Интегрированное психолого-логопедическое занятие "Страна разноцветных эмоций".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Абашева Виктория Витальевна
Развитие коммуникативных и речевых умений детей старшей логопедической группы с помощью художественно-эстетического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyati_po_her._parhomenko_i.n._abasheva_v.v.docx64.34 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное психолого-логопедическое занятие

"Страна разноцветных эмоций".

Тема НОД: интегрированное психолого-логопедическое занятие "Страна разноцветных эмоций".

Возрастная группа: Старшая группа компенсирующей направленности 07.

Авторы-состовители: педагог-психолог: Пархоменко Инесса Николаевна (стаж работы -13 лет); учитель-логопед: Абашева Виктория Витальевна  (стаж работы - 15).                  

Цель: развитие коммуникативных и речевых  умений детей старшей логопедической  группы с помощью художественно-эстетического воспитания.

Задачи по образовательным областям:

1.Художественно-эстетическое развитие:

Коррекционно-обучающие задачи:

- продолжать знакомить детей с эмоциями радость и страх;

- развивать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выражать это состояние в мимике и жестах;

- учить снимать напряжение;

- развивать способность сопереживать;

- развивать творческое воображение;

- развивать самостоятельную творческую деятельность детей.

2.Познавательное развитие:

Коррекционно-развивающие: 

- совершенствовать зрительно-двигательную координацию, внимание, концентрацию, устойчивость;

- умение переключаться с одного вида деятельности на другой, умение логически мыслить;

- прививать интерес к окружающему миру.

3.Речевое развитие:

- совершенствовать координацию речи с движением;

- закреплять  правильное произношение гласных звуков;  

- развивать артикуляционный и голосовой аппараты: учить четко и внятно произносить  звуки;

- содействовать в становлении речевого диалога между педагогами и детьми.

4.Социально-коммуникативное развитие:

Воспитательные:

- воспитывать культуру речевого общения;

- развивать умение слушать и слышать;

- развивать умение оказывать взаимопомощь, прививать интерес к окружающему миру.

Виды деятельности:

Двигательная  деятельность:

 - совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;

- двигательные упражнения логоритмического характера;

-пальчиковая гимнастика.

Коммуникативная  деятельность:

- обсуждение;

- беседа;

- инсценирование.

Познавательная деятельность:

- рассматривание.

Продуктивная  деятельность:

- рисование нетрадиционной формой;

Планируемый результат: повышение уровня коммуникативных и речевых умений у детей старшей логопедической группы посредством художественно-эстетического воспитания.

Предварительная работа: 

1.Разучивание логоритмического упражнения, пальчиковой гимнастики.

2.Обыгрывание этюдов на выражение эмоций.

3.Повторенике мимических упражнений.

Оборудование:

  • пиктограммы «радость», «страх»;
  • релаксационная музыка;
  • проектор;
  • компьютер;
  • заготовки «взлохмаченных» человечков;
  • зеркала;
  • карточки-символы (звук И, звук О);
  • ватные палочки, гуашь, карандаши, салфетки, стаканчики;
  • веревка.

Ход НОД:

(Звучит спокойная релаксационная музыка. Дети входят в группу).

  1. Логоритмическое упражнение  «На лужайке».

     Логопед: Ребята, проходите скорее в группу и послушайте меня (Логопед произносит слова логоритмического упражнения и выполняет соответствующие со словами действия. Дети повторяют слова и движения).

  1. Приветствие «Ветерок».

    Психолог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними как легкий ветерок. Представьте себе, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите приветствие так, как это сделал бы ветер (Дети тихо и спокойно произносят приветственные слова).

Психолог: Молодцы! Присаживайтесь на коврик.

Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о настроении, какое оно бывает и как его можно изобразить.

 

  1. Игра «Морщинки».

    Логопед: Да, сегодня мы будем корчить рожицы, и показывать друг другу радостные и испуганные лица. А для начала разогреем мышцы лица. Вспомним нашу игру «Морщинки».

Цель: укрепление мимических мышц речевого аппарата; избавление от напряжения в забавной форме.

    Логопед: Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох. Вдох-выдох. И последний раз, вдох-выдох. Отлично! Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица. Лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох. Вдох-выдох. И последний раз, вдох-выдох. Молодцы!

  1. Рассматривание пиктограммы «Радость».

   Психолог: мы с вами отдохнули, успокоили свое дыхание. А теперь посмотрите на лицо этого человека (Показывает пиктограмму на проекционном экране эмоцию -  «Радость»).

