Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающем пространстве ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике
Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС ДО в коррекционно-развивающем пространстве дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vzaimodeystvie_pedagoga-psihologa_i_logopeda.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Эклер Елена Владимировна, Ратке Светлана Анатольевна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №72 г.п. Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС ДО в коррекционно-развивающем пространстве дошкольного образовательного учреждения.
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Как свидетельствуют результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, лишь 5-7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения. Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...» [Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.] Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, так же как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня.
На современном этапе сложившиеся новые условия в системе образования с внедрением ФГОС ДО (Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), ориентированного на гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, побуждают педагогов к поиску новых путей включения коррекционно-образовательной деятельности в работу дошкольного учреждения. Она направлена на выравнивание речевого, психофизического, эмоционального развития детей при комплексном взаимодействии и активном участии всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и членов семьи ребенка.
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые дошкольные образовательные учреждения требует от последних создания определенных условий для эффективного взаимодействия двух образовательных систем – общей и специальной. Создание единого коррекционно-образовательного пространства позволяет запустить механизмы этого взаимодействия. Наиболее эффективно решить поставленную задачу могут педагогические коллективы и специалисты образовательных учреждений при условии включения родителей в процесс сопровождения развития детей [3,c.5].
Именно поэтому проблема осуществления ППМС (Психолого-педагогической, медицинской и социальной) - помощи воспитанникам, имеющим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации детей в условиях образовательного учреждения является наиболее актуальной. Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе хорошо продуманной и налаженной сети интегрированных связей, качественной комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных структуре дефекта, возрасту ребенка, чем достигается высокая эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают полноценное развитие ребенка [1].
Массовые дошкольные учреждения, в том числе и МКДОУ дс № 72 посещают дети с разными образовательными потребностями. Как известно, такие дети требуют к себе повышенного внимания и нуждаются в проведении комплексных коррекционных мероприятий. Выполнение стратегии включения ребенка в коррекционно-развивающий процесс возлагается на специалистов ПМПк (Психолого-медико-педагогический консилиум) образовательного учреждения. Успешная деятельность ПМПк ДОУ во многом зависит от умения педагогов действовать сообща. ПМПк не только проводит психолого-педагогическую оценку динамики развития детей, но и разрабатывает индивидуальную образовательную программу, оценивает и корректирует выбранные методы и технологии помощи конкретному ребенку. Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности детей. Мы – специалисты детского сада: педагог-психолог, учитель-логопед – после коррекционно-развивающих занятий с детьми, находящимися на ПМПк-сопровождении, работаем в тесном контакте друг с другом, всегда делимся маленькими и большими «шагами» в сторону динамики каждого конкретного ребенка, обсуждаем результаты проведенной работы. Считаем, что специалистам недостаточно просто провести занятие и сделать соответствующую запись в индивидуальную карту сопровождения ребенка, необходимо обсуждать имеющиеся проблемы в развитии ребенка и совместно находить методы и технологии помощи каждому ребенку.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, музыкотерапии, логоритмики, песочной игротерапии, сказкотерапии и т.д. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.
Модель взаимодействия ставит своей целью создание единого коррекционно-образовательного пространства, способствующего преодолению трудностей в обучении у дошкольников при комплексном взаимодействии и активном участии всех специалистов дошкольного образовательного учреждения (логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника и членов семьи ребенка).
Комплексный подход подразумевает два аспекта.
Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех психических процессов и воспитание личности в целом.
Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов, работающих с детьми.
Комплексный подход направлен на реализацию трех задач, которые решаются одновременно:
I. Воздействие на личность воспитанников.
II. Формирование навыка правильной речи.
III. Профилактика рецидивов.
Решение первой задачи связано с психолого-педагогической работой, направленной на воспитание и перевоспитание отношения ребенка к самому себе, формированию социальной активности ребенка. Осуществляется с помощью психотерапии на коррекционных занятиях педагога-психолога.
Решение второй задачи в основном осуществляется логопедом на логопедических занятиях в соответствии с этапами, предусмотренными индивидуальным образовательным маршрутом.
Третья задача – профилактика рецидивов связана с лечебно - оздоровительной работой и поддержкой повторными курсами реабилитации.
Последовательность применения различных традиционных и инновационных технологий для решения этих задач используется одновременно, усложняясь в соответствии с этапами коррекционно-педагогической работы.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса.
Таблица 1. Основные блоки работы с родителями
Блоки | Основные задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, семинары, практические, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации. |
Включение родителей в деятельность ДОУ | Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения | Праздники, соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, КВН, турниры знатоков, работа кружков, экскурсии, подготовка спектаклей. |
Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-логопед и педагог-психолог, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Сотрудничество с родителями во многом определяет успешность всей коррекционной работы и способствует скорейшему преодолению трудностей в обучении у детей. Наша служба ППМС предусматривает активное участие родителей во многих мероприятиях, проводимых в детском саду: родительские собрания, занятия-практикумы, индивидуальные консультации. Все формы работы, проводимые с родителями, способствуют: укреплению партнерских отношений с семьями воспитанников, повышению уровня компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья и поддержания их уверенности в своих педагогических силах.
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения, имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в коррекционно-развивающей работе. Таким образом, работая в команде единомышленников, мы добиваемся хороших результатов, обогащая образовательный и практический уровень детей с проблемами в развитии.
Результаты нашей работы свидетельствуют о том, что создание единого коррекционно-образовательного пространства благотворно влияет не только на подготовку ребенка к школьному обучению, но способствует дальнейшей социализации ребенка в обществе.
Список литературы:
- Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
- Семаго Н.Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов /Под науч. ред. М. М. Семаго. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
- Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: «Речь», 2003. - 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль и возможности учителя-логопеда в осуществлении коррекционно-развивающей помощи ребенку, в условиях УДОД, для успешного усвоения школьной программы и дальнейшей социализации личности.
Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению...
Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС
Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС...
Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС
Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий педагога-психолога совместно с учителем-логопедом «Путешествие ко дну морскому».
Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;активизировать словарь...
Консультация для педагогов-психологов "Психологическая подготовка к школе в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога" 16.03.2023 г.
Психологическая подготовка к школе в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога...
Документация учителя- логопеда коррекционных групп по работе с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.
Документация учителя- логопеда коррекционных групп по работе с родителями в условиях реализации ФГОС ДО....
Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"
Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"...