Адаптация дошкольников с ЗПР к дошкольному учреждению.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Особенности адаптации детей с ЗПР к детскому саду:
1.Преобладание отрицательных эмоций, страх, гнев.
2.Нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни с взрослыми.
3.Снижение двигательной активности от чрезмерного возрастания до заторможенности.
4.Утрата навыков самообслуживания.
5.Снижение аппетита.
6.Нарушение сна.
7.Регресс речи.
8.Снижение познавательной активности.
Адаптация ребёнка может длиться от 2 недель и дольше.
Фазы адаптационного процесса.
1 фаза - острая: колебания в соматическом состоянии и психическом статусе, снижение веса, частые ОРЗ, нарушения сна и т.д.
В среднем длится один месяц.
2 фаза - подострая: все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического по сравнению со средними возрастными нормами.
Длится 3-5 месяцев.
3 фаза – компенсации: убыстрение темпа развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Степени адаптации детей с ЗПР к детскому саду.
Лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течение месяца; нарушения сна нормализуются в течение 7-10 дней; аппетита - через 10 дней. В течение 20-30 дней проходят неадекватные эмоциональные реакции; функциональные нарушения практически не выражены. Ребёнок не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ.
Адаптация средней тяжести – сон и аппетит восстанавливаются в течение
20-40 дней; ориентировочная деятельность за 20 дней; речевая активность за 30-40 дней; эмоциональное состояние за 30 дней; двигательная активность приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается; возможны однократные ОРЗ длительностью 5-7 дней, также могут наблюдаться признаки психического стресса.
Тяжёлая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, сопровождается грубыми нарушениями всех проявлений и реакций ребёнка; снижен аппетит, резкие нарушения сна. Ребёнок избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии. Подавленное состояние может длиться в течение долгого времени. Ребёнок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Факторы, влияющие на успешность адаптации к ДОУ:
1.Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.
2.Биологические факторы: токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания ребёнка в период новорождённости и первых трёх месяцев жизни.
3.Осложняющие социальные факторы: отсутствие правильного режима, соответствующего возрасту; недостаточное количество дневного сна; отсутствие контроля родителей за правильной организацией бодрствования.
4.Индивидуальные особенности ребёнка.
5.Возраст ребёнка.
6.Уровень тренированности адаптационных возможностей.
7.Опыт общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.
8.Тип семейного воспитания, особенности личности родителей.
Работа специалистов по снижению риска дезадаптации детей ЗПР к ДОУ.
Задачи работы:
- анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий;
- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально - личностной сферы ребёнка;
- оценка психоэмоционального состояния ребёнка в начале периода адаптации и после его окончания.
-оценка адаптации воспитателем включает также такие параметры: настроение, длительность и характер засыпания, сна, аппетит, навыки самообслуживания, инициативность в игре.
Психопрофилактическая и коррекционная работа.
Цель занятий в адаптационном периоде - помощь детям в адаптации к условиям ДОУ. Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Психолог является активным участником занятий - заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.
Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Часть детей может только наблюдать за происходящим в группе. Не следует оценивать детей, добиваясь единственно правильного действия или ответа.
В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Проблемы адаптации....
Конспект родительского собрания совместно с детьми младшей группы (адаптация детей и родителей к дошкольному учреждению) «Праздник знакомства, или здравствуй, здравствуй детский сад!»
Цели и задачи тренинга:создать атмосферу доброжелательности, открытости к общению между детьми и родителями;наладить взаимодействие педагогов ДОУ с родителями;создать предпосылки положительного отноше...
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Консультация для воспитателей по теме адаптации детей к детскому саду...
Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности
Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо, что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...
Русских Людмила Николаевна «Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия»
«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия» Русских Л.Н....
Диагностика психологической адаптации дошкольников в круглосуточном лечебно-оздоровительном учреждении (санатории)
Практический материал в копилку педагога-психолога и старшего воспитателя. Диагностический материал из опыта работы для изучения особенностей адаптации детей 3-7 лет в санатории....
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...