Интегрированное психолого-логопедическое занятие "Страна разноцветных эмоций".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyati_po_her._parhomenko_i.n._abasheva_v.v.docx | 64.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное психолого-логопедическое занятие
"Страна разноцветных эмоций".
Тема НОД: интегрированное психолого-логопедическое занятие "Страна разноцветных эмоций".
Возрастная группа: Старшая группа компенсирующей направленности 07.
Авторы-состовители: педагог-психолог: Пархоменко Инесса Николаевна (стаж работы -13 лет); учитель-логопед: Абашева Виктория Витальевна (стаж работы - 15).
Цель: развитие коммуникативных и речевых умений детей старшей логопедической группы с помощью художественно-эстетического воспитания.
Задачи по образовательным областям:
1.Художественно-эстетическое развитие:
Коррекционно-обучающие задачи:
- продолжать знакомить детей с эмоциями радость и страх;
- развивать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выражать это состояние в мимике и жестах;
- учить снимать напряжение;
- развивать способность сопереживать;
- развивать творческое воображение;
- развивать самостоятельную творческую деятельность детей.
2.Познавательное развитие:
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать зрительно-двигательную координацию, внимание, концентрацию, устойчивость;
- умение переключаться с одного вида деятельности на другой, умение логически мыслить;
- прививать интерес к окружающему миру.
3.Речевое развитие:
- совершенствовать координацию речи с движением;
- закреплять правильное произношение гласных звуков;
- развивать артикуляционный и голосовой аппараты: учить четко и внятно произносить звуки;
- содействовать в становлении речевого диалога между педагогами и детьми.
4.Социально-коммуникативное развитие:
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- развивать умение слушать и слышать;
- развивать умение оказывать взаимопомощь, прививать интерес к окружающему миру.
Виды деятельности:
Двигательная деятельность:
- совместная деятельность взрослого и детей тематического характера;
- двигательные упражнения логоритмического характера;
-пальчиковая гимнастика.
Коммуникативная деятельность:
- обсуждение;
- беседа;
- инсценирование.
Познавательная деятельность:
- рассматривание.
Продуктивная деятельность:
- рисование нетрадиционной формой;
Планируемый результат: повышение уровня коммуникативных и речевых умений у детей старшей логопедической группы посредством художественно-эстетического воспитания.
Предварительная работа:
1.Разучивание логоритмического упражнения, пальчиковой гимнастики.
2.Обыгрывание этюдов на выражение эмоций.
3.Повторенике мимических упражнений.
Оборудование:
- пиктограммы «радость», «страх»;
- релаксационная музыка;
- проектор;
- компьютер;
- заготовки «взлохмаченных» человечков;
- зеркала;
- карточки-символы (звук И, звук О);
- ватные палочки, гуашь, карандаши, салфетки, стаканчики;
- веревка.
Ход НОД:
(Звучит спокойная релаксационная музыка. Дети входят в группу).
- Логоритмическое упражнение «На лужайке».
Логопед: Ребята, проходите скорее в группу и послушайте меня (Логопед произносит слова логоритмического упражнения и выполняет соответствующие со словами действия. Дети повторяют слова и движения).
- Приветствие «Ветерок».
Психолог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними как легкий ветерок. Представьте себе, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите приветствие так, как это сделал бы ветер (Дети тихо и спокойно произносят приветственные слова).
Психолог: Молодцы! Присаживайтесь на коврик.
Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о настроении, какое оно бывает и как его можно изобразить.
- Игра «Морщинки».
Логопед: Да, сегодня мы будем корчить рожицы, и показывать друг другу радостные и испуганные лица. А для начала разогреем мышцы лица. Вспомним нашу игру «Морщинки».
Цель: укрепление мимических мышц речевого аппарата; избавление от напряжения в забавной форме.
Логопед: Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох. Вдох-выдох. И последний раз, вдох-выдох. Отлично! Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица. Лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох. Вдох-выдох. И последний раз, вдох-выдох. Молодцы!
- Рассматривание пиктограммы «Радость».
Психолог: мы с вами отдохнули, успокоили свое дыхание. А теперь посмотрите на лицо этого человека (Показывает пиктограмму на проекционном экране эмоцию - «Радость»).
Психолог: Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или радостный? (Дети отвечают).