   Психолог: Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или радостный? (Дети отвечают).

    Психолог:  Да, этот человек радостный. Посмотрите, у него улыбка, глаза прищурены, брови приподняты. Давайте попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать? (Прищурить глазки и улыбнуться).

  1. Упражнение с зеркалом «Улыбка».

    Логопед: А теперь давай улыбнемся и посмотрим на себя в зеркало (Дети подходят к столу с зеркалами. На столе  для каждого ребёнка лежит зеркало. Дети выполняют упражнение).

     Логопед: У всех ли получилась улыбка, у всех ли прищурены глазки, у всех ли приподняты бровки? Молодцы, какие у всех получились радостные лица.

  1. Работа с артикуляционной карточкой-символом «звук И».

Логопед: Ребята, а когда вы улыбались, ваш ротик какой звук нам

показывал (Ответы детей). Найдите соответствующий символ (Дети выбирают из предложенных карточек  карточку-символ  с артикуляцией звука И. Карточки-символы лежат на следующем столе).

7. Этюд «Встреча с другом».

    Психолог: Садитесь на коврик. Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы послушайте ее внимательно (Психолог рассказывает историю «Встреча с другом»).

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.

    Психолог: Попробуем разыграть эту сценку. Сколько мальчиков было в этой истории? (Ответы детей). Кто хочет быть мальчиком, который остался в городе? А кто будет мальчиком, который уехал с родителями? (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).

    (Психолог рассказывает ещё раз историю, дети показывают инсценировку).

    Психолог: У вас отлично получилось! Ребята, так о каком чувстве мы с вами говорили? (Вариант детей).

  1. Рассматривание пиктограммы «Страх».

     Психолог: А теперь посмотрите на это лицо. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот человек? (Показывает пиктограмму на проекционном экране эмоцию -  «Страх»). Смотрите внимательно… У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит, брови приподняты. Какое же это может быть чувство? (Вариант ответов детей).  Да, это чувство страха.

      Психолог: Давайте и мы с вами попробуем изобразить страх на своем лице. Что для этого нужно сделать? (Широко открыть глаза, рот, брови приподнять.) Еще выставите перед собой одну руку, как будто вы отгораживаетесь.

  1. Упражнение с зеркалом «Страх».

     Логопед: А теперь давайте посмотрим на себя в зеркало (Дети подходят к столу с зеркалами и смотрят в них): у всех ли широко открыты глаза, у всех ли приподняты брови, у всех ли открыт рот, и кто забыл отгородиться рукой? Молодцы, у всех на лице получилось чувство страха.

  1.  Работа с артикуляционной карточкой-символом «звук И».

Логопед: Ребята, а когда вы показывали страх, ваш ротик какой звук

показывал (Ответы детей). Найдите соответствующий символ (Дети выбирают из предложенных карточек  карточку-символ  с артикуляцией звука О).

  1.  Этюд «Галя и гусь».

    Психолог: (Дети присаживаются на коврик). Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы её внимательно слушайте, а потом мы попробуем разыграть сценку.

Цель: научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.

     Психолог: Давайте подумаем, сколько человек нам нужно, чтобы разыграть эту сценку? Нам нужна девочка Галя. Кто может её изобразить? (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).

      Психолог: Итак, Галя гуляла у реки, рвала цветы. Вдруг она услышала, как позади неё кто-то зашипел … Она обернулась, увидела гуся, испугалась и побежала домой…(Ребёнок инсценирует сценку, ориентируясь на слова психолога).

     Психолог: В этой сценке есть гусь. Кто хочет изобразить гуся? (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).

     Психолог: Он появляется позади Гали, начинает шипеть. Шея у него вытянута, крылья сложены за спиной, или он широко ими размахивает…(Ребёнок в роли гуся инсценирует сценку,  ориентируясь на слова психолога).

     Психолог: И ещё нам нужна бабушка, которая успокоила Галю. Как она могла это сделать? (Варианты детей). (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).

(Проиграв роли отдельно, дети соединяют их в одно большое действие).

Психолог: У вас отлично получилось!

    Логопед: Ребята, о каком чувстве сейчас мы с вами говорили? А как его можно показать? (Дети предлагают свой вариант ответов).

12.  Рисование рожиц «взлохмаченных человечков».

    Психолог: А сейчас, ребята представьте себе, что вы художники. Давайте дорисуем рожицы взлохмаченных человечков – «радостного» и «испуганного». Для этого нам нужно сесть за столы. Спокойно проходим и занимаем места (Дети занимают места за столами).

   

  1. Пальчиковая гимнастика «Человечек».

    Логопед: Но перед тем как рисовать, нужно разогреть пальчики. Выполним пальчиковую гимнастику «Человечек» (Дети выполняют пальчиковую гимнастику).

    Психолог: Молодцы! А теперь можно приступать к выполнению задания. Вспомните, как мы изобразим радость, а как грусть… (Педагоги раздают приготовленные заготовки каждому ребенку).

   Психолог: Ребята, подумайте какого человечка вы будите рисовать - «радостного» или «испуганного» и выбрать, чем вы хотите рисовать: красками и ватной палочкой, карандашами или мелками. (Дети проявляют инициативу в выборе изображения настроения и способов рисования).

(В процессе рисования звучит  спокойная музыка. По завершению происходит обсуждение рисунков – у всех ли получилось).

  1. Релаксационное упражнение «Веревочка» и ритуал «Прощание».

Психолог: А теперь я предлагаю вам сесть внутрь круга, который я выложила из веревки. Представьте себе, что это дом, где все могут найти себе место. Сядьте поближе друг к другу так, чтобы чувствовать тепло своих соседей. Закройте глаза. Тот, до кого я дотронусь, может открыть глаза и выйти из круга. Кто почувствует, что его сосед уходит, тоже может открыть глаза, встать и уйти. На этом наше занятие заканчивается. До свидания.

Приложение

Логоритмическое упражнение  «На лужайке».

    На лужайке по утру. Мы затеяли игру.

    Я – подснежник, ты – вьюнок,

    Становитесь в наш венок. (Встают в круг, берутся за руки.)

    Раз, два, три, четыре (Делают четыре шага назад, расширяя  круг.)

    Раздвигайте круг по шире.

    А теперь мы ручейки,

    Побежим в перегонки (Бегут по кругу, взявшись за руки).

    Прямо к озеру спешим,

    Станет озеро большим.

    Становитесь в круг опять (Смыкается круг, опять бегут по кругу.),

    Будем в солнышко играть.

    Мы – веселые лучи (Останавливаются, тянутся на носочках),

    Мы резвы и горячи.

    Прыгаем мы на носочках (Прыгают на носочках, руки на поясе)

    В зеленеющих кусточках.

Этюд «Встреча с другом».

«У мальчика был друг. Настало время и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! (Выразительные движения – плечи опущены выражение печали на лице грусть, объятия, смех, радость)».

Этюд «Галя и гусь».

«Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади неё кто-то зашипел: «Ш-ш-ш»! Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Галю».

Пальчиковая гимнастика «Человечек».

Вот человечек идет по дорожке

(Указательные  и средние  пальцы обеих рук двигаются по поверхности стола).

И высоко поднимает он ножки

(Размашистые движения указательного и среднего пальцев  рук).

На одной ноге стоит и по сторонам глядит

(Указательные пальцы стоят на столе. Остальные пальцы собраны в кулак).

На другую ногу встал, покачался и упал

(Указательные и средние пальцы обеих рук стоят на столе. Затем выполняют покачивающие движения. На слово «упал» ладошки лежат на столе).

Пиктограммы.

«Радость»

Картинки по запросу пиктограмма эмоции радость

«Страх»

C:\Users\Викулька\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\65340212.jpg

C:\Users\Виктория\Desktop\konspekt-puteshestviye-v-mir-professiy-04.gif

C:\Users\Виктория\Desktop\i.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Страна разноцветных эмоций"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе...

В "Стране разноцветных эмоций"

Публикация в местной газете "Слава труду"...

Страна разноцветных эмоций

Публикация в журнале "Воспитатель ДОУ" (выпуск 1, ООО "ТЦ СФЕРА", Москва 2011)...

Интегрированное психолого-логопедическое занятие с детьми подготовительной группы.

У детей с нарушенииями речи часто отмечаются нарушения психических  процессов. Д ля более качественной коррекционной работы с детьми-логопатами необходима интеграция деятельности всех специалисто...

Интегрированное психолого-логопедическое занятие «В гостях у друзей Лунтика»

Занятие разработано совместно с учителем – логопедом и  направлено на развитие коммуникативных и речевых  навыков....

Конспект интегрированного психолого-логопедическое занятия "Страна разноцветных эмоций"

Данное  интегрированное занятие проводилось с целью развития коммуникативных и речевых  умений детей старшей логопедической  группы с помощью художественно-эстетического воспитания. Зан...

Конспект НОД "Страна разноцветных эмоций"

Цель: формировать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, обучение элементарным приемам регулирования поведения, развитие чу...