- Обучение педагогов.
Идея проекта будет донесена до педагогического коллектива в рамках педсовета. Будет показана презентация, мастер-класс, на котором педагоги на практике овладеют кинезиологическими упражнениями и смогут включать их в педагогический процесс.
4.Работа с родителями.
На собрании ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить родителям презентацию и мастер-класс, где родители сами попробуют освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок будем ставить информацию о новом комплексе, и приглашать на встречу для овладения им.
Второй этап – рефлексивно-диагностический.
1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.
Педагогам провести самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.
2. Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей.
В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата.
Третий этап – практическая реализация проекта.
Вид работы | Где реализуется |
Растяжки Дыхательные упражнения Глазодвигательные упражнения Телесные упражнения Упражнения для развития мелкой моторики Релаксационные упражнения | Использование кинезиологических упражнений на занятиях. Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности. Свободная деятельность |
Система реализации проекта |
Работа с родителями | Работа с педагогами | Обеспечение творческой направленности |
- Наглядная информация в родительском уголке - Тематические родительские собрания - Мастер-классы -Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям. - Индивидуальные консультации
| - Тематический педсовет - Мастер-классы - Самообразование | - Накопление и обобщение педагогического опыта - Обновление уголков (информационных стендов) занимательными упражнениями) |
Примерный план внедрения кинезиологической программы
№ | Основные направления | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март |
1. | Межполушарное взаимодействие | «Качание головой» «Домик» | «Кулак –ребро-ладонь» «Клешня краба» | «Рисующий слон» «Замок» | «Зеркальное рисование» «Ухо-нос» | «Лягушка» «Носик-художник» |
2. | Упражнения для развития творческого мышления | «Очищение» «Позевай» | «Руки» «Запястье» | «Ладонь» «Полет» | «Гибкость» | «Успокойся» |
3. | Точечный массаж | Руки | уши | ноги | лица | тела |
4. | Упр. для развития абстрактно-логического мышления | Язычок 1 | Язычок 2 | Язычок 3 | Ротик | Язычок 4 |
5. | Активизация работы мышц глаз | «Глазки» | «Глазки» | «Глазки» | «Глазки» | «Глазки» |
6. | Мимические движения | «Рожицы» Вытягиваем губы трубочкой | «Рожицы» Широко открываем рот | «Рожицы» Выдвигаем язык | «Рожицы» Хмурое сдвигание бровей | «Рожицы» Улыбка |
7. | «Зеркальное рисование» | Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки одновременно | Вращать обеими кистями рук до и против часовой стрелки разнонаправлен- но | «Горизонтальная восьмерка» Нарисовать в горизонтальной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе | Рисовать одновременно двумя руками зеркально-симметрические рисунки | Рисовать одновремен- но двумя руками буквы |
8. | Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения | Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонт.. восьмерки хорошо высунутым изо рта языком | Следить глазами по контуру воображаемой фигуры | Совместные движения глаз и языка. Однонаправленные движения | Совместные движения глаз и языка. Разнонаправ. движения | С закрытыми глазами опознавать небольшой предмет, данный в руку |
Продукты проекта
Месяц | Для детей | Для педагогов | Для родителей |
Ноябрь | Ежедневный комплекс упражнений. | Конспекты по теме проекта Комплекс кинезиологических упражнений | |
Декабрь | Ежедневный комплекс упражнений . Создание альбома «Кинезиологические сказки» с иллюстрациями | Семинар-практикум «Кинезиологические упражнения в системе дошкольного образования»
| Презентация проекта, мастер -класс |
Январь | Ежедневный комплекс упражнений. | Копилка для родителей «Кинезиологические игры». | |
Февраль | Ежедневный комплекс упражнений. Спортивный праздник. | Схемы для зеркального рисования «Симметричные рисунки». | |
Март | Ежедневный комплекс упражнений. Изготовление игрового кинезиологического тренажёра для развития мелкой моторики. | Тренинг для родителей «Всё, чем занимаемся, в игру мы превращаем». | |
Апрель | Ежедневный комплекс упражнений. | Консультация «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни» | |
Май | Ежедневный комплекс упражнений. Фотогалерея | Фотогалерея Презентация проекта, его результатов | Фотогалерея |
Четвертый этап – Заключительный
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
Для педагогов:
Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;
повышение педагогической компетентности по данному вопросу.
Для родителей:
Создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.
Методическое обеспечение:
Литература:
Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.
Адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”.
Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ Проектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего Поволжья посредством использования ИКТ.
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯпо блоку:«Развитие профессиональных компетенций работников образования»ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТПроектирование процесса ознакомления детей 6-7 лет с народами Среднего По...
Практико-ориентированный проект по курсу ознакомление детей с родным городом «Красноуфимск – моя малая родина»
Перспективный план...
Краткосрочный практико - ориентированный проект "Открытый космос" (для детей среднего возраста)
Краткосрочный практико - ориентированный проект "Открытый космос" (для детей среднего возраста)...
Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный групповой проект для детей подготовительной к школе группы."Солнце-источник жизни на Земле."
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот п...
Познавательный, практико-ориентированный, среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. "ПРИРОДА ПРОСИТ ЗАЩИТЫ!"
Наша планета Земля – общий дом для всего живого. А каждый человек, живущий в этом доме, должен заботиться о нём и беречь, хранить все его ценности и богатства. Экологическое направление работы Д...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТРОПИНКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой реч...
Экологический практико-ориентированный проект «Весенний круговорот»Для детей старшей группы
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20216823","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"503","width":"671"}}]]...