Психолог: Да, этот человек радостный. Посмотрите, у него улыбка, глаза прищурены, брови приподняты. Давайте попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать? (Прищурить глазки и улыбнуться).
- Упражнение с зеркалом «Улыбка».
Логопед: А теперь давай улыбнемся и посмотрим на себя в зеркало (Дети подходят к столу с зеркалами. На столе для каждого ребёнка лежит зеркало. Дети выполняют упражнение).
Логопед: У всех ли получилась улыбка, у всех ли прищурены глазки, у всех ли приподняты бровки? Молодцы, какие у всех получились радостные лица.
- Работа с артикуляционной карточкой-символом «звук И».
Логопед: Ребята, а когда вы улыбались, ваш ротик какой звук нам
показывал (Ответы детей). Найдите соответствующий символ (Дети выбирают из предложенных карточек карточку-символ с артикуляцией звука И. Карточки-символы лежат на следующем столе).
7. Этюд «Встреча с другом».
Психолог: Садитесь на коврик. Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы послушайте ее внимательно (Психолог рассказывает историю «Встреча с другом»).
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.
Психолог: Попробуем разыграть эту сценку. Сколько мальчиков было в этой истории? (Ответы детей). Кто хочет быть мальчиком, который остался в городе? А кто будет мальчиком, который уехал с родителями? (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).
(Психолог рассказывает ещё раз историю, дети показывают инсценировку).
Психолог: У вас отлично получилось! Ребята, так о каком чувстве мы с вами говорили? (Вариант детей).
- Рассматривание пиктограммы «Страх».
Психолог: А теперь посмотрите на это лицо. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот человек? (Показывает пиктограмму на проекционном экране эмоцию - «Страх»). Смотрите внимательно… У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит, брови приподняты. Какое же это может быть чувство? (Вариант ответов детей). Да, это чувство страха.
Психолог: Давайте и мы с вами попробуем изобразить страх на своем лице. Что для этого нужно сделать? (Широко открыть глаза, рот, брови приподнять.) Еще выставите перед собой одну руку, как будто вы отгораживаетесь.
- Упражнение с зеркалом «Страх».
Логопед: А теперь давайте посмотрим на себя в зеркало (Дети подходят к столу с зеркалами и смотрят в них): у всех ли широко открыты глаза, у всех ли приподняты брови, у всех ли открыт рот, и кто забыл отгородиться рукой? Молодцы, у всех на лице получилось чувство страха.
- Работа с артикуляционной карточкой-символом «звук И».
Логопед: Ребята, а когда вы показывали страх, ваш ротик какой звук
показывал (Ответы детей). Найдите соответствующий символ (Дети выбирают из предложенных карточек карточку-символ с артикуляцией звука О).
- Этюд «Галя и гусь».
Психолог: (Дети присаживаются на коврик). Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы её внимательно слушайте, а потом мы попробуем разыграть сценку.
Цель: научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.
Психолог: Давайте подумаем, сколько человек нам нужно, чтобы разыграть эту сценку? Нам нужна девочка Галя. Кто может её изобразить? (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).
Психолог: Итак, Галя гуляла у реки, рвала цветы. Вдруг она услышала, как позади неё кто-то зашипел … Она обернулась, увидела гуся, испугалась и побежала домой…(Ребёнок инсценирует сценку, ориентируясь на слова психолога).
Психолог: В этой сценке есть гусь. Кто хочет изобразить гуся? (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).
Психолог: Он появляется позади Гали, начинает шипеть. Шея у него вытянута, крылья сложены за спиной, или он широко ими размахивает…(Ребёнок в роли гуся инсценирует сценку, ориентируясь на слова психолога).
Психолог: И ещё нам нужна бабушка, которая успокоила Галю. Как она могла это сделать? (Варианты детей). (Дети проявляют инициативу и собственный выбор участия).
(Проиграв роли отдельно, дети соединяют их в одно большое действие).
Психолог: У вас отлично получилось!
Логопед: Ребята, о каком чувстве сейчас мы с вами говорили? А как его можно показать? (Дети предлагают свой вариант ответов).
12. Рисование рожиц «взлохмаченных человечков».
Психолог: А сейчас, ребята представьте себе, что вы художники. Давайте дорисуем рожицы взлохмаченных человечков – «радостного» и «испуганного». Для этого нам нужно сесть за столы. Спокойно проходим и занимаем места (Дети занимают места за столами).
- Пальчиковая гимнастика «Человечек».
Логопед: Но перед тем как рисовать, нужно разогреть пальчики. Выполним пальчиковую гимнастику «Человечек» (Дети выполняют пальчиковую гимнастику).
Психолог: Молодцы! А теперь можно приступать к выполнению задания. Вспомните, как мы изобразим радость, а как грусть… (Педагоги раздают приготовленные заготовки каждому ребенку).
Психолог: Ребята, подумайте какого человечка вы будите рисовать - «радостного» или «испуганного» и выбрать, чем вы хотите рисовать: красками и ватной палочкой, карандашами или мелками. (Дети проявляют инициативу в выборе изображения настроения и способов рисования).
(В процессе рисования звучит спокойная музыка. По завершению происходит обсуждение рисунков – у всех ли получилось).
- Релаксационное упражнение «Веревочка» и ритуал «Прощание».
Психолог: А теперь я предлагаю вам сесть внутрь круга, который я выложила из веревки. Представьте себе, что это дом, где все могут найти себе место. Сядьте поближе друг к другу так, чтобы чувствовать тепло своих соседей. Закройте глаза. Тот, до кого я дотронусь, может открыть глаза и выйти из круга. Кто почувствует, что его сосед уходит, тоже может открыть глаза, встать и уйти. На этом наше занятие заканчивается. До свидания.
Приложение
Логоритмическое упражнение «На лужайке».
На лужайке по утру. Мы затеяли игру.
Я – подснежник, ты – вьюнок,
Становитесь в наш венок. (Встают в круг, берутся за руки.)
Раз, два, три, четыре (Делают четыре шага назад, расширяя круг.)
Раздвигайте круг по шире.
А теперь мы ручейки,
Побежим в перегонки (Бегут по кругу, взявшись за руки).
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять (Смыкается круг, опять бегут по кругу.),
Будем в солнышко играть.
Мы – веселые лучи (Останавливаются, тянутся на носочках),
Мы резвы и горячи.
Прыгаем мы на носочках (Прыгают на носочках, руки на поясе)
В зеленеющих кусточках.
Этюд «Встреча с другом».
«У мальчика был друг. Настало время и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! (Выразительные движения – плечи опущены выражение печали на лице грусть, объятия, смех, радость)».
Этюд «Галя и гусь».
«Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади неё кто-то зашипел: «Ш-ш-ш»! Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Галю».
Пальчиковая гимнастика «Человечек».
Вот человечек идет по дорожке
(Указательные и средние пальцы обеих рук двигаются по поверхности стола).
И высоко поднимает он ножки
(Размашистые движения указательного и среднего пальцев рук).
На одной ноге стоит и по сторонам глядит
(Указательные пальцы стоят на столе. Остальные пальцы собраны в кулак).
На другую ногу встал, покачался и упал
(Указательные и средние пальцы обеих рук стоят на столе. Затем выполняют покачивающие движения. На слово «упал» ладошки лежат на столе).
Пиктограммы.
«Радость»
«Страх»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе "Страна разноцветных эмоций"
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе...
В "Стране разноцветных эмоций"
Публикация в местной газете "Слава труду"...
Страна разноцветных эмоций
Публикация в журнале "Воспитатель ДОУ" (выпуск 1, ООО "ТЦ СФЕРА", Москва 2011)...
Интегрированное психолого-логопедическое занятие с детьми подготовительной группы.
У детей с нарушенииями речи часто отмечаются нарушения психических процессов. Д ля более качественной коррекционной работы с детьми-логопатами необходима интеграция деятельности всех специалисто...
Интегрированное психолого-логопедическое занятие «В гостях у друзей Лунтика»
Занятие разработано совместно с учителем – логопедом и направлено на развитие коммуникативных и речевых навыков....
Конспект интегрированного психолого-логопедическое занятия "Страна разноцветных эмоций"
Данное интегрированное занятие проводилось с целью развития коммуникативных и речевых умений детей старшей логопедической группы с помощью художественно-эстетического воспитания. Зан...
Конспект НОД "Страна разноцветных эмоций"
Цель: формировать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, обучение элементарным приемам регулирования поведения, развитие чу